Определение слова «"Русские сезоны"»

Музыкальная энциклопедия:

За границей — гастрольные выступления рус. оперы и балета, организованные рус. театр. деятелем С. П. Дягилевым. "Р. с." поддерживались кругами рус. художеств. интеллигенции. Проводились летом, после окончания зимнего театр. сезона. В гастрольные труппы входили мн. артисты Мариинского и Большого т-ров, Оперного т-ра С. И. Зимина. Выступления проходили в Париже в т-рах "Гранд-Опера" (1908, 1910, 1914), "Шатле" (1909, 1911, 1912), "Т-ре Елисейских полей" (1913), в Лондоне в т-рах "Ковент-Гарден" (1912), "Друри-Лейн" (1913, 1914). Начало "Р. с." положили выставка рус. живописи и скульптуры и концерт из произв. рус. композиторов, к-рые состоялись по инициативе Дягилева в 1906 в Париже и привлекли огромное внимание публики. В 1907 в Париже в "Гранд-Опера" прошла серия Историч. рус. концертов ("Пять концертов рус. музыки"). Для их проведения был создан комитет, куда вошли P. M. Блуменфельд, А. К. Глазунов, А. Никиш, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, выступавшие также в концертах в качестве дирижёров. Солистами были пианист И. Гофман, певцы — Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, Д. А. Смирнов и др. Программу концертов составили произв. М. И. Глинки (увертюра и 1-е д. из оперы "Руслан и Людмила", "Камаринская"), Римского-Корсакова (симф. картина из оперы "Ночь перед Рождеством", вступление к 1-му д. и 2 песни Леля из "Снегурочки", "Ночь на горе Триглаве" из оперы "Млада", сюита из "Сказки о царе Салтане", картина подводного царства из "Садко"), П. И. Чайковского (2-я и 4-я симфонии, фрагменты из "Чародейки"), А. П. Бородина (отрывки из "Князя Игоря"), М. П. Мусоргского ("Трепак", "Песня о блохе", фрагменты из "Бориса Годунова" и "Хованщины"), С. И. Танеева (симфония c-moll), А. К. Лядова (8 рус. нар. песен), а также произв. А. Н. Скрябина, Рахманинова, М. А. Балакирева, С. М. Ляпунова и Ц. А. Кюи. К концертам были изданы спец. программы, где давались сведения о композиторах (помещались их портреты работы известных художников). Знакомство с рус. музыкой в таком объёме было подлинным откровением для парижан. Наибольший успех имели произв. Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского, соч. последнего исполнял Шаляпин. Это определило программу показа рус. иск-ва в следующем, 1908 году — была пост. целиком опера "Борис Годунов" с Шаляпиным в главной роли. Дягилеву, особенно тщательно готовившему этот сезон (он хотел представить Европе подлинную Русь 16 — нач. 17 вв.), удалось достать для оформления спектаклей подлинные рус. вышивки, рус. бисер, костюмы той эпохи (все костюмы и декорации впоследствии были переданы в дар "Гранд-Опера"). В 1913-14 в Париже и Лондоне была снова показана опера "Борис Годунов" (с участием Шаляпина) и впервые — "Хованщина" (в редакции Римского-Корсакова); в 1914 в Лондоне исполнялись "Князь Игорь" и опера-балет "Соловей" Стравинского.
В мае 1909 произошло крупное событие в истории совр. хореографич. т-ра — показ рус. балета в Париже. Программа этого сезона включала балеты — "Павильон Армиды" H. H. Черепнина, "Клеопатра" ("Египетские ночи") на музыку А. С. Аренского, дополненную отрывками из соч. Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глазунова, дивертисмент "Пир" на музыку из произв. рус. композиторов, "Сильфиды" ("Шопениана"), "Половецкие пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь". Одна из программ была посв. опере: исполнялись "Псковитянка" Римского-Корсакова и 1-е акты из опер "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Юдифь". Балетные спектакли шли в постановке М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и в оформлении крупных рус. художников: Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Н. К. Рериха. В них принимали участие лучшие русские танцовщики и танцовщицы, в т. ч. Е. В. Гельцер, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский.
Начиная с 1910 каждый очередной "сезон" постоянной балетной труппы Дягилева обязательно включал специально подготовленную премьеру. Первоначально это были балеты рус. композиторов и прежде всего И. Ф. Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная"). Постепенно круг музыкантов, работавших для "Р. с.", расширился за счёт заруб. композиторов. Особенно длительным и плодотворным было сотрудничество рус. труппы с франц. композиторами: в 1911-13 были показаны балеты "Голубой бог" Гана, "Трагедия Саломеи" Шмитта, "Дафнис и Хлоя" Равеля, "Игры" Дебюсси и "Прелюдия к послеполудню фавна" на музыку Дебюсси. Гастроли рус. балета явились той животворной силой, к-рая вызвала обновление нац. балетного иск-ва мн. европ. стран.
С 1913 "Р. с." стали менее периодичными, труппа пополнялась иностр. танцовщиками и постепенно теряла нац. рус. характер, позднее совсем оторвалась от родины и превратилась в интернациональное предприятие "Русский балет С. П. Дягилева". "Р. с." с триумфальным успехом продемонстрировали богатство рус. музыки, исключительно высокий уровень нац. Исполнит. культуры, декорационно-постановочного мастерства и сыграли большую роль в популяризации рус. муз. иск-ва за границей.
Литература: Луначарский A., Русские спектакли в Париже, "Театр и искусство", 1913, 9 июня; его же, Русский и американец в большом парижском сезоне, там же, 1914, 8 июня; его же, Русские спектакли в Париже, "Современник", 1914, кн. 13-15; его же, Новинки дягилевского сезона, "Вечерняя Москва", 1927, 28 июня; см. также в кн.: Луначaрский А. В., В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958, 1971; Соколова Н., Мир искусства, М.-Л., 1934, с. 210-16; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1 — Хореографы (Л., 1971); Lieven P., The birth of Ballets-Russes, Boston-N. Y., 1936; Grigoriev S. L., The Diaghilev ballet. 1909-1929, (L., 1953), 1960. См. также лит. при ст. Дягилев С. П.
Р. Г. Косачёва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru