Определение слова «Шрути»

Большой энциклопедический словарь:

ШРУТИ (санскр., букв. — то, что может быть услышано) — интервал величиной менее полутона (ок. 1/4 тона).

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

(букв, услышанное)откровение, противополагаемое смрити — свящ. преданию. Ш. включает наиб, авторитетную часть Вед — самхиты и брахманическую прозу (см. АРАНЬЯКА, БРАХМАНЫ 2, УПАНИШАДЫ), к-рые считаются вечными и не сотворенными, а лишь "увиденными" мудрецами-риши. Непосредственно к Ш. возводится ритуал шраута, излагаемый в шраутасутрах.
А. Вигасин

Музыкальная энциклопедия:

(санскр., от шру — слышать) — минимальное расстояние между 2 звуками, а также принцип организации звукоряда в инд. классич. музыке, подразумевающий деление его на 22 неравных по величине интервала. Впервые понятие Ш. встречается в "Натьяшастре" Бхараты (первые века н. э.); впоследствии этот принцип организации рассматривается как целостная теория в трактатах "Брхаддеши" Матанги (5 в.), "Сангитамакаранда" Нарады (8 в.), "Сангитаратнакара" Шарнгадевы (13 в.) и др. В них Ш. трактуется как наименьший интервал и как средство муз. выразительности, способствующее выявлению того или иного эмоционально-психологич. состояния — раса. Каждый Ш. имеет название, соответствующее характеру своего раса: неизменный, блистающий, желанный, прекрасный и т. д. Ш. делятся на 5 групп (джати) : жгучие, широкие, нейтральные, нежные и жалобные. Инд. философская мысль, для к-рой характерно синкретич. восприятие мира, включает каждый из Ш. в целостную систему мироздания, где им соответствуют определ. планеты, цвета спектра, божества и т. д.
Большое значение имеет соотношение между 22 Ш., располагающимися в пределах октавы, и 7 осн. ступенями звукоряда. Каждая ступень (свара) включает определ. количество Ш.: шадджа (1-я свара) включает 4 Ш., ришабха (2-я) — 3, гандхара (3-я) — 2, мадхья-ма (4-я) — 4, панчама (5-я) — 4, дхайвата (6-я) — 3, нишада (7-я) — 2. Не образуя осн. звукоряда, 22 Ш. употребляются в сочетании с группой свар того или иного звукоряда или в виде микроинтервального орнамента ( гамака), к-рый имеет особое эстетич. значение. Наличие Ш. является одним из признаков, определяющих высокую степень развитости и утончённости музыки Юж. Азии. Распространённые в классич. музыке, они не типичны для традиц. музыки. См. Индийская музыка.
Литература: Музыкальная эстетика стран Востока, ред. и вступ. ст. В. П. Шестакова, (М., 1967), с. 123-29; Ranadе G. Н., Hindusthani music. Its physics and aesthetics, Bombay, 1939, 1951, 1971 (факсим. переизд.); Daniйlou A., Northern Indian music, v. 1, L. — Calcutta, 1949, p. 45-69, то же, N. Y.- Wash., (1969); Aspects of Indian music. A series of special articles and papers read at the music symposia arranged by All India Radio, New Delhi, (1970); Jairazbhoy N. A., An interpretation of the 22 Srutis, "Asian music", 1975, v. 6, No 1-2.
E. M. Гороховик.

Краткий религиозный словарь:

Традиция священных индуистских текстов (изначально устная), в которые входят: Веды: 1. Ригведа (веда гимнов) 2. Яджурведа (веда жертвенных формул) 3. Самаведа (веда напевов) 4. Ахтарваведа (веда заклинаний) Брахманы — своего рода комментарии к текстам Вед. Араньяки — тексты-брахманы, предназначенные для отшельников. Упанишады, трактаты религиозно-философского характера

Теософский словарь:

(Санскр.) Священное предание, полученное путем откровения;

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru