Определение слова «шиизм»

Толковый словарь Ефремовой:

шиизм м.
Одно из двух основных (второе после суннитов) направлений в исламе, признающее только Коран и отвергающее большинство положений Сунны.

Словарь по культурологии:

(араб. ши`а – группа приверженцев) – одно из двух (наряду с суннизмом) основных направлений в исламе. Возник в VII в. Шиизм – государственная религия в Иране, Йемене, распространен в Ираке и др. государствах.

Малый академический словарь:

шиизм
-а, м.
Направление в исламе, признающее коран, но отвергающее большинство положений сунны.
[От араб. `a — приверженцы, партия]

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
шиизм, -а

Новая философская энциклопедия:

ШИИЗМ (араб. ш‘а – приверженцы, сторонники) – второе (после суннизма) крупное течение ислама [ИСЛАМ], приверженцы которого составляют 10–15% всех мусульман. Шиизм объединяет различные ответвления, общим для которых является легитимизмпризнание за «семьей Мухаммеда» (’ахл ал-байт) исключительного права на верховную, религиозную и политическую власть в мусульманской общине. Название происходит от арабского выражения «ш‘ат ‘Ал», приверженца ‘Ал – двоюродного брага Пророка, его воспитанника, и зятя, мужа его дочери Фтимы, через которую у Мухаммада появились единственные потомки мужского пола – ал-Хасан и ал-Хусайн.
В центре шиитского спектра стоят имамиты (или иснаашариты, т.е. дюжинники или двунадесятники – по числу признанных ими имамов-предводителей), представляющие самую многочисленную общину шиитского ислама, вследствие чего обычно их отождествляют с шиизмом как таковым. С нач. 16 в. имамитское учение становится государственным вероисповеданием Ирана. В Ираке имамиты составляют половину населения страны, их общины существуют также в Ливане, Сирии и других странах.
Подобно суннитам, имамиты основывают свою доктрину на Коране [КОРАН]и сунне [СУННА]. Но к хадисам – преданиям, возводимым к Пророку, они присоединяют предания, возводимые к своим имамам (при строгом различении, однако, тех и других). Кроме того, сами хадисы Пророка обычно имеют у них иные линии передачи, нежели в суннитском исламе, хотя по содержанию большинство хадисов совпадают. Вместе с тем Коран и сунну, и вообще религию, имамиты понимают в соответствии не только с их внешним значением, но с их внутренним, сокровенным смыслом. Эзотеризм пронизывает всю шиитскую религиозность, включая народную.
Имамитское вероучение имеет пять принципов: единобожие, справедливость Божия, пророчество, имамат, воскресение. Первый, третий и четвертый догматы в сущности общие с суннитским исламом. В понимании второго принципа между ними имеются некоторые различия, ибо шииты переняли у мутазилитской школы калама [КАЛАМ]концепцию свободы человеческой воли (без этой свободы было бы несправедливо признать человека ответственным за свои поступки). Радикальное же расхождение с суннитским вероучением обнаруживается только в четвертом догмате – в учении об имаме-халифе.
Согласно имамитской теократической (точнее иерократической) концепции, имам наделен особой духовностью, безгрешен и непогрешим, посвящен в сокровенные стороны религии и иное тайное знание. Он не избирается, а назначается. Первый же имам, ‘Ал, был определен самим Пророком в качестве своего преемника. Цепь двенадцати имамов из рода ‘Ал замыкает ал-Махд, который, как полагают, не умер, а с 9 в. перешел в состояние «сокрытости» (гайба), которое длится до кануна конца света, когда имам вновь появится, «чтобы наполнить мир правдой и справедливостью». Но скрытый имам продолжает руководить общиной, незримо направляя богословов-муджтахидов, имеющих, т.о., право самостоятельного толкования норм религии.
Справа (т.е. ближе к суннитам) от имамитов стоят зайдиты, у которых функции имама фактически тождественны с функциями суннитского халифа. Левый же (или «крайний», гулт) шиитский спектр гл.о. охватывает исмаилитов (см. Исмаилизм [ИСМАИЛИЗМ]), друзов, нусайритов (алавитов), развивших эзотерическую доктрину имамата в сложную теософскую систему. В целом для последних течений шиизма характерна тенденция к обожествлению имамов, а в практическом отношении – антиномизм.
В имамитском шиизме процветали те же религиозные дисциплины, что и в суннитском исламе – коранистика (особенно экзегетика), хадисоведение, юриспруденция-фикх. Имамитская, или джафаритская, школа фикха, основанная шестым имамом Джа‘фаром aс-Сдиком (ум. 765), отличается от суннитских школ не больше, чем эти школы расходятся между собой. В настоящее время она канонизирована суннитами наравне с их четырьмя школами.
Шиизм развивал и спекулятивную теологию – калам. На раннем этапе, по-видимому, теологическая мысль шиизма тяготела к антропоморфизму. Крупнейшему ее представителю Хишму Ибн ал-Хакаму (ум. 814) доксографы (прежде всего суннитской ориентации) приписывают представление о Боге как о теле, «по высоте уступающем горе Абу Кубайс», но постепенно шиитская теология осваивала рационализм мутазилитов, заимствовав у них антиантропоморфную, абстрактную концепцию божества и антидетерминистскую позицию в вопросе о свободе воли (отвергая одновременно мутазилитские воззрения, несовместимые с шиитской политической доктриной имамата). Видными мыслителями имамитской багдадской школы калама были аш-Шайх ал-Муфд (ум. 1022) и аш-Шарф ал-Муртад (ум. 1044). Соединение шиитского калама с арабоязычным перипатетизмом [АРАБОЯЗЫЧНЫЙ ПЕРИПАТЕТИЗМ]осуществил Наср ад-Дн ат-Тсего ученик ал-Хилл (ум. 1325).
По сравнению с суннитским исламом шиитская среда оказалась более благоприятной для философии. К шиитам примыкали такие крупные представители восточного перипатетизма, как ал-Фрби Ибн Сн [ИБН СИНА], а также «Братья Чистоты». Синтез перипатетизма, ишракизма [ИШРАКИЗМ]-иллюминационизма ас-Сухравард исуфийской традиции Ибн ‘Арабвоплотился в творчестве Кутб ад-Дна аш-Шрз (ум. ок. 1311/1317) и особенно представителей процветавшей в Иране в 17 в. «исфаганской школы» философии – Мр Дмда (ум. 1631) и Садр ад-Дна аш-Шрз (известного также как Мулл Садр; ум. 1640).
Т.Ибрагим

Краткий религиозный словарь:

Второе по значимости направление в исламе после суннизма. Первоначально сформировалось в виде политической партии, признававшей четвертого халифа, Али, зятя Мухаммеда, в качестве его законного преемника, и отвергавшая династию Омайядов. Затем преобразов

Грамматический словарь Зализняка:

Шиизм, шиизмы, шиизма, шиизмов, шиизму, шиизмам, шиизм, шиизмы, шиизмом, шиизмами, шиизме, шиизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru