Определение слова «Шейблер Т. К.»

Музыкальная энциклопедия:

Трувор Карлович (28 II (12 III) 1900, Рига — 17 III 1960, Нальчик) — сов. композитор, дирижёр и фольклорист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1957). В 1919-23 учился в Петрогр. консерватории по классу композиции у М. О. Штейнберга и в Петрогр. ун-те на юридич. ф-те. В 1934-38 учился заочно в ГИТИСе (Москва) на режиссёрском отделении. В 1917-39 концертмейстер и дирижёр петрогр. т-ров Пролеткульта (1917-22) и Первого передвижного (1923-24), передвижных коллективов оперы и муз. комедии (Омск, Томск, Тюмень). В 1926-28 дирижёр опереточных коллективов (Тюменский камерный т-р, пермский т-р "Гротеск"), в 1926-39 оркестров драм. т-ров Тюмени, Перми, Свердловска. В 1933-36 муз. редактор Свердловского радио. С 1939 — в Нальчике. В 1942-47 — в Соликамске. В 1947-49 худ. рук. и гл. дирижёр Кабардинской филармонии (Нальчик). С 1959 возглавлял CK Каб.-Балк. АССР. Ш. способствовал становлению проф. каб.-балк. музыки. Ему принадлежат первое каб.-балк. муз.-сценич. произв.- опера-балет "Нарты" (по мотивам нартских сказаний), симф. соч., вок. миниатюры. Записал св. 500 кабардинских и балкарских нар. песен. Среди учеников — Ю. X. Темирканов, X. Алцагиров.
Сочинения: опера-балет Нарты (1957, Нальчик), детские балеты — Муха-цокотуха (по К. И. Чуковскому, 1945, Соликамск), Поезд (1945); муз. комедия Как её зовут (1936, Свердловск, Радио); для солистов, хора и орк. — кантаты Поэма об Андемиркане (на темы героич. кабардинского эпоса, слова Ш., 1939), К 30-летию Великой Октябрьской революции (сл. А. П. Кешокова, 1947), К 30-летию Каб.-Балк. АССР (сл. А. А. Шогенцукова, 1951); для солистов и орк. — Песня о Лине (сл. А. А. Шогенцукова, 1950), Миру — мир (сл. X. X. Гашокова, 1950); для орк. — Кабардинская симфония (не окончена), симф. сюиты на темы народов манси (1936), Хазраил (1947, посв. памяти комп. X. Алцагирова), Кабардинская танцевальная (1949), Лирическая (на кабардинские темы, 1955), симф. картины Адиух (по кабардинской легенде, 1948), Мадина (по поэме А. А. Шогенцукова, 1950), Пастухи в горах (1950), увертюры Каншауби и Гошагах (1940), Песня о счастье (увертюра-рапсодия, 1949), Нарты (1951; 2-я ред. 1954); Рапсодия-фантазия на кабардинские темы для фп. с орк. (1951, 2-я ред., 1954); 10 пьес для фп. (1950); Кабардинские напевы для скр. и фп. (1949); пьесы для влч. и фп. (1951); пьесы для флейты и фп. (1950), песни для хора в сопр. баяна и нац. инструментов; для хора a cappella — Малая кантата-поэма, посв. А. Шогенцукову (сл. Шхагапсоева, 1950), хореографич. сюита Праздник урожая (сл. Б. Куашева, 1952), романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра (св. 200).
Литературные сочинения: Из истории развития кабардинской музыки за годы Советской власти, "Учёные записки Кабардинского н.-и. ин-та при Совете Министров Кабардинской АССР, т. IV, Нальчик, 1948; Заметки о музыкальной жизни Кабардинской АССР, "СМ", 1950, No 4; Кабардинский фольклор, там же, 1955, No 6; Кабардино-Балкарская АССР, в сб.: Музыкальная культура автономных республик РСФСР, (М.), 1957; Омар Отаров, М., 1960; Кураца Каширгова, М., 1961, и др.
Литература: Памяти ушедших, Т. К. Шейблер (некролог), "СМ", 1960, No 6; Из прошлого советской музыкальной культуры, вып. 3, М., 1981, с. 76-78.
Л. Б. Римский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru