Определение слова «ШТАЙНЕР»

Новая философская энциклопедия:

ШТАЙНЕР, Штейнер (Steiner) Рудольф Йозеф Лоренц (25 февраля 1861, Кралевец, Австро-Венгрия– 30 марта 1925, Дорнах, Швейцария)немецкий философ и ученый, основоположник антропософии [АНТРОПОСОФИЯ]. Получил естественно-научное образование в Венском политехническом институте. Испытал влияние Р.Циммермана и Ф.Брентано [БРЕНТАНО], университетские лекции которых он посещал. Приобрел известность благодаря философскому обоснованию гётевского типа естествознания, интерпретации мировоззрения Ф.Ницше, защите теории развития Э.Геккеля и даже благодаря позитивному резонансу его главной книги «Философия свободы» среди представителей ненасильственного анархизма.
В 1902 создал и возглавил немецкую секцию Теософского общества, однако в 1913 в силу расхождений с руководством общества по христологическим вопросам секция была из него исключена, и приверженцы Штайнера основали Антропософское общество. Штайнер сотрудничает с ним, в декабре 1923 реорганизует его, становится его председателем и открывает Свободную высшую школу духовного знания.
Как реформатор-практик Штайнер заложил основы вальдорфской педагогики, антропософской медицины (в т.ч. омелотерапии рака), лечебной педагогики, биодинамического сельского хозяйства, инициировал развитие эвритмии, новых направлений в драматическом искусстве, живописи, архитектуре, движения кон. 1910-х – нач. 1920-х гг. за разделение трех сфер «социального организма» – культуры, политики и хозяйства. В сотрудничестве со Штайнером группа протестантских священников и богословов во главе с Ф.Риттельмайером основала в 1922 Общину христиан – движение за обновление религиозной жизни.
Философское творчество Штайнера мало изучено, в частности не выяснен до конца вопрос о периодизации его идейного развития (так, строго имманентная философия раннего Штайнера, включающая спинозистские космологические и теологические импликации, сменяется поздней панненеистической картиной антропогенеза, содержащей трансцендентные духовные начала, и т.п.). Свое место в традиции философского мышления Штайнер представлял в 1922 следующим образом: «Я связал два принципа. У Иоганна Готлиба Фихте я научился тому, что такое чистый акт, деятельность Я, отвратившаяся от внешнего мира, а у Аристотеля я взял полноту всеобъемлющего эмпиризма. Лишь тот, кто способен дополнить Фихте с помощью Аристотеля, находит полную действительность, таков и был мой путь» («Anthroposophical Movement» (L.), 1934, vol. XI, 3, p. 19). Первое его сочинение «Очерк теории познания гётевского мировоззрения» (1886, рус. пер. 1993) содержит программу перегруппировки опытных фактов частных дисциплин с целью построения феноменологической научной картины мира. Так, в каузальном объяснении процессов неорганической природы Штайнер ставит во главу угла систему прафеноменов (см. Гёте [ГЕТЕ]), роль которых аналогична функции теоретической модели в традиционном естествознании. Диссертация «Истина и наука» (1892, рус. пер. 1913) посвящена анализу акта познания и восхождению к беспредпосылочному началу философии. «Философия свободы» (1894, рус. пер. Париж, 1932–33) строится на контрапункте встречных лейтмотивов: с одной стороны, познание есть продолжение эволюции, с другой – свобода поступка мыслима лишь с точки зрения радикального этического индивидуализма. Из дальнейших философских публикаций выделяются «Миросозерцание Гёте» (Goethes Weltanschauung, 1897), фундаментальный обзор «Эгоизм в философии» (Der Egoismus in der Philosophie, 1899), анализ типа познания, присущего спекулятивному мистицизму от Экхарта до Ангелуса Силезиуса («Мистика на заре нового времени», 1901, рус. пер. 1917), истолкование языка античной и евангельской символики («Христианство как мистический факт и мистерии древности», 1902, рус. пер. 1917), доклад на I философском конгрессе в Болонье («Психологические основы и теоретико-познавательная позиция теософии» – Die psychologischen Grundlagen und die erkenntnistheoretische Stellung der Theosophie, 1911), реконструкция четырех периодов становления западного сознания («Загадки философии, изложенные в очерке ее истории» – Die Rtsel der Philosophie in ihrer Geschichte als Umriss dargestellt, 1914) и опыт разрешения психофизической проблемы («О загадках души» – Won Seelenrtseln, 1917). Философским вопросам посвящены курсы лекций: «Антропософия, психософия, пневматософия» (Antroposophie, Psychosophie, Pneumatosophie, 1909, 1910, 1911 – 0 процессах восприятия и образования суждений, о Брентано и пневматологии Аристотеля), «Человеческая и космическая мысль» (1914, рус. пер. 1999 – типология мировоззрений), общедоступная «Философия Фомы Аквината» (Die Philosophie des Thomas von Aquino, 1920), «Время зарождения естествознания во всемирной истории и его дальнейшее развитие» (Der Entstehungsmoment der Naturwissenschaft in der Weltgeschichte und ihre seitherige Entwicklung, 1922–23) и др.
Последнюю треть жизни Штайнер посвящает своеобразному культурному эксперименту – воссозданию утраченного смысла мистериальных и эзотерических знаний в понятийной форме, в виде допускающей проверку дискурсии. И если способность Штайнера к духовному созерцанию и подотчетному уму ясновидению ставит его в ряд таких классиков описания сверхфизических сфер бытия, как Я.Бёме, Э.Сведенборг или Е.П.Блаватская, то главным методическим принципом его философии остается при этом рационалистический эмпиризм: сквозь игольное ушко критической рефлексии исследователя должно проходить научное осмысление всякого чувственного и сверхчувственного материала.
Сочинения:
1. Gesamtausgabe: Schriften, Bd. 1–45;
2. Vortrge, Bd. 51–354. Dornach, 1955–95;
3. в рус. пер.: Духовный склад Гёте сквозь призму «Фауста» и сказки о змее и Лилии. – В кн.: Гёте И.В. Тайны. Сказка. Рудольф Штайнер о Гёте. М., 1966;
4. Очерк тайноведения. М., 1916;
5. Как достигнуть познаний высших миров, ч. 1. М., 1918;
6. Основные черты социального вопроса. Ереван, 1992;
7. Из области духовного знания, или антропософии. М., 1997;
8. Космология, религия и философия. Калуга, 1996;
9. Общее учение о человеке как основа педагогики. М., 1996;
10. О России: из лекций разных лет. СПб., 1997;
11. Теория Розенкрейцера. М., 1999;
12. Происхождение зла и его облик в свете антропософии. СПб., 2000.
Литература:
1. Гольденберг В. Антропософское движение и его пророк. Берлин, 1923;
2. Андрей Белый. Воспоминания о Штейнере. Париж, 1982;
3. Риттельмайер Ф. Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером. М. – Обнинск, 1991;
4. Свасьян К.А. Книга-мистерия. – В кн.: Штайнер Р. Философия свободы. Ереван, 1993;
5. Линденберг К. Рудольф Штейнер: биография. М., 1995;
6. Lindenberg C. Rudolf Steiner: Eine Chronik: 1861–1925. Stuttg., 1988.
С.В.Казачков

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru