Определение слова «Шолом-Алейхем»

Большой энциклопедический словарь:

ШОЛОМ-АЛЕЙХЕМ (наст. имя и фам. Шолом Нохумович Рабинович) (1859-1916) — еврейский писатель. Жил в России, с 1914 в США. Писал на идише, иврите, русском языках. В прозе — жизнь евреев в России, капитализация еврейской среды (роман "Сендер Бланк и его семейка", 1887) — галерея ярких национальных типов: предприниматель, жертва прожектерства и жажды обогащения (цикл новелл "Менахем Мендл", 1892) — честный труженик, беззаботный философ из народа (цикл новелл "Тевье-молочник", 1894-1914); трагические судьбы народных талантов (романы "Иоселе-Соловей", 1889, "Блуждающие звезды", 1909-11) — бедняки, эмигрирующие в Америку (повесть "Мальчик Мотл", 1907-16). Роман "Потоп" (1906) — о революционных событиях 1905, роман "Кровавая шутка" (1913) — отклик на дело Бейлиса. В творчестве — сплав юмора и лиризма, точная психологическая и бытовая деталь, ярко выраженная демократическая позиция.

Большая биографическая энциклопедия:


Шолом-Алейхем.
(псевдоним Шалома Рабиновича) — выдающийся бытописатель-юморист; род. в 1859 г. в Переяславе (Полтавской губ.), в ортодоксальной семье. До 15-летнего возраста Ш. изучал одну только талмудическую письменность, затем под влиянием новоеврейской просветительной литературы занялся и общим образованием. В 1880—82 гг. Ш. был общественным раввином в Лубнах, затем жил в Киеве, где занимался торговыми делами. После октябрьских погромов 1905 г. Ш. пробыл два года в Америке. С 1909 г. Ш. по болезни живет за границей. Литературная деятельность Ш. началась в конце 70-х годов, когда он стал печатать корреспонденции и статьи в "На-Zefirah" и "Ha-Meliz"; но свое настоящее призвание он проявил лишь тогда, когда перешел к разговорно-еврейской литературе и стал печатать (с 1883 г.) в "Jdisches Volksblatt" очерки и рассказы, сразу обратившие на себя внимание колоритностью языка и юмором. К этому периоду относятся его рассказы "Natascha" (1884); "Hcher un Niederiger" (1884); "Die Welt-reise" (1886); "Kinderspiel" (1886), пьеса "A chosson а doktor" (1887); комедия "A get" и прекрасные очерки из детской жизни "Dos Messerei" (1887) и "Lag-boimer" (1887). Задавшись целью облагородить вкус массового читателя, Ш. раньше всего вступил в борьбу с чрезмерно развившейся в 70-е годы бульварной литературой, и силу своего сарказма он направил против наиболее типичного и плодовитого поставщика этого сорта литературы — Шомера ("Schomers mispot", 1888). В противовес сенсационным, переполненным всякими кричащими эффектами романам Ш. опубликовал бытовой роман "Sender Blank" и основал ежегодник "Jdische Volksbibliotek", где появились его романы "Stempenju" и "Jossele Solowei", имевшие большой успех. Первый из этих двух романов посвящен "дедушке Менделе", и автор, называя себя в предисловии "внуком" Менделе Мохер Сфорим (см. Абрамович), подчеркивает, что этот творец художественной литературы на жаргоне является для него учителем. И эта тесная связь Ш. с творчеством Менделе Мохер Сфорим проявляется в целом ряде произведений Ш., который в первом периоде своей деятельности живописал то же старое патриархальное еврейство с его своеобразным складом жизни, что и автор "Winschfingerl". Прославленные Абрамовичем Глупск и Кабцанск являются прототипом Мазеповки и Касриловки у Ш. Но Ш. не копирует, у него своя манера, свой стиль, и рисуемый им мир он рассматривает под особым углом зрения. Отличительная черта дарования Ш. — юмор. Преломляясь сквозь призму этого здорового, добродушного юмора, безрадостная "черта" принимает особый колорит, ее старосветские обитатели, озаренные лучами искрометного смеха Ш., приобретают особую глубину и значительность. Это ярко проявляется в серии очерков "Kleine Menschelech mit kleine hassoges" (маленькие люди с маленькими идеалами), где рисуются обыватели патриархальной Касриловки. Этих "маленьких людей", живущих горемычной жизнью, Ш. вооружает могучим и неоценимым оружием — смехом. "Все касриловцы невероятные бедняки, но бедняки веселые... они большие остряки, мастера на всякие шутки". Из чувства самосохранения касриловцы должны быть "шутниками", так как только насмешливое отношение к своему безвыходному положению несколько смягчает горечь их беспросветной жизни. Но касриловцы не только остряки-юмористы, они в то же время и скептики, и фантазеры-мечтатели. Старомодные, смешные и оторванные от реальной жизни касриловцы иронически относятся к внешнему миру, они убеждены, что весь мир — одна сплошная Касриловка. В то же время они наивны и экспансивно-восприимчивы, как дети; у них часто в трогательной форме проявляется тоска по возвышенном и прекрасном (рассказ "Farbeinkt а heim"), и они, несмотря на непроглядную действительность, всецело проникнуты несокрушимым оптимизмом (bitachon), верой в справедливость и мудрость Творца. Добродушный юмор и оптимизм проявляются с особой яркостью в самом типичном персонаже Ш. — в Тевье-молочнике (Tewje der milchiker), живущем не в самой Касриловке, а в соседней деревне. По художественной законченности и мастерству рисунка этот "деревенский еврей", скрывающий под грубоватой внешностью проницательный ум и детски-нежную душу, является одним из наиболее замечательных типов Ш. Такой же художественной силы Ш. достигает в довольно многочисленных детских рассказах. Ш. описывает, как при безотрадных условиях еврейской жизни дети черты в силу исключительной приспособляемости умеют все-таки смеяться здоровым, радостным смехом и пользоваться хотя бы мимолетным весельем. События 80-х и 90-х годов поколебали изолированный мир Касриловки и Мазеповки. Под влиянием этих событий рушились экономические устои "черты", и, как из разрытого муравейника, стали разбегаться во все стороны ее ошеломленные обитатели. Эту своеобразную эпопею Ш. увековечил в очерках "Papierlich", "London", "Milionen", "Es fiedelt nischt" и др., с классической центральной фигурой Менахем-Менделя. Менахем-Мендель — карикатура, как нелепы и карикатурны при всей их трагичности, условия жизни этого периода, и Ш. схватил эти внешние характерные черты и собрал их в рельефном образе Менахема-Менделя. Последний — художественно законченный тип, олицетворяющий собой самый многочисленный евр. класс — так называемый "Luftmenschen", для которых азарт, неустанная суетливость и лихорадочное напряжение нервов стали родной стихией. Значительно слабее романы Ш. позднейшего периода, где он рисует быт русско-еврейской эмиграции: "Blondsende Stern", "Der Mabul" и др. Они носят на себе следы поспешности и особенно страдают от чрезмерной словоохотливости и погони за сенсационными эффектами в угоду читателям ежедневной жаргонной прессы, где эти романы впервые печатались. Ш. является наиболее любимым и читаемым писателем широких еврейских слоев. Популярности Ш. содействовал богатый, чисто народный язык. Своеобразные особенности языка тем ярче проявляются, что излюбленная форма Ш.: монолог, диалог, переписка, сцены. Ш. не рассказывает о своих героях — они сами говорят о себе, и каждый говорит своим языком. — Первое собрание сочинений Ш. вышло в четырех томах в 1903 г. (изд. Folksbildung). По случаю 25-летнего юбилея литературной деятельности Ш. приступлено к полному собранию его сочинений; пока (1913) вышло 14 томов. Около ста очерков Ш. вышли отдельными брошюрами, которые расходятся десятками тысяч экземпляров. В 1910 г. изд. "Современные проблемы" приступило к изданию произведений Ш. в русском переводе (пока вышло восемь томов); в древнееврейском переводе, предпринятом писателем Берковичем, вышло четыре тома. Ш. изредка пишет по-древнееврейски. Кроме отдельных рассказов, помещенных в разных периодических изданиях ("Schimele", в Ha-Assif, V, "Don Kichot mi-Mazepowka", в Fardes, II и др.), Ш. опубликовал сборник силуэтов "Temunot u-Zelalim" (1890). Один рассказ, "Мечтатель", Ш. написал по-русски. Отдельные рассказы Ш. переводились на европейские языки. — Ср.: Sefer Zikkaron, 105; W. Zeitlin, ВНР., 285; "Мечтатель", "Рассвет", 1908, № 40; С. Цинберг, "Еврейский мир", I, 1909; М. Пинес, "История евр. литературы", 305—22; Baal Machschabot, Gekliebene Schriften, I, 91—109; S. Niger, Wegen jdische Schreiber, I, 71—132.
С. Цинберг.
{Евр. энц.}

Шолом-Алейхем
(псевдоним Ш. Рабиновича; 1859—1916) — выдающийся еврейский писатель, один из классиков еврейской дооктябрьской литературы. Начало литературной деятельности Ш.-А. относится к 1883, периоду завершения борьбы еврейских "просвещенцев" за новые буржуазные формы жизни. Ш.-А. выступил продолжателем Абрамовича (см.) (Менделе Мойхер-Сфорим), и его творчество носит ярко выраженный дидактический характер. Но уже к концу 80-х гг. торжество капитализма в России лишило просветительство его социальных функций и Ш.-А. начинает постепенно освобождаться от дидактизма, сначала просветительского, затем палестинофильского характера. Бытописатель и психолог еврейской бедноты и деклассирующейся мелкой буржуазии, он вступает на путь художественного реализма.
Шолом-Алейхем — глубоко идейный писатель, он борется за литературу, правдиво изображающую действительность, "полезную народу"; он резко выступает против бульварной литературы и напыщенной риторики эпигонов просветительства. Его роман "Сендер Бланк — роман без любви" (1887), противопоставляемый бульварным романам с их "душераздирающей любовью", обличает молодую еврейскую буржуазию в том, что она забыла идеалы "просветителей"; "Стемпеню" (1888) и "Иоселе-Соловей" (1889) — проникнутые народническими тенденциями книги о еврейской женщине, преодолевающей патриархально-местечковое сознание, и о вышедших из народа артистах-самородках. Эти романы кладут начало реалистическому роману в еврейской литературе. Однако широкое признание Шолом-Алейхем получил не как романист, а как создатель юмористической новеллы, монолога, диалога, комедии. Здесь на первом месте его "Переписка Менахем Менделя и его жены" (1893—1914), "Маленькие люди с маленькими чаяниями" (1899—1903), "Тевье-молочник" (1894—1914), "Мотльмальчик Пейсикантора" (1906—16), "Записки коммивояжера" (1910—12), автобиографическая книга "С ярмарки", а также ряд отдельных новелл и рассказов. В "Переписке Менахема Менделя и его жены", в монологах мальчика Мотля и др. Ш.-А. изображает борьбу за существование разоряющейся мелкобуржуазной местечковой массы в ее соприкосновении с новым капиталистическим городом и показывает иллюзорность надежд "человека воздуха", мечтающего разбогатеть в буржуазном городе. В "Тевье-молочнике" показан конфликт между вековым национально-религиозным сознанием патриархального трудового человека из местечка и новой действительностью накануне 1905 и периода реакции после 1905. В последние 10 лет своей жизни Ш.-А. наряду с новеллами создал ряд романов: "Потоп" (о революции 1905), "Блуждающие звезды" (художественная история еврейского театра конца 19 и начала 20 вв.), "Кровавая шутка" (процесс Бейлиса). При значительных достоинствах этих романов на них однако лежит некоторая печать сенсационности — дань буржуазной еврейской прессе Нью-Йорка и Варшавы, где они первоначально были опубликованы.
Произведения Ш.-А. — галерея образов, дающих яркую картину еврейской мелкобуржуазной действительности до Октября. При всей своей художественной выразительности эти образы все же являются утверждением мелкобуржуазного национализма и гуманизма.
Соч. Ш.-А. на рус. яз.: Собр. соч., в изд. "Современные проблемы", т. I—VIII, М., 1910—14.
Лит.: Нусинов И., Предисловие к рус. изд. "Мальчик-Мотль", 2 изд., М.—Л., 1927; его же, Вступ. ст. к сб. "Сказки и рассказы" в серии: "Bibliotek Idische schreiber", Kiev, 1930; Litwakow M., In Umru, B. I, Киев, 1918—19; Rejzen Z., Lexikon fun der jidiseher Literatur un Sprach, Вильно, 1926.

Энциклопедический словарь псевдонимов:

(наст. имя и фам. Шолом Нохумович Рабинович; 1859–1916) – евр. писатель. Род. в патриарх. семье. Печататься начал в 1879. Жил в России, с 1914 в США. Писал на идише, иврите, рус. яз. В прозе – жизнь евреев в России, капитализация евр. среды (ром. «Сендер Бланк и его семейка», 1887), галерея ярких нац. типов: предприниматель, жертва прожектерства и жажды обогащения (цикл новелл «Менахем Мендл», 1992), честный труженик, беззаботный философ (цикл новелл «Тевье-молочник», 1894–1914); трагич. судьбы нар. талантов, бедняки, эмигрирующие в Америку. Ром. «Потоп» (1906) – о революц. событиях 1905, ром. «Кровавая шутка» (1913) – отклик на дело Бейлиса. В творчестве – сплав юмора и лиризма, точная психологич. и бытовая деталь, ярко выраженная демократич. позиция.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru