Определение слова «СЕНЕКА»

Советская историческая энциклопедия:

Луций Анней (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н. э. — 65 н. э.) — рим. философ, писатель, политич. и гос. деятель. Квестор в 33. В 41-49 — в ссылке на Корсике (по-видимому, в результате происков жены имп. Клавдия Мессалины). В 49 — претор, в 57 — консул. Был воспитателем Нерона. В первое время принципата Нерона был при нем сановником, нажил огромное состояние. Обвиненный в соучастии в заговоре Пизона против Нерона, покончил жизнь самоубийством. Виднейший представитель стоицизма 1 в., С. воспринял многое из др. филос. течений. Осн. принципы этич. взглядов С. — снисхождение к человеч. слабостям, терпимость, подчинение воле божества. Бог у С. — абсолютное доброе начало, воплощение разума. Все люди одинаковы по существу, по рождению, "раб есть человек". Однако у С. нет ни отрицания рабовладения, ни призыва к борьбе с ним; линия поведения человека, согласно С., — самоусовершенствование, неучастие в обществ. делах и непротивление злу. Взгляды С. часто рассматривают как один из идейных источников христианства. Филос. и этич. воззрения С. изложены им в диалогах, трактатах, письмах, написанных блестящим, отточенным языком. С. является также автором эпиграмм, сатиры на смерть Клавдия ("Apocolocyntosis", букв. "Превращение в тыкву") и трагедий.
=====
Соч.: Opera quae supersunt, ed. E. Hermes, v. 1-3, Lipsiae, 1898-1907; в рус. пер. — Избр. письма к Люцилию, СПБ, 1893; Сатира на смерть имп. Клавдия, СПБ, 1891; О счастливой жизни, Приложение к журналу "Гермес", СПБ, 1913, т. 12; Трагедии, М.-Л., 1932.

Новейший философский словарь:

СЕНЕКА Луций Анней (Lucius Annaeus Seneka) (ок. 4-65) — древнеримский философ, поэт и государственный деятель, представитель стоического платонизма; талантливейший оратор своего времени. С. учился в Риме грамматике, риторике, философии, посещал лекции пифагорейцев Сотиона и Сек-стия, стоика Атала, киника Деметрия. Принадлежал к высшему сенаторскому сословию. В 57 получает должность консула. Неоднократно подвергался преследованиям. Являлся (49-54) учителем Нерона, надеясь воспитать правителя-мудреца и воплотить в жизнь идею «вселенского» града. Шел на уступки распутству и поощрял удовольствия Нерона, чтобы сохранить свое влияние. Перед общественностью дискредитировал себя постоянными компромиссами; его считали лжецом и льстецом. В итоге ушел со двора императора, отдал дарованные богатства и стал жертвой тирании Нерона. По приказу властителя учитель покончил жизнь самоубийством: вскрыл вены на руках и ногах. В последние минуты жизни призвал писцов и в страшных муках с неизменным красноречием «поведал много, что осталось тайной для потомков». По легенде, встречался с Апостолом Павлом и в 4 в. н.э. была создана апокрифическая литература их переписки. Из философских сочинений до нас дошли «Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях» и др. Мировоззрение С. отразилось также в его девяти трагедиях (»Медея», «Федра», «Эдип», «Агамемнон» и др.). Философия С. — это синтез стоицизма, платонизма, эпикуреизма и пифагореизма, своеобразный пантеизм, стремящийся в тенденции к монотеизму. По С, весь мир телесен. Все есть теплое дыхание, т.е. в конце концов огонь, который находится на небе в чистом виде, постепенно уплотняется, приближаясь к земле, застывает и окаменевает в ней. Душа человека, как и Бога, — телесна. Она есть эманация из высшего Огня. С. признает учение стоиков о периодическом воспламенении мира, мировых потопах. Для С, Бог есть Огонь и Тело, высший РазумЗевс или Юпитер. Подлинная жизнь души, по С, на небе. Многое в учении о душе согласуется со взглядами Платона. Философия для С. — не столько система теоретических взглядов, сколько учение о достижении нравственного идеала. Этика С. основана на идее усовершенствования человека и освобождении души от тела. Первичной является добродетель, способствующая моральному прогрессу и восхождению души к Богу. Мудрость жизни — в освобождении души от аффектов и вожделений. Стоический космизм у С. связан с теорией вселенского государства и гражданина мира. Справедливость основывается на принципе равенства всех людей в духе. «Человек — предмет для другого человека священный». Страсти и пороки — антисоциальны. Благодеяние, по С, — это то, что более всего связывает человеческий род в единое сообщество граждан Космоса.

Новая философская энциклопедия:

СЕНЕКА (Seneca) Луций Анней (1 до н.э./1 н.э., Кордуба, Испания – 65 н.э., Рим) – римский государственный деятель, философ-драматург. Сын Сенеки Старшего (известного ритора) в молодости приехал в Рим, где получил первое представление о стоицизме [СТОИЦИЗМ]у Аттала и Сотиона (см. Секстий [СЕКСТИЙ]);значительное влияние на него оказали сочинения Посидония [ПОСИДОНИЙ](в поздние годы Сенека начал изучать Эпикура, не разделяя, впрочем, его установок). При Клавдии отправлен в изгнание на Корсику (41); после возвращения (49) стал воспитателем молодого Нерона, в правление которого достиг вершин власти и богатства. В 65 был обвинен в причастности к заговору Пизона и покончил с собой. До нас дошли т.н. «Диалоги» – 10 небольших морально-наставительных трактатов («О промысле», «О постоянстве мудреца», «О гневе», «О досуге», «О блаженной жизни», «О спокойствии души», «О скоротечности жизни» и три «Утешения» – к Марции, к Полибию и к матери Гельвии), написанные с 41 по 64; трактаты «О снисходительности» (ок. 55–56) в 2 кн., «О благодеяниях» (ок. 56–64) в 7 кн., 124 «Нравственных письма к Луцилию» (закончены в 64) и трактат «Исследования о природе» (63–64) в 7 кн., посвященный небесным феноменам и земным катаклизмам и во многом основанный на материалах Посидония. Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии» и др.). В трагедиях Сенеки философские идеи выполняют пропедевтико-педагогическую функцию. Сочинения его важны в доксографическом отношении, а их литературные достоинства имеют самостоятельное значение.
Сенека является ключевым представителем Поздней Стои, реализовавшим основные тенденции эволюции учения. Сухая доктрина растворяется в нравственно-религиозном учении; философия сводится к этике, которая из отвлеченного исследования блага и добродетели окончательно становится средством кристаллизации интимных убеждений, концентрации на жизни своего «я»: философия – «лекарство» для души (Ер. 117, 33); она «учит делать, а не говорить» (Ер. 20, 2). Логика – вспомогательная дисциплина, не имеющая прямого отношения к основной цели; физика необходима постольку, поскольку, не зная устроения космоса, нельзя понять и самого себя, но никакая теория не делает человека лучше (Ер. 88). Сенекапоследний крупный стоик, имевший естественно-научные интересы и порой разбиравший отдельные проблемы стоической логики (Ер. 117) и онтологии (Ер. 65). В психологии он следует Панэтию и Посидонию, но к психологическому дуализму у него присоединяется заметный дуализм души и тела в духе Филолая и Платона: телооковы и темница души и т.п. (Ad Helv. 11, 7; Ер. 65, 16–24; 79,12). В области теории он несистематичен и непоследователен; его своеобразие – в новом, еще неведомом Стое (да и не только Стое) личном отношении к божеству: Сенека придает самодовлеющее значение самому переживанию этой связи, religio (Ер. 41, 3), а его теология во многих отношениях сливается с этикой, для которой характерен общий паренетический тон.
Излюбленная тема Сенеки – «продвижение» к независимости от внешних обстоятельств и мудрой покорности промыслу: «Согласного судьба ведет» (Ер. 107, 11). Мудрец Сенеки обладает «величием души»; он не лишен чувств, но недоступен аффекту («апатия» как «несогласие» на аффект – Ер. 9, 1 сл.). Конечным выражением добродетельного состояния является «постоянство» (constantia, tranquillitas anirni = , – De const. sap. passim; Ер. 9, 1–2; 35, 4; 67, 2; 10; 71, 35). Особую важность приобретает мотивация поступка: совесть становится важнейшим критерием нравственности: «Будь благ – этим ты достаточно почтишь богов» (Ер. 95, 5). Императив формулируется как «золотое правило»: поступай в отношении другого так, как он, на твой взгляд, должен поступать по отношению к тебе, не причиняй зла другому (Ер. 103, 3; 105, 7 cf. 47, 11). Эти настроения, значительно усилившиеся к концу жизни Сенеки, внешне близки христианскому мирочувствию, что вызвало к жизни легенду о личном знакомстве Сенеки с ап. Павлом (а также их «переписку», широко известную уже в 4 в.). В Средние века сочинения Сенеки были основным источником сведений о стоическом учении.
Тексты:
1. Opera quae supersunt, vol. I–III, ed. E.Hermes et. al. Lipsiae, 1905–14;
2.  Seneca, vol. 1–10. L., 1970–79;
3.  Epistulae Morales ad Lucilium, ed. L.D.Reynolds, vol. 1–2. Oxf., 1965;
4. Dialogorum Libri Duodecim, ed. L.D.Reynolds. Oxf., 1977;
5. Questions Naturelles, texte tabli et. trad. par P.Oltramare, vol. 1–2. P., 1929;
6. Epistolae Senecae ad Paulum et Pauli ad Senecam (quae vocantur), ed. Cl.W.Barlow. Roma. 1938;
7. в рус. пер.: О провидении, пер. В.Стовик и В.Стейн. Керчь, 1901;
8. Утешение Марции,– В кн.: Браш М. Классики философии, I. СПб., 1907, с. 311–330;
9. О постоянстве мудреца, пер. Л.А.Чернышевой. – В кн.: Историко-философский ежегодник-87. М., 1987, с. 196–216;
10. Нравственные письма к Луцилию, пер. С.А.Ошерова. М., 1977;
11. Трагедии, пер. С.А.Ошерова. М., 1983;
12. О природе и другие трактаты, пер. .Ю.Бородай. СПб., 1999.
Литература:
1. Краснов П.И. Сенека, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1895;
2. Фаминский В. Религиозно-нравственные воззрения Л.Аннея Сенеки (философа) и отношение их к христианству. Киев, 1906;
3. Gentile M. I fondamenti metafisici della morale di Seneca. Mil., 1932;
4. Montinari M. La metafisica nel pensiero di Seneca. Napoli, 1937;
5. Grimal P. Snque. Sa vie, son oeuvre, sa philosophie. P., 1948, 2 ed. 1957;
6. D’Agostino V.Studi sul neostoicismo. Seneca, Plinio il Giovane, Epitteto, Marco Aurelio. Torino, 1950, 2 ed. 1962;
7. Ganss W. Das Bild des Weisen bei Seneca. Freiburg (Schw.), 1952;
8. Lana I. Lucio Anneo Seneca. Torino, 1955;
9. Campese L. Seneca e l’epicureismo. Benevento, 1960;
10. Sevenster J. Paul and Seneca. Leiden, 1962;
11. Trillitzsch W. Senecas Beweisfhrung. В., 1962;
12. Bodson A. La morale sociale des derniers stociens. Snque, Epictte et Marc Aurle. P., 1967;
13.  Timothy H. The tenets of stoicism, assembled and systematized from the works of L.Annaeus Seneca. Amst., 1973;
14. Griffin M.T. Seneca, a philosopher in politics. Oxf., 1976;
15. Chaumartin F.-R. Le «De beneficiis» de Snque, sa signification philosophique, politique et sociale. Lille, 1985;
16. Rist J.M. Seneca and stoic orthodoxy. – ANRW II 36,3. B. – N. Y., 1989, p. 1993–2012;
17. Motto A., Clark J. Seneca. A critical bibliography, 1900–1980. Amst., 1989.
А.А.Столяров

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru