Определение слова «Шевелев, Николай Артемьевич»

Большая биографическая энциклопедия:

(сцен. псевд.; наст. фам. Шевелюхин) [6(18). 12. 1874 (в нек-рых источ. 1869 и 1876), Полтава (в нек-рых источ. Бобруйск) — 12.12.1929, Туринск Свердлов. обл., похоронен в Москве] — арт. оперы (лирико-драм. баритон), камерный певец и педагог. Засл. арт. Республики. Род. в семье портного. Окончил киев. реальное уч-ше. В конце 1880-х гг. пел в хоре, организованном знатоком рус. нар. песен Т. Филипповым. Пению обучался у А. Котоньи, затем в 1889— 96 в Милане у Л. Синьоретти (на средства С. Морозова), летом 1901 совершенствовался у П. Виардо, позднее, будучи в Тифлисе, брал уроки пения у Е. Ряднова. В 1896 дебютировал в партии Мизгиря ("Снегурочка") в Моск. частной рус. опере, где пел до 1901 и в 1903—05. Ежегодно гастролировал в Перми (1897—1900, 1902). В 1901—02 выступал в Киеве, в 1905 — в Н. Новгороде (антр. А. Дракули), в 1902, 1906—08 — в Петербурге (антр. У. Гвиди), в 1908—13 и 1922—24 —в моcк. Опере С. Зимина, в 1913—19 — в Москве, Петербурге (Нар. дом) и в провинциальных оперных т-рах (Иркутск, Томск, Тюмень, Таганрог, Сухуми, Оренбург, Чита, Тифлис, Одесса). В 1919—22 солист Тифлис, оперного т-ра. Гастролировал в Киеве. Одессе, Баку, Харькове, Саратове и за границей: в Австро-Венгрии (1900), Германии (1904, 1926), Сев. и Южн. Америке, Японии. Обладал выдающимся по силе и красоте голосом (со свободным верхним регистром) мягкого "бархатного" тембра. Критики отмечали, что певец не отличался большой музыкальностью и драм. дарованием. Репертуар Ш. включал лирич., меццо-характерные и драм. партии. С. Левик писал: "Звук его был необыкновенно "круглый" и потому казался очень мощным. Энергия его звуковой волны была настолько привлекательна, что слушатель не замечал дефектов вокализации, грубоватости нюанса и, по существу, часто однообразного, недостаточно продуманного и прочувствованного исполнения. Русской ширью, молодецкой удалью Шевелев очень импонировал в ролях Грязного ("Царская невеста") и купца Калашникова, в других партиях он бывал менее интересен, особенно в партиях западного репертуара"*.
1-й исп. партий: Грязного ("Царская невеста"), Генриха ("Ожерелье"), Гонца ("Сказка о царе Салтане"), Журдена ("Мещанин во дворянстве"), Отарбека ("Измена"); в Москве — Вильяма Ратклифа ("Вильям Ратклиф"), Трактирщика ("Сын мандарина"), Калашникова ("Купец Калашников"), Эгнатия ("Сервилия"), Вооза ("Руфь"), Верховного жреца Дагона ("Самсон и Далила"): в Петербурге — Гонца ("Сказка о царе Салтане"); Н. Новгороде — Виндекса ("Нерон"); на рус. сцене — Петрония ("Камо грядеши?"). Лучшие партии: Шакловитый, Грязной, Демон ("Демон" А. Рубинштейна), Калашников, Мазепа ("Мазепа" П. Чайковского), Князь Игорь, Онегин, Веденецкий гость, Мизгирь ("Снегурочка"), Амонасро, Ганс Закс. Др. партии: Руслан, Владимир Галицкий, Отшельник, Валентин ("Фауст"), Нелюско, Генрих VIII. Риголетто, Ренато, Жермон, Эскамилио, Тонио, Вольфрам. Партнеpы: В. Дамаев, В. Петрова-Званцева. А. Секар-Рожанский, Л. Собинов, Е. Цветкова, Ф. Шаляпин. Пел п/у В. Зеленого, М. Ипполитова-Иванова, Н. Кочетова, Е. Плотникова, А. Эйхенвальда, Э. Эспозито. Сотрудничал с режиссерами В. Шкафером, М. Лентовским и др.
Часто концертировал с сольными программами в Петербурге, Москве, Воронеже, Ярославле, Екатеринбурге и др. городах. Камерный репертуар включал произв. М. Мусоргского ("Полководец"), С. Рахманинова ("Я опять одинок"), П. Чайковского, А. Рубинштейна, А. Гречанинова ("Степь"), Р. Глиэра, Ф. Шуберта. С большим успехом исп. романс "Серая шинель" Э. Эспозито. В концертах выступал в ансамбле с пианистом И. Базилевским.
Записывался на грампластинки (142 произв.) в Москве ("Э. Берлинерс Граммофон", 1901; "Граммофон", 1901, 1909, 1913, 1914; "Фаворит", 1909; "Сирена", 1910, 1913; "Одеон", 1912; "Омокорд" (РАОГ), 1914), Петербурге ("Граммофон", 1905, 1908, 1912; "Пате", 1911).
В 1919—22 преподавал в Тифлис, конс. (проф.). Среди учеников — Г. Назарьян.
В 1913 Ш. на свои средства построил в Сочи санаторий для артистов.
Лит.: Нъ. Театр и музыка: Частная опера// Моск. ведомости. 1900. 6 и 19 окт.; Русский театр / Сост. и изд. А. М. Шампаньер. — Киев, 1905. Вып. 1, 2. С. 9; (Некролог) // Рабис. 1929. № 52; Ипполитов-Иванов М. 50 лет русской музыки в моих воспоминаниях. — М., 1934. С. 104— 105, 133—134; Левик С. Ю.* Записки оперного певца. — 2-е изд. — М., 1962. С. 72; Витвицкий К. З. Артисты пермской оперы. — Пермь, 1987. С. 46; Нек-рые архив. материалы певца — в ГЦТМ. ф. 304; в ЦГАЛИ, ф. 2492.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru