Определение слова «САМАРИН»

Советская историческая энциклопедия:

Юрий Федорович (21.IV.1819 — 19.III.1876) — рус. обществ. деятель, историк и публицист. Из дворян. Окончил Моск. ун-т (1838). Защитил магистерскую диссертацию "Стефан Яворский и Феофан Прокопович" (1844). В 30-х — нач. 40-х гг. принадлежал к рус. последователям Гегеля, к сер. 40-х гг. окончательно примкнул к славянофилам. В 1844-52 — на гос. службе. В 1849 был заключен в Петропавловскую крепость за "Письма из Риги", распространявшиеся в списках и направленные против нем. засилья в Прибалтике. В 1853-56 написал и пустил в обращение в списках записку "О крепостном состоянии и о переходе из него к гражд. свободе" — либерально-дворянский проект отмены крепостного права в России. В 1858-59 С. — член от пр-ва в Самарском губ. к-те по устройству быта крестьян. В 1859-60 активно работал в Редакционных комиссиях по выработке крестьянской реформы 1861. В 1861-63 — член от пр-ва в Самарском губ. присутствии по крест. делам. В 1863-64 С. вместе с Н. А. Милютиным и В. А. Черкасским разработал проект "Положения об устройстве сел. гмин и крест. быта в Царстве Польском". В 1866-1876 — гласный Моск. гор. думы и Моск. земского собрания. Гл. ист. сочинения С. посвящены истории отмены крепостничества в Пруссии, истории иезуитов, истории социально-экономич. и нац. отношений в Прибалтике ("История Риги", "Крест. вопрос в Лифляндии" и др.).
=====
Соч.: Соч., т. 1-10, 12, М., 1877-1911; Переписка Ю. Ф. Самарина с баронессою Э. Ф. Раден 1861-1876, М., 1893; Переписка с Ю. Ф. Самариным, А. И. Кошелевым, И. С. Аксаковым и проч. из архива кн. В. А. Черкасского. 1855-1863, в кн.: Трубецкая О., Мат-лы для биографии кн. В. А. Черкасского, т. 1, кн. 1-2, М., 1901-04.
=====
Лит.: Колубовский Я., Мат-лы для истории философии в России 1855-1888, "Вопросы философии и психологии". 1891, No 2, кн. 6 (библ. соч. С. и о С. до нач. 90-х гг. XIX в.); Введенский С., Осн. черты философ. воззрений Ю. Ф. Самарина, Каз., 1899; Гершензон М., Историч. записки, 2 изд., Берлин, 1923; Дмитриев С. С., Славянофилы и славянофильство, "Историк-марксист", 1941, No 1.
=====
С. С. Дмитриев. Москва.

Новейший философский словарь:

САМАРИН Юрий Федорович (1819-1876) — русский философ, публицист, общественный деятель. Окончил филологический факультет Московского университета (1838). В 1844 защитил магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович» (издание диссертации было запрещено). Был активным участником редакционных комиссий по крестьянской реформе 1861. Один из «старших» славянофилов. Основные сочинения: «Письма из Риги» (1845); «О мнениях «Современника» исторических и литературных» (1847); «Письма о материализме» (1861); «Предисловие к сочинениям Хомякова «(1867); «Разбор работы Кавелина. Задачи психологии» (1872); «По поводу сочинения Макса Мюллера по истории религии» (1876) и др. Как философ С. начал сторонником Гегеля. Пытался развивать свои взгляды на православие в опоре на его философию, утверждая, что «вне философии Гегеля православная Церковь существовать не может» и что «религия, которую признает философия, есть Православие и только Православие». Под влиянием Хомякова С. отказался от гегельянства и в середине 40-х 19 в. выступает как приверженец славянофильства. В философском наследии С. (не очень большом по сравнению с Хомяковым или Киреевским) центральное место отведено проблемам антропологии, которая предвяряет и определяет гносеологию. С. четко различает два понятия личности — как носителя сознания (персонализм) и как мерило оценки (индивидуализм). С. выступает против индивидуализма (как пути развития личности), который преодолевается в «высшем акте личной свободы и сознания — самоотречении» изнутри, а не извне. Такое самоотречение характерно христианству и русскому общинному строю, «основанному не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия». Религиозное начало — единственное, чему личность должна и может подчиниться целиком. В каждом человеке изначально заложено персональное отношение к нему Бога — «личное откровение», — которое человеком переживается и ощущается, которое заставляют искать в жизни смысл и разумность, осознать свободу и ответственность, получить истинное знание, сохранить цельность духа. Утрата такого откровения ведет к замене Бога мифом необходимости как закона жизни. Центр личности — моральное начало, порожденное личным религиозным опытом, богопознанием и независимое от внешнего мира. В гносеологии С. выступает критиком крайностей сенсуализма и рационализма с позиций принципа непосредственного познания «невещественной среды»: реальность может быть открыта лишь в опыте живого и действенного общения с предметом познания, а не рационально дедуцирована, доказана «...Истина полная и высшая дается не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, т.е. духу в его живой цельности» — здесь С. полностью солидаризируется с гносеологией Киреевского и Хомякова. С. постулирует тождество сознания и бытия в акте познания, в то время как рационализм, по мнению всех славянофилов, это тождество разрушает и ведет к абстрактному идеализму. В гносеологии С. явно чувствуются мистические мотивы, описывающие изначальные предпосылки познания: «Реальность чего бы то ни было не может открываться нам через работу разума — ... всякая реальность должна быть дана раньше, чем начнется мыслительная работа о ней». Материализм, по мнению С,- источник «бесцветного, бескостного, дряблого гуманизма» — затмевает правду христианства. Политическая эмансипация, которой требует материализм,суеверие, ибо «если нет свободы духовной (в смысле определения), не может быть и речи о свободе гражданской, ни о свободе политической, ибо и та и другая предполагают первую...». Работы С. дали для русской философии «прочное основание для борьбы с материализмом...» (Лосев). Особенность государственного и политического строя России С. видит в самодержавии и общине, которые должны выполнять функцию борьбы с «отвлеченной цивилизацией» как средством разложения народности. С. выдвинул теорию трех периодов истории русского народа: «исключительная национальность»«подражательность» — «разумная народность». Основную причину «подражания» С. видит в дворянстве, которое оторвалось от народных основ и потеряло, тем самым, самостоятельность творческой силы. С. был сторонником отмены крепостного права, видя в нем зло, которое привело к поражению России в Крымской войне и к общей социально-экономической отсталости.

Новая философская энциклопедия:

САМАРИН Юрий Федорович [21 апреля (3 мая) 1819, Петербург– 19(31) марта 1876, Берлин] – русский философ-славянофил, историк, общественный деятель. Окончил словесное отделение философского факультета Московского университета (1838). В 1844 защитил в Московском университете магистерскую диссертацию «Стефан Яворский и Феофан Прокопович». Молодой Самарин испытал сильное влияние гегелевской философии. Перемена в его мировоззрении произошла в результате сближения с ведущими славянофилами (в 1839 с К.С.Аксаковым, затем с А.С.Хомяковым и братьями Киреевскими). В 1846–54 находился на правительственной службе. В 1859 играл ведущую роль в работе Редакционных комиссий, готовивших программу реформ. В дальнейшем принимал активное участие в реформах: был одним из организаторов и лидеров земского движения в 1862–64, в 1864 участвовал в земельной реформе в Польше, с 1866 состоял гласным Московской городской думы и губернского земского собрания. В 1869 избран почетным членом Московского университета, в 1872 – Духовной академии.
Отношение Самарина к крестьянскому вопросу было связано с его общим пониманием своеобразия русской истории. Считая крепостное право «страшной случайностью», «побочным» итогом развития российской государственности, он был убежден, что крестьянская реформа отвечает национальным интересам, интересам всех слоев общества. Чтобы реформа действительно обрела национальный характер, она должна способствовать сохранению и укреплению крестьянской общины. В 1870-е гг. Самарин вступает в полемику с представителями дворянского конституционализма (Р.А.Фадеевым и др.), доказывая, что «игра» в парламентаризм в России может привести в конце концов к господству аристократической олигархии и еще более интенсивной эксплуатации народа. В своей философской антропологии Самарин в целом следовал принципам философии «соборности» Хомякова и учения о «цельном знании» И.В.Киреевского. Критикуя рационализм, Самарин утверждал, что последнему может противостоять только христианская философия, согласно которой полная и высшая истина дана не одной способности логического умозаключения, но уму, чувству и воле вместе, «духу в его живой цельности».
Сочинения:
1. Соч., т. 1–10, 12. М., 1877–1911;
2. Избр. произв. М., 1996.
Литература:
1.  Введенский С.Н. Основные черты философских воззрений Ю.Ф.Самарина. Казань, 1899;
2. Нольде Б.Э. Юрий Самарин и его время. Париж, 1926;
3. Hucke G. J.F.Samarin: Seine geistesgeschichtliche Position und politische Bedeutung. Mnch., 1970.
В.В.Сербиненко

Словарь русских фамилий:

Самарин. 1) от города Самара или реки того же названия; 2) от названия длиннополой крестьянской одежды — самара, или самарка; отсюда прозвище человека, ее носящего. (Ф) А вот Самарцев, Самарский именно от Самары.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru