Определение слова «ШАНКАРА»

Большой энциклопедический словарь:

ШАНКАРА (кон. 8-9 вв.; традиционные даты 788-820) — религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма; синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на "Упанишады", "Веданта-сутру", "Бхагавадгиту".

Большая биографическая энциклопедия:

Шанкара
(конец VIII—IX вв.; традиционные даты 788—820), религиозный философ средневековой Индии, реформатор индуизма. Синтезировал все предшествующие ортодоксальные (т. е. признающие авторитет вед) системы, развил учение адвайта-веданты. Главные сочинения: комментарии на «Упанишады», «Веданта-сутру», «Бхагавадгиту».

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

1) также АДИ-Ш. (т. е. Изначальный Ш., в отличие от титулов глав основанных им монашеских орденов), или Шанкарачаръя (788—812 гг. н. э.) — величайший индуистский философ, крупнейший вероучитель шиваизма и гл. представитель и классик направления адвайта-веданты в философии. Брахман родом из Кералы, учился в традиции Гаудапады, рано принял монашество (санньясу). Обошел всю Индию, выступая в многочисл. диспутах и побеждая сторонников иных даршан; обратил в веданту в т. ч. великого философа мимансы Мандана Мишру, учредил четыре монастыря (матха): в Гималаях (Бадринатх) в Пури на востоке, в Карнатаке (Шрингери) — на юге, в Двараке на западе Индии. Основал, наподобие буддистского монашества, 10 орденов санньясинов, 5 из к-рых сохранились. Блестящий философский писатель с превосходным стилем, мощный полемист, не всегда беспристрастный в своем отношении к буддийской философии, хотя и упрекаемый ортодоксами в "скрытом буддизме ". Гл. произведения: комментарии на "Брахма-сутры ", 11 старших упанишад, "Бхагавадгиту"; великолепные религ.философские поэмы "Вивекачудамани" ("Жемчужина различения"), "Атмабодха" ("Постижение самости"), "Апарокшанубхути" ("Незаочное постижение"), "Анандалахари" ("Волна блаженства" — тантрический текст); гимны Шиве и др. Мн. произведения, приписываемые Ш., в действительности принадлежат главам ведантистских орденов.
2) Ш. — "Дающий благополучие", "Благостный" — один из эпитетов Шивы.
А. Парибок

Новая философская энциклопедия:

ШАНКАРА (akara) – индийский религиозный философ и проповедник, основатель школы адвайта-веданта. В западной исследовательской традиции долгое время держалась датировка К.П.Тиле, относившего время жизни Шанкары к 788–820; однако в последнее время датировка сместилась к 7 – нач. 8 в. Шанкара родился в селении Калади в Керале; в индийской агиографической литературе он считается воплощением самого Бога Шивы. Еще в детстве приняв обеты бродячего аскета-санньясина, Шанкара начинает свою литературно-философскую деятельность под руководством учителя Говинды. К предшественникам Шанкары традиция причисляет Гаудападу, автора трактата «Мандукья-карики, учителей Бхартрипрапанчу и Сундарапандью, а также отчасти грамматиста Бхартрихари.
Основные труды: Комментарий («Бхашья») на «Брахма-сутры» Бадараяны, комментарии к основным Упанишадам, Комментарий к «Бхагавадгите»,трактаты «Упадеша-сахасри» («Тысяча учений»), «Вивека-чудамани» («Жемчужина различения»), «Атма-бодха» («Пробуждение Атмана»), стихотворные циклы «Дакшинамурти-стотра» («Восхваление благодатного [Шивы]»), «Шивананда-лахари» («Волна блаженства Шивы») и др.
В традиционном сознании сущность учения Шанкары выражена в популярном санскритском стихе: «Брахман – истина, мир – ложь, душа неотличима от Брахмана». В целом адвайта Шанкары оказалась первой вполне оформленной и наиболее влиятельной школой в рамках веданты. Опираясь на тексты Священного Писания, Шанкара предлагает собственную интерпретацию отношений между Богом и миром; он стремится прежде всего примирить речения Упанишад о Брахмане [БРАХМАН]как источнике вселенной с не менее авторитетными речениями о его неизменности. Согласно Шанкаре, Брахман – это высшая и единственная реальность; он не просто един – с точки зрения «высшей истины» (парамартхика) с ним никогда ничего не происходило, а все многообразие природного мира обязано своим феноменальным существованием майе [МАЙЯ],или «космической иллюзии». Майя – это творящая сила (шакти [ШАКТИ]),или своего рода оборотная сторона самого Брахмана; в своем гносеологическом аспекте майя тождественна авидье [АВИДЬЯ],или неведению. Именно майя-авидья мешает осознать, что духовное начало, или Атман [АТМАН],каждого живого существа абсолютно тождественно высшему Брахману. Освобождение индивидуальной души из-под власти иллюзии и прекращение сансарного цикла перерождений возможно лишь как возвращение ее к Брахману как чистому знанию.
Шанкара был не только философом-теоретиком, но и выдающимся религиозным деятелем, талантливым проповедником своего учения. Многочисленные агиографии повествуют о «диг-виджае» Шанкары, т.е. о «завоевании сторон света» – о странствиях адвайтиста, во время которых он участвовал в публичных диспутах и обращал в свою веру множество сторонников. Хотя упадок неортодоксальных учений в Индии начался еще до рождения адвайтиста, традиция связывает именно с именем Шанкары окончательное вытеснение буддизма [БУДДИЗМ]из страны. Шанкара реформировал, а точнее, заново создал монастырскую организацию индуизма, во многом взяв за образец буддийскую сангху. В жизнеописаниях Шанкары перечислены десять основанных им индуистских монастырей и десять монашеских орденов аскетов-санньясинов; четыре из этих монастырей – в Шрингери, Канчи, Двараке и Пури – сохраняют свое значение и по сей день.
Сочинения:
1. rsakara-granthaval. Madras, 1978–83;
2. Brahma-stra-bhya, transl. by Swami Gambhrnanda. Calcutta, 1972;
3. Eight Upaniads. With the Commentary of akara, transl. by Swami Gambhrnanda. Calcutta, 1956;
4. Gt in akara’s Own Words, transl. into english by V.Panoli, v. 1–4. Madras, 1979.
Литература:
1. Костюченко В.С. Классическая веданта и неоведантизм. М., 1983;
2. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. М., 1991;
3. Deussen Р. Das System des Vednta, nach den Brahma-Stras des Badarayana und dem Commentare des akara ber dieselben als ein Compendium der Dogmatik des Brahmanismus vom Standpunkte des akara aus dargestellt. Lpz., 1883;
4. Max von Walleser. Die ltere Vednta. Hdlb., 1910;
5. Ghate V.S. Le Vednta: tude sur les Brahmastras et leurs cinq commentaires. P., 1918;
6. Lacombe O. L’Absolu selon le Vednta. P., 1937;
7. Devanandan P.D. The Concept of My. L., 1950;
8. Hacker P. Untersuchungen ber Texte des frhen Advaita-vda, Bd 1. Die Schler akaras. – «Akademie der Wissenschaften und der Literatur» (Wiesbaden), 1950, N 26, S. 1907–2072;
9. Mahadevan N.M.P. Hymns of akara. Madras, 1970;
10. Halbfass W. Kumrila and akara. Reinbek, 1983.
H.В.Исаева

Теософский словарь:

(Санскр.) Имя Шивы. Также великий ведантийский философ.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru