Определение слова «Шмит, Федор Иванович»

Большая биографическая энциклопедия:

(род. 1877) — искусствовед, академик ВУАН, действительный член ряда советских и иностранных научно-исследовательских ин-тов, проф. ЛГУ, автор многих трудов по различным вопросам археологии и искусствознания. После Октябрьской революции Ш. пытается найти точки соприкосновения с марксистским пониманием развития искусства, но не преодолевает формалистического наследия. Так, полемизируя против положения Ф. Энгельса относительно решающей в конечном счете роли экономики для развития идеологии, он, отстаивая принцип имманентности развития искусства, говорит: "Если экономический фактор... первенствует и, развиваясь, увлекает за собой идеологии и определяет их движение, то самостоятельной истории искусства вообще не существует". Оспаривая марксистское определение искусства как идеологической категории, он утверждает, что в "формуле исторического материализма искусство ошибочно включено в надстройки". "В живом искусстве базис и надстройка нераздельно сливаются в одно целое". При изучении и анализе художественных явлений он полагает необходимым сотрудничество формалистов и социологов, т. е. узаконяет методологически неправильный дуалистический разрыв в исследовательской работе. Заключая все развитие искусства в условную схему из б этапов, графически представляемую шестигранником, он полагает, что историческое развитие совершается циклически и что каждый последующий исторический период (цикл) развития воссоздает, хотя и на несколько иной основе, круговорот (цикл) формально стилевого развития, присущего предшествующему периоду. Фриче, давая критический анализ теории Шмита, удачно назвал ее "арифметической".
Гл. труды Ш.: Искусство (Основные проблемы теории и истории), Л., 1925: Проблемы методологии искусствоведения, Л., 1926 (отд. оттиск из сборника к-та социология, изучения искусства ГИИИ): Предмет и границы социологического искусствоведения, Л., 1927 (2 изд., Л., 1928).

Шмит, Федор Иванович
(1877—1942) — искусствовед, спец. по методологии и социол. искусства. Работал в ряде ин-тов Европы. С 1912 заведовал в Харьковском ун-те кафедрой всеобщей истории и теории искусств, преподавал на Высших женских курсах. С 1921 — акад. АН Украины. В 1922 возглавлял НИИ искусствоведения и являлся ректором Археологии, ин-та в Киеве. С сентября 1924 — проф. 1-го МГУ, с декабря 1924 — директор Росс. ин-та истории искусства. Действ. чл. Росс. академии художеств. наук в Москве и Росс. академии истории материальной культуры в Ленинграде.
Соч.: Законы истории. Харьков, 1915; Искусство — его психология, его стилистика, его эволюция. Харьков, 1919; Диалектика развития искусства // ПЗМ. 1924. № 12; Искусство (основные проблемы теории и истории). Л., 1925; Проблемы методологии искусствоведения. Л., 1927 (2-е изд. — 1928); Предмет и границы социологического искусства // ПЗМ. 1928. № 12.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru