Определение слова «СЕН-СИМОН»

Большой энциклопедический словарь:

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (1760-1825) — граф, французский мыслитель, социалист-утопист. Движущими силами исторического развития считал прогресс научных знаний, морали и религии. Основные черты будущей "промышленной системы" Сен-Симона: обязательный труд, единство науки и промышленности, научное планирование хозяйства, распределение по "способностям" и т. д. В будущем обществе, по Сен-Симону, сохраняется частная собственность, а пролетариат и буржуазия образуют единый класс "индустриалов". В сочинении "Новое христианство" (1825) объявлял освобождение рабочего класса целью своих стремлений, но путь решения этой задачи видел в утверждении "новой" религии ("все люди — братья").

Новая философская энциклопедия:

СЕН-СИМОН (Saint-Simon) Анри-Клод де Рувруа (17 октября 1760, Париж – 19мая 1825, Париж)– французский социолог, один из родоначальников социализма. Происходил из знатного рода, получил образование под руководством д’Аламбера. Участвовал добровольцем в борьбе за независимость североамериканских колоний; во время Французской революции на некоторое время примкнул к якобинцам; неоднократно был на краю разорения и гибели и был спасен друзьями и близкими.
Основные произведения: «Письма женевского обитателя к своим современникам» (Lettres d’un habitant de Genve a ses contemporains, 1803), «Введение к научным трудам XIX в.» (Introduction aux travaux scientifiques au XIX sicle, 1808), «Индустрия» (L’industrie, v. 1–4, 1818), «Организатор» (L’organisateur, livr. 1–2, 1819–20), «О промышленной системе» (Du systme industriel, pt. 1–3, 1821–22), «Катехизис промышленников» (Catchisme des industriels, 1–4, 1823–24), «Новое христианство» (Nouveau Christianisme, 1825).
Уже в ранних работах развивал идеи разделения общества на три основных класса: класс мудрецов (представители либеральных профессий и артисты), класс собственников и консерваторов и, наконец, класс эгалитариев, или народ. Духовной властью должны обладать исключительно люди науки, ученые, воспитывающие подрастающее поколение. Новой, научной религией должен стать «физицизм», а негативный моральный принцип («не поступай так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой») должен смениться принципом позитивным и активным – «каждый человек должен трудиться».
В дальнейшем Сен-Симон перешел от физицизма к созданию концепции «социальной физиологии». Либерализму как политической силе, основанной на собственности и капитале, а также власти класса логистов, защищающих права собственников, Сен-Симон противопоставляет идею индустриализма как продуктивной силы общества. Он говорит о противоположности между старым феодальным обществом, основанном на воинской доблести, а потому аристократическом и теологическом, и обществом современным, носящим сугубо экономический и индустриальный характер, имеющим целью создание возможно большего количества благ для трудящегося и производящего класса. Между двумя этими состояниями общества Сен-Симон выделяет промежуточную фазу, в которой господствует дух абстракции и метафизики (эта идея трех состояний общества в дальнейшем будет развита О.Контом). Цель современного общества – экономический прогрессможет быть достигнута при наилучшем применении знаний, полученных в науках, искусствах и ремеслах. С энтузиазмом и оптимизмом относясь к машинному производству, Сен-Симон стремится связать развитие крупной промышленности и научную организацию общества с возможностью подлинной человеческой эмансипации.
Разделяя живущих в обществе индивидов на трудящихся, производителей и людей праздных, Сен-Симон считает, что только производители имеют право называться подлинными гражданами общества, собственники же – только в том случае, если они трудятся. Производители должны занять главенствующее место в обществе, потеснив военных, рантье и чиновников. В будущем обществе воцарятся абсолютная свобода и полное равенство, этому будет способствовать проповедь «нового христианства» – братства всех людей, любви и милосердия.
Идеи Сен-Симона оказали большое влияние на развитие социальной философии 19 в.; его проект научной организации общественного труда, мысль об обязательности труда, индустриалистская программа были восприняты и развиты в более поздних социалистических доктринах.
Сочинения:
1. Oeuvres, t. 1–47. P., 1865–78;
2. в рус. пер. – Собр. соч. М.–П., 1923;
3. Избр. соч., т. 1–2. М.–Л., 1948.
Литература:
1. Волгин В.П. Сен-Симон и сен-симонизм. М., 1961;
2. Fournel H. Bibliographie saint-simonienne. P., 1833;
3. Ansart P. Saint-Simon. P., 1969;
4. Sociologie de Saint-Simon. P., 1970.
M.M.Федорова

Социологический словарь:

Сен-Симон (Saint-Simon) Клод Анри де Рувруа (17.10.1760, Париж-19.05.1825, там же) — французский мыслитель, социолог, социалист-утопист. Ученик Д`Аламбера, неудовлетворенный буржуазной революцией, Сен-Симон замыслил "исправить" ее результаты с помощью научной социологической системы, призванной служить орудием создания рационального общества.
Начав с идей "социального физицизма", построенного на механистическом распространении ньютоновского закона тяготения на общественные явления, Сен-Симон разрабатывал затем концепцию физиологии социальной, в которой рационалистические воззрения 18 в. сочетались с историзмом в истолковании общественных явлений. Объясняя развитие общества в конечном счете сменой господствующих в нем философско-религиозных и научных идей, Сен-Симон полагал, что определяющее значение в истории имеют "индустрия" (под которой он подразумевал все виды экономической деятельности людей) и соответствующие ей формы собственности и классы. Каждая обществ, система, согласно Сен-Симону, развивает постепенно и до конца свои идеи и господствующие формы собственности, после чего эпоха созидательная, "органическая", сменяется "критической", разрушительной эпохой, ведущей к построению более высокого общественного строя.
Таким образом, Сен-Симон сделал первый шаг по пути рассмотрения общественных явлений как различных сторон закономерно развивающегося целостного организма. Понимание всемирной истории у Сен-Симона пронизано мыслью о прогрессе как поступательном движении человечества от низших обществ, форм к высшим по стадиям религиозного, метафизического, и позитивного, научного, мышления. Основными ступенями прогресса Сен-Симон считал переход от первобытного идолопоклонства к политеизму и основанному на нем рабству, а затем смену политеизма монотеизмом христианской религии, что привело к утверждению феодально-сословного строя.
С 15 в., согласно Сен-Симону, наступила новая критическая эпоха: феодально-богословско-сословная система пришла к своему глубокому кризису, возникло научное мировоззрение с его носителями — светскими учеными и "индустриалами". Французская революция была закономерным этапом утверждения этой прогрессивной исторической смены, однако она уклонилась от правильного пути построения научной общественной системы. Сен-Симон создает утопический план построения рационального общественного уклада как "промышленной системы". Путь построения нового общества лежит через расцвет промышленного и сельскохозяйственного производства, через всемерное развитие произвенных сил общества и искоренение в нем всякого паразитизма, через введение обязательного для всех произвенного труда, открытие равных для всех возможностей применить свои способности и введение распределения "по способностям", государственное планирование промышленного и сельскохозяйственного производства, превращение государственной власти в орудие организации производства, постепенное утверждение всемирной ассоциации народов и всеобщий мир при стирании национальных границ.
Сен-Симон не противопоставлял интересы пролетариата и буржуазии, объединяя их в единый класс "индустриалов". В "промышленной системе" Сен-Симона буржуазия, сохраняющая собственность на средства производства, призвана обеспечить трудящимся рост общественного богатства. Разработанная Сен-Симоном религиозная концепция "нового христианства" призвана была дополнить материальные стимулы "промышленной системы" моральными требованиями новой религии с ее лозунгом "все люди — братья".
Сен-Симон оказал большое влияние на передовую обществ. мысль и развитие социалистических идей во Франции, Германии, Италии, России и ряде др. стран. Ученики Сен-Симона — Б. П. Анфантен, С. А. Базар, О. Родриг и др.- образовали школу сен-симонизма, которая систематизировала, а в ряде вопросов продолжила разработку учения Сен-Симона, развивая его социалистические тенденции. Однако она вскоре выродилась в религиозную секту и в начале 30-х гг. 19 в. распалась. Учение Сен-Симона явилось одним из идейных источников научного социализма.
Соч.: Избранные сочинения. М.-Л., 1948. Т. 1-2.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru