Определение слова «ШАРИРА»

Новая философская энциклопедия:

ШАРИРА (санскр. arira – тело) – в индийской мысли тело, материальное или нематериальное. С древних времен индийцы рассматривали тело человека как микрокосм, повторяющий в миниатюре вселенную, образуемую пятью элементами (см. Бхуты [БХУТЫ]). Его кости сделаны из земли, жизненные дыхания – из ветра, флегма и другие гуморы – из воды, жар – из огня, сердце, желудок и ушные раковины заполнены акашей (эфир, пространство).
В санкхья-йоге различаются три вида тел: «грубое» (shthla-arira), «тонкое» (сукшма–шapupa,liga-arira) и «каузальное» (kraa-arira). Грубое тело, образуемое пятью элементами, человек получает при рождении и теряет при смерти (когда его элементы воссоединяются с космическими). К нему относятся туловище и десять индрий [ИНДРИИ] – пять органов чувств (ухо – слух, кожа – осязание, глаз – зрение, языквкус, нос – обоняние) и пять моторных органов (рот – речь, руки – хватание, ногапередвижение, анус – выделения, половые органы – рождение). В ведантийской схеме пяти оболочек (коша) Атмана [АТМАН]грубое тело соответствует телу из пищи (annamaya). Тонкое тело, состоящее из восемнадцати элементов (буддхи [БУДДХИ], аханкара [АХАНКАРА], манас [МАНАС],десять индрий и пять танматр [ТАНМАТРЫ]),не разрушается после смерти, а переходит в новое воплощение. Оно коррелирует с тремя «оболочками» Атмана – жизненных дыханий (прана [ПРАНА]),манаса и сознания (виджняна [ВИДЖНЯНА]). Существование «каузального тела» выводится из опыта сна без сновидений (suupti); коррелирует с состоянием блаженства Атмана, в котором сознание возвращается к своим истокам. Это тело тоже сопровождает перерождение души.
Согласно вайшешике, тела человека и животных делятся на утроборожденные и неутроборожденные (тела богов и святых мудрецов, появляющиеся непосредственно из атомов при содействии благоприятной кармы [КАРМА],или тела насекомых – при содействии неблагоприятной кармы); утроборожденные в свою очередь делятся на живородящих (люди, домашние животные) и яйцекладущих – птицы и рептилии. Существуют также водные, огненные и воздушные тела, образуемые из атомов соответствующих элементов, – мифические существа, обитающие в царствах соответственно Варуны (бога океана), Сурьи (бога солнца) и Марутов (богов ветра). Вайшешика не считала органы чувств частями тела: если последнее состоит только из атомов земли, то органы – из атомов разных элементов (обоняние – атомы земли в носу, вкус – атомы воды во рту, зрение – атомы огня в зрачке, осязание – атомы, расположенные на кожном покрове).
В.Г.Лысенко

Теософский словарь:

(Санскр.) Оболочка или тело.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru