Определение слова «рояль»

Толковый словарь Ефремовой:

рояль м.
Музыкальный ударно-клавишный инструмент с горизонтально расположенными металлическими струнами и корпусом в форме крыла.

Толковый словарь Ушакова:

РОЯ́ЛЬ, рояля, ·муж., и (·устар.) рояли, ·жен. (·франц. royal, ·букв. королевский). Музыкальный клавишный инструмент с металлическими струнами.

Большой энциклопедический словарь:

РОЯЛЬ — струнный ударно-клавишный музыкальный инструмент. Разновидность фортепьяно. Струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости.

Большой словарь иностранных слов:

Рояля, м., и (устар.) рояли, ж. [фр. royal, букв. королевский]. Музыкальный клавишный инструмент с металлическими струнами.

Этимологический словарь Крылова:

Происходит от французского словосочетания royal pianoforte, то есть "королевское фортепьяно", ведь прилагательное royal образовано от существительного roi – "король". В результате усечения словосочетания от него осталось лишь первое слово.

Толковый словарь Кузнецова:

рояль
РОЯЛЬ -я; м. [от франц. royal — королевский] Музыкальный клавишный инструмент с металлическими струнами, расположенными по горизонтали. Концертный, кабинетный р. Аккомпанировать на рояле.
Рояльный, -ая, -ое. Р-ые струны, клавиши. Р-ые ножки (также: шутл.; о коротких, чрезмерно толстых в икрах женских ногах).

Малый академический словарь:

рояль
-я, м.
Музыкальный клавишный инструмент с металлическими струнами, расположенными по горизонтали.
Сесть за рояль. Играть на рояле.

Он откинул крышку рояля, взял аккорд и поморщился; одна клавиша не звучала. Очевидно, ночью лопнула струна. Паустовский, Повесть о лесах.
[От франц. royal — королевский]

Музыкальная энциклопедия:

(от франц. royal — королевский, царственный) — струнный ударно-клавишный муз. инструмент, одна из разновидностей фортепьяно. Термин "клавесин рояль" (clavecin royal) введён мастером клавишных инструментов И. Вагнером (работал в Дрездене), к-рый назвал так сконструированное им в 1774 фп. с 3 педалями и регистрами (с течением времени Р. с регистрами перестали изготовлять). В Р. струны, дека и механика расположены в горизонтальной плоскости. Характерная особенность Р. — крыловидная форма корпуса, обусловленная размерами прилегающих струн — более коротких для высоких и более длинных для низких звуков. Прототип совр. Р. — пьянофорте (фортепьяно), изобретённое в 1709-11 итал. мастером Б. Кристофори. Более 100 лет Р. оставался деревянной конструкцией; затем увеличение числа струн, большее их натяжение, вызванное постепенным повышением строя, а также стремление мастеров продлить срок эксплуатации инструмента привели сначала к укреплению деревянной рамы металлич. распорками — шпрейцами; в 1-й четв. 19 в. стали применяться т. н. полосовые и трубчатые металлич. рамы, в сер. 19 в. — цельнолитые чугунные. У совр. Р. суммарная сила натяжения струн превышает 20 тонн. В 1821 С. Эраром введена механика с двойной репетицией (см. Механика фортепьянная). В целях сохранения наибольшей длины (важна для звучания басов) и одноврем. уменьшения габаритов Р. в 1-й пол. 19 в. стало применяться диагональное, т. н. перекрёстное расположение струн в 2 (одна над другой) плоскостях (система введена Бабкоком в 1830); в нек-рых конструкциях в кон. 19 — нач. 20 вв. струны располагались в 3 плоскостях. Фп. мастера и фирмы вносили в разное время разл. усовершенствования, среди них — задерживающаяся педаль и дискантовый колокольчик (фирма "Стайнуэй"), т. н. аликвотные струны (см. Резонансовые струны; "Блютнер") и др. По размерам Р. делятся на концертные (длина до 3 м), салонные (ок. 2 м), кабинетные (1,6-1,8 м), "миньон" (1,1-1,5 м). Диапазон совр. малых Р. — 7 октав, салонных и конц. — 7ј октавы — А2 — с5 и более (Р. фирмы "Бёзендорфер" — F2 — с5).
Основатели наиболее известных фирм: в России — Ф. Дидерихс, Я. Беккер, К. Шредер, Ф. Мюльбах (все — Петербург), Трессольт (Рига); в Германии — Ю. Блютнер (Лейпциг), Р. Ибах (Бармен), Ю. и П. Шидмайер (Штутгарт), К. Рёниш (Дрезден), К. Бехштейн (Берлин), А. Фёрстер (Лейпциг); во Франции — С. Эрар, И. Плейель, Г. Герц и И. Фрейденталер (Париж); в США — Г. Э. Стайнуэй (ныне "Стайнуэй и сыновья", Нью-Йорк), К. Мейер (Филадельфия); в Чехословакии — А. Петров ("Петров"). В СССР наиболее известные марки"Красный Октябрь" (Ленинград), "Эстония" (Таллин).
Литература: Зимин П., Фортепиано в его прошлом и настоящем, М., 1934, История фортепиано и его предшественников, М., 1968; Junghanns H., Der Piano- und Flьgelbau, Lpz., 1932, B., 1952, Frankfurt/Main, 1960. См. также лит. при ст. Фортепьяно.
Г. И. Благодатов.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
рояль, -я

Толковый словарь Ожегова:

РОЯЛЬ, я, м. Клавишный музыкальный инструмент со стоячим треугольным корпусом и горизонтально натянутыми струнами, разновидность фортепьяно. Концертный р.
| прил. рояльный, ая, ое.

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

диплазион
инструмент
роялино
роялишка
фортепиано
фортепьяно
электророяль

Этимологический словарь Макса Фасмера:

рояль
м. и ж. Из франц. rоуаl "рояль, имеющий закругление только на одной боковой стороне", собственно, "королевский", в противоположность imprial "большой рояль, имеющий закругления на обеих боковых сторонах", собственно, "императорский" (Хайзе 764).

Грамматический словарь Зализняка:

Рояль, рояли, рояля, роялей, роялю, роялям, рояль, рояли, роялем, роялями, рояле, роялях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru