Определение слова «РОЙС»

Большой энциклопедический словарь:

РОЙС (Royse) Джосайя (1855-1916) — американский философ-идеалист; развил концепцию абсолютного волюнтаризма (о мире как сообществе личностей, выполняющем волю абсолютной личности — Бога).

Большая советская энциклопедия:

(Royce)
Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния, — 14.9.1916, Кембридж, Массачусетс), американский философ-идеалист. С 1892 профессор истории и философии Гарвардского университета. Находился под сильным воздействием идей немецкого классического идеализма, главным образом философии И. Канта и Г. Гегеля (См. Гегель), а также английского философа-неогегельянца Т. Грина. Р. развивал концепцию «абсолютного волюнтаризма», согласно которой отдельные личности в совокупности составляют «универсальное сообщество», выполняющее волю «абсолютной личности», влекущей нас в потусторонний мир «божественной» гармонии. Индивиды, объединяясь в политические, экономические и религиозные сообщества, образуют «совершенный порядок». Американское буржуазное государство Р. считал воплощением воли «абсолюта», а высшей добродетелью — «лояльность» по отношению к существующему строю. Р. принадлежат также работы по математической логике и основаниям математики. Философия Р. оказала влияние на американский неопрагматизм и Персонализм.
Соч.: The religious aspect of philosophy Boston N. Y., 1885; The world and the individual, N. Y. — L., 1901; The hope of the great community, N. Y.. 1916; Lectures of modern idealism, New Haven, 1919; Logical essays, Duboque, 1951.
Лит.: Яковенко Б., Философская система Ж. Ройса, в сб.: Новые идеи в философии, сб. 17, СПБ, 1914; Богомолов А. С., Буржуазная философия США XX века, М., 1974, с. 24—35; Buranelli V., Josiah Royce, N. Y., 1964; Fuss P., The moral philosophy of Josiah Royce, Camb. (Mass.), 1965.
А. Ф. Грязнов.

Новая философская энциклопедия:

РОЙС (Royce) Джосайя (20 ноября 1855, Грасс Вэлли, шт. Калифорния, США – 14 сентября 1916, Кембридж, шт. Массачусетс) – американский философ. Окончил Калифорнийский университет (1875), в 1875–76 учился в Германии у Виндельбанда и Лотце. С 1882 и до конца жизни преподавал на кафедре философии Гарвардского университета. Наибольшее влияние на Ройса оказала немецкая классическая философия (Кант, Гегель), в духе которой построена его собственная система «послекантовского идеализма».
Ройс видел в философском идеализме единственно возможный путь разрешения противоречий между наукой и религией, обмирщенной моралью и традиционными религиозными ценностями. В работе «Религиозный аспект философии» (1885) предложил теорию «универсального сознания», соединяющего в единой мысли все содержание человеческого познания (позднее, однако, Ройс признавал значение волевых и практических факторов в процессе мышления). В систематическом виде его философские взгляды излагаются в работе «Мир и индивидуум» (1900–01), где он подверг критическому анализу традиционные метафизические концепции и пытался обосновать собственную идеалистическую позицию. В качестве субъектов деятельности выступают отдельные личности, совокупность их действий вливается в деятельность Абсолюта, или Бога. Вечный, божественный и временной пласт в деятельности, жизнь личности и существование Бога разграничиваются, и окончательное приобщение к идеалу переносится в недостижимую бесконечность. Тем не менее воля и мышление личности являются полноправными соучастниками деятельности абсолютной личности Бога. Позицию работы «Мир и индивидуум» Ройс иногда называл «абсолютным волюнтаризмом» или даже «абсолютным прагматизмом», хотя не был сторонником ни философии Шопенгауэра, ни прагматизма в целом. В поздних трудах Ройс все более решительно критикует прагматизм за приверженность идее опытной верификации, за пренебрежение вечными ценностями. «Философия лояльности» – итоговая работа Ройса по проблемам морали, в которой он предложил свой вариант формулировки универсального морального закона. В центр этики Ройс ставит понятие «лояльности», которую он понимает не просто как законопослушное поведение, а как личную приверженность определенной цели. Быть лояльным означает свободно избрать для себя общественно значимую цель и практически осуществлять ее собственными действиями. В лояльной деятельности сосредоточены все нравственные добродетели; она может проявляться в отношениях к другу, любимому, семье, общине, государству. Первоначальное воспитание в духе лояльности определяется непосредственным окружением личности, ее условиями жизни и склонностями. По мере развития индивида такие «случайные» лояльности должны превращаться в единую систему «универсальной просвещенной лояльности». Очевидная проблема конфликта лояльностей, напр. в случае войны, разрешается Ройсом через усиление формализма собственной концепции и выдвижение принципа «лояльность к лояльности». Война есть зло, ибо нацелена на уничтожение объекта лояльности другого человека. В окончательной форме нравственный закон, по Ройсу, гласит: «Будь лоялен к лояльности и поступай так, чтобы своими действиями укреплять лояльность, как свою, так и других людей».
Итогом работы Ройса над философскими проблемами сознания стала теория «интерпретации», изложенная в «Проблеме христианства» (1913). Сознание, по Ройсу, включает, помимо чувственного восприятия и оперирования понятиями, особую деятельность, несводимую к первым двум: деятельность по интерпретации знаков. Идею знаковой деятельности Ройс почерпнул в трудах Пирса, но придал ей собственный смысл. Интерпретация складывается из трех моментов: акта интерпретации идеи А интерпретатором В для некоторого С. Этот процесс может происходить как в уме отдельного человека, так и при участии нескольких людей, что придает интерпретации социальный и исторически незавершенный характер. Все содержание мира культуры, общественно-политической и нравственной жизни доступно для индивида благодаря способности к интерпретационной деятельности. Только через интерпретацию становится возможным познание нами другого человека, процесс общения между людьми и их объединение в духовные сообщества. Философия также является деятельностью по интерпретации, метафизическое представление о «реальном мире» должно быть заменено на «истинную интерпретацию», которая достигается в том случае, когда «воля к интерпретации» ориентирована на деятельность с точки зрения абсолютного Интерпретатора, или Бога. Подлинным субъектом интерпретации выступает сообщество интерпретаторов в целом. Такая деятельность духа, интерпретирующего себя и другие сообщества, представляется Ройсу фундаментом западной цивилизации, объединяющим духовность раннего христианства с ее современным секуляризованным состоянием.
Философия Ройса оказала влияние на американский персонализм (М.Калкинс и др.) и способствовала более глубокому знакомству американских философов с немецким классическим идеализмом.
Сочинения:
1. The Religious Aspect of Philosophy. Boston – . ., 1885;
2. The Spirit of Modern Philosophy. Boston – N. Y., 1893;
3. The World and the Individual, Ser. 1, 2. N. Y. – L., 1900–01;
4. The Philosophy of Loyalty. N. Y., 1908;
5. The Problem of Christianity. Chi. – L., 1913;
6. Lectures on Modern Idealism. New Haven, 1919;
7. Royce’s Logical Essays, ed. by Daniel S.Robinson. Dubuque, 1951;
8. The Letters of J.Royce, ed. by J.Clendenning. Chi. – L., 1970.
Литература:
1. Богомолов А.С. Буржуазная философия США XX в. М., 1974, с. 24–35;
2. Buranelli V. Josiah Royce. . ., 1964;
3. Robinson D.S. Royce and Hocking. American Idealists. Boston, 1968;
4.  Kuklick B. Josiah Royce. . ., 1972;
5.  Bornique G. La philosophie de Josiah Royce. P., 1988.
Ю.Р.Селиванов

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru