Определение слова «ШЛИК»

Большой энциклопедический словарь:

ШЛИК (Schlick) Мориц (1882-1936) — австрийский философ и физик, ведущий представитель логического позитивизма, основатель Венского кружка. Утверждал, что законы природы — формальные правила, определяемые синтаксисом языка описания; сформулировал принцип верифицируемости (см. Верификация).

Новейший философский словарь:

ШЛИК (Schlick) Мориц (1882- убит в 1936) — австрийский философ, физик и логик, профессор в Ростоке, Киле, Вене, в Калифорнийском университете (1931-1932), ведущий представитель раннего этапа логического позитивизма, основатель Венского кружка. Основные работы: «Пространство и время в современной физике» (1917), «Вопросы этики» (1930), «Природа и культура» (1952) и др. В 1938 было издано собрание сочинений Ш. Философская концепция Ш. — «последовательный эмпиризм», к которому он пришел, отказавшись (под влиянием Карнапа и Витгенштейна) от критического реализма. Ш. основывается на понятии «чувственно данного» — чувственного переживания познающей личности. Все научное знание, по Ш., — обобщение и уплотнение «чувственно данного». В знании, по Ш., передаются лишь структурные отношения чувственного опыта, повторяемость в нем порядка. Т. наз. рациональные истины, включая высказывания логики и математики, имеют чисто аналитический характер: они суть тавтологии, не дающие возможности проникнуть в неощущаемую реальность. Согласно Ш., проблема познания сущности бытия бессмысленна (предмет философии — не искание истины, но «исследование значения»); законы природы для него — формальные правила, определяемые синтаксисом того языка, на котором производится описание природы. Познание, по Ш., «упорядочение», «сравнение», «сведение» чего-либо одного к чему-то другому. Ш. одним из первых сформулировал принцип верификации (все истинно научное знание должно быть редуцировано к «чувственно данному», «значением выражения является метод его верификации»), занимался специальными проблемами философии науки (анализ пространства и времени, причинности, вероятности) и этики. Согласно III., утверждения логики и математики, не сводимые к чувственно данному, являют собой лишь схемы рассуждений, а не реальные знания о мире. В конечном счете, Ш., осознавая неоднозначность возможных интеллектуальных интерпретаций своей позиции, отметил, что возможно лишь «психическое обладает реальностью», физическое же — лишь логическая конструкция, «знак». Аналогичным образом и природные закономерности у Ш. трактуются в качестве синтаксических правил языка науки. «События, насчет которых мы теперь утверждаем, что они были две секунды назад, при дополнительной проверке могут быть объявлены галлюцинацией, или вовсе не происходившими», — писал он. Базисом наук Ш. предлагал считать не предложения констатирующего, «протокольного» типа, а «констатации» (»beobachtungssatze») — акты сознания познающей личности в моменты времени, предшествующие окончательной фиксации предложений протокольного характера.

Новая философская энциклопедия:

ШЛИК (Schlick) Мориц (14 апреля 1882, Берлин – 22 июня 1936, Вена) – австрийский философ, один из лидеров логического эмпиризма [ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ], основатель Венского кружка [ВЕНСКИЙ КРУЖОК](1924). Изучал естественные науки и математику в университетах Гейдельберга, Лозанны и Берлина, психологию в Цюрихском университете. Защитил докторскую диссертацию по физике (Берлинский университет) под руководством М.Планка. Профессор Кильского университета (1921), Венского университета (1922), где стал преемником Э.Маха, возглавив кафедру истории и теории индуктивных наук. С 1926 был связан с Л.Витгенштейном, который оказал на него существенное влияние. Был приглашен в качестве лектора в Стэнфордский университет и университет г. Беркли (США). Трагическая гибель Шпика от рук убийцы-фанатика положила конец официальному существованию Венского кружка.
Лейтмотив философских взглядов Шлика – безусловный ценностный приоритет эмпирического знания, идея необходимости эмпирического обоснования науки. Задача философии состоит в анализе смысла суждений, образующих системы знаний, в частности в исследовании тех способов, какими в научном познании осуществляется связь между понятиями и фактами. Научные теории – логические системы, позволяющие систематизировать факты и выводить их в качестве следствий из принимаемых посылок (аксиом, постулатов). Теоретические выводы без эмпирической интерпретации представляют собой совокупности аналитических суждений и потому тавтологичны (не несут никакой информации); эмпирический смысл сообщается им лишь в том случае, если они в принципе могут быть проверены опытом (верифицированы). Шлик полагал пределом верификации ее логическую возможность (напр., проверка высказывания «На Марсе есть жизнь» логически возможна, тогда как проверка высказывания «Существует круглый квадрат» невозможна, так как оно логически противоречиво). Такое отождествление эмпирической осмысленности и принципиальной верифицируемости ослабляло критику метафизических (непроверяемых) суждений (как научно неосмысленных), поскольку критерии «логической возможности» опытных проверок не были четко определены. Напр., согласно Шлику, нет логического противоречия в том, чтобы считать опытной проверкой суждения о существовании сверхприродных существ «мистическое видение», в котором такие существа «являются» субъекту. Законы науки (универсальные суждения) также не могут быть в полной мере верифицированы; поэтому они трактуются как гипотезы, претендующие на определенную вероятность, как «правила» образования единичных суждений, допускающих верификацию. Однако такое понимание законов ставило под сомнение их осмысленность как научных высказываний. Процедуру верификации Шлик трактовал феноменалистически, т.е. как формулировку предложений, фиксирующих чувственные переживания субъекта в непосредственном опыте. Вместе с тем Шлик пытался сохранить позицию реализма по отношению к теоретическим (ненаблюдаемым) объектам: микрочастицам, полям, зарядам и т.д., утверждая, что суждения, в которых фигурируют такие термины, подразумевают правила их применения к действительности, а сами эти объекты существуют реально и не являются лишь «фикциями». Однако реалистическая установка не была внутренне согласована с верификационизмом и феноменализмом в рамках гносеологических воззрений Шлика. Любой объект познания (как наблюдаемый, так и ненаблюдаемый) конструируется познающим субъектом, поэтому существование объектов «самих-по-себе» (аналог кантовской «вещи-в-себе») является метафизической псевдопроблемой. И именно в отказе от псевдопроблем, вызывающих бесконечные и бесплодные споры, заключен позитивный «поворот в философии», к которому призывал Шлик.
Принципы эмпирического обоснования были распространены Шликом на философию естествознания (где им были сформулированы проблемы научной осмысленности пространственно-временных суждений в физике) и на сферу этики, где его больше всего интересовала проблема свободного, т.е. не вынужденного определенными законами, поведения. Модус поведения не выводится как логическое следствие из «законов природы», а вызывается свободной волей (желанием или нежеланием поступать так-то и так-то); поэтому лишь свободный поступок может быть оценен как нравственный или безнравственный. Наиболее очевидным свидетельством того, что свободное поведение вообще возможно, является игра и чувство радости, вызываемое ею.
Сочинения:
1. Raum und Zeit in der modernen Physik. В., 1917;
2. Allgemeine Erkenntnislehre. В., 1918;
3. Helmgoltz als Physiker, Physiologe und Philosoph (совм. с M.Rubner, .Warburg). Karlsruhe, 1922, Vom Sinn des Lebens. Erlangen, 1927;
4. Fragen der Ethik. W., 1930;
5. Les noncs scientifiques et la ralit du monde extrieure. P., 1934;
6. Sur le fondement de la connaissance. P., 1935;
7. Gesammelte Aufstze. W., 1938;
8. Gesetz, Kausalitt und Wahrscheinlichkeit. W., 1948;
9. Grundzge der Naturphilosophie. W., 1948;
10. Natur und Kultur. W., 1952;
11. Philosophical Papers, v. 1–2. Dordrecht etc., 1979;
12. Die Probleme der Philosophie in ihrem Zusammenhang. Hamb., 1986;
13. Поворот в философии. – В кн.: Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993, с. 28–33;
14. О фундаменте познания. – Там же, с. 33–50.
В.Н.Порус

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru