Определение слова «Шерхен К.»

Музыкальная энциклопедия:

(Scherchen), Герман Карл (21 VI 1891, Берлин — 12 VI 1966, Флоренция) — нем. дирижёр, педагог и муз.-обществ. деятель. Специального муз. образования не получил. В 1907-10 альтист Блютнер-оркестра и Берлинского филармонич. оркестра; как дирижёр дебютировал в 1911. С 1914 дирижёр Рижского симф. оркестра. С 1918 жил в Берлине, где основал муз. об-во ("Neue Musikgesellschaft") и струн. квартет ("Шерхен-квартет"). В 1919-21 издавал журн. "Melos". В этот период был лектором Высшей муз. школы, дирижёром рабочих хоров и оркестра Лейпцигского конц. об-ва (1921), музейных концертов во Франкфурте-на-Майне (1922-23), генерал-музик-директором Вост. радио в Кёнигсберге (1928-33; до 1931 и гл. дирижёр оркестра). В 1922-47 дирижировал также абонементными концертами в Винтертуре (Швейцария). В 1933 эмигрировал из Германии. Выступал как дирижёр в разл. городах Европы и в СССР (1927, 1933), преподавал на дирижёрских курсах, издавал в Брюсселе журнал "Musica viva" (1933-36), дирижировал концертами оркестра радио в Беромюнстере и Цюрихе (1944-50). В 1950 осн. в Цюрихе муз. изд-во "Ars viva" (в 1953 приобретено изд-вом Шотта и переведено в Майнц). С 1954 выпускал журн. "Gravesaner Blдtter" (выходил до 1962 ежеквартально). В 1959 руководил первыми пост. опер "Король-олень" Хенце и "Моисей и Аарон" Шёнберга в Зап. Берлине. В 1964 впервые выступил в США (Филадельфия, затем Нью-Йорк). Приверженец авангардистских течений, Ш. был известен как активный пропагандист новой музыки, особенно соч. А. Шёнберга и его учеников, исполнял также мн. произв. композиторов-классиков и сов. композиторов; в последние годы жизни проявлял интерес и к электронной музыке. Автор ряда муз. соч. (струн. квартет, фп. соната, фп. трио, хоры, песни), учебников по дирижированию.
Сочинения: Lehrbuch des Dirigierens, Lpz., 1929, то же, Mainz, (1956); Das moderne Musikempfinden, Bd 1: Vom Wesen der Musik, Z., (1946); Musik fьr jedermann, Winterthur, (1950), 1955.
Литература: Альшванг A., Советские авторы в исполнении Германа Шерхена, "СМ", 1934, No 1; В гостях у Лео Гинзбурга, "СМ", 1969, No 10; Reich W., H. Scherchen und "Melos"..., "Melos", 1951, Jahrg. 18, H. 6/7; Herzfeld Fr., Magie des Taktstocks..., (В., 1953), 1967, то же, В.- Darmstadt — W., 1964; Goldschmidt H., H. Scherchen, Gedanken und Aufzeichnungen, "Musik und Gesellschaft", 1966, Jahrg. 16, No 8; Dallapiссоla L., Ricordo di H. Scherchen, "Rivista Italiana di Musicologia", 1966, v. 1, No 2; Curjel H., Gedenkrede fьr H. Scherchen, Z., 1967; Dessau P., Koch H., Erinnerungen an H. Scherchen, "Sinn und Form", 1968, Jahrg. 20, H. 5; Oesch H., Das "Melos" und die Neue Musik, в сб.: Festschrift fьr einen Verleger (L. Strecker)..., Mainz, 1973.
Ю. В. Крейнина.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru