Определение слова «РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ»

Толковый словарь Кузнецова:

религиеведение
РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ, РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ, -я; ср. Наука о культах, религиях. Современное, теоретическое р. Преподавание религиоведения. Достижения религиоведения.

Новая философская энциклопедия:

РЕЛИГИЕВЕДЕНИЕ – в широком смысле слова включает все возможные способы осмысления и объяснения религиозного феномена, как «изнутри», так и «извне».
РЕЛИГИОЗНЫЙ ВЗГЛЯД НА религию получает теоретическое оформление в теологии [ТЕОЛОГИЯ]. Основы христианской «теологии религии» были заложены Аврелием Августином: религия есть связь человека с Богом, установленная Богом; ее сущность раскрывается человеку только в Откровении Бога, и, следовательно, только человек, исповедующий истинную веру, может составить представление о том, что есть религия, тогда как для внерелигиозного сознания она недоступна. Первоначально в христианском сознании «религия» и «христианская вера» были синонимами, языческие культы лежали за пределами того, что называлось религией, позже они стали рассматриваться как «ложные религии» и еще позже, с 17–18 вв., термин «религия» стал употребляться применительно не только к христианству, т.е. возникло понятие «нехристианских религий». Для христианского сознания, не знавшего других религий, кроме «своей», инаковерие было либо «ересью», либо «безбожием». Признание других религий, кроме христианской, обозначило для теологии религии проблему: могут ли разные религии в равной мере рассматриваться как истинные? Сложились два подхода к решению этой проблемы. Первый: разные религии – это разные пути, ведущие к одному и тому же Богу. Второй: к истинному Богу ведет один-единственный истинный путь. В обоих случаях, однако, для теолога степень причастности к истине разных религий не может быть одинаковой и определяется с позиций истинной, т.е. «своей», веры. Для теологии неприемлем объективный подход, ставящий все религии в один ряд и позволяющий исследовать их общие социокультурные характеристики, функции религии и т.д.
ВЗГЛЯД НА РЕЛИГИЮ ИЗВНЕ возникает сначала в философии, уже античной, но систематическое развитие получает в философии религии [ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ],выделяющейся в качестве самостоятельной философской дисциплины в 18 в. благодаря работам прежде всего Д.Юма и И.Канта. В отличие от теологии философия религии как религиеведческая дисциплина есть свободный от догмы тип философствования, имеющий свою объективно устанавливаемую предметную сферу и многообразные исторические формы осуществления. В центре философского исследования находятся религиозные верования и религиозный опыт, эпистемологическая и аксиологическая проблематика; в 20 в. к этому добавляется семиотический анализ (Э.Кассирер) на стыке философии религии с философией культуры. Философия религии во всех случаях является критическим анализом оснований веры, и тогда, когда ее отношение к религии позитивно (напр., у Гегеля), и тогда, когда это отношение негативно (напр., у Маркса или Ницше), – в отличие от близкой теологии религиозной философии религии, которая защищает всеобщее значение «своего» вероисповедания.
НАУКА О РЕЛИГИИ – сравнительно-историческое, базирующееся на эмпирическом материале исследование всех существовавших в прошлом и существующих ныне религий возникает во 2-й пол. 19 в. В отечественной литературе термин «религиеведение» обычно употребляется как синоним «науки о религии»; чтобы отделить науку о религии от богословия или философской рефлексии о религии, иногда употребляется также термин «научное религиеведение».
На первом этапе наука о религии развивается на основе историко-эволюционного подхода как история религии. Она обращается к первобытной культуре и проблеме происхождения религии, на материале антропологии и этнологии исследует элементарные формы религий и предлагает в качестве общего начала всех религий анимизм [АНИМИЗМ] – веру в «духов» (Э.Тайлор [ТАЙЛОР]), тотемизм [ТОТЕМИЗМ],или культ предков (Л.Морган [МОРГАН], Дж.Фрэзер [ФРЭЗЕР]). Широкое развитие получает сравнительно-историческое исследование религии, начало которому было положено М.Мюллером, выделяются исторические типы религии, все более основательно ставится проблема взаимоотношения религии и культуры. Эта проблема определяет основное направление исторических исследований религии в 20 в. (К.Кереньи, Р.Петтацони, Л.Леви-Брюль, К.Леви-Строс и др.).
На рубеже 19–20 вв. получает развитие в качестве самостоятельной религиеведческой дисциплины социология религии, основоположниками которой явились Э.Дюркгейм, М.Вебер, Б.Малиновский. Они разработали методы анализа взаимодействия между религией и обществом, рассматривая религию как социальный феномен; предпосылки такого подхода к изучению религии были заложены О.Контом, К.Марксом и Г.Спенсером. Классические подходы были развиты в социологии религии 20 в. П.Сорокиным, Т.Парсонсом [ПАРСОНС],Р.Белла, П.Бергером, Т.Лукманом, Н.Луманом и др.
Психология религии, развитие которой начинается в конце 20 в., изучает религиозную жизнь людей, обращаясь к их внутреннему миру и субъективным переживаниям. Основы психологии религии были разработаны Э.Старбуком, Дж.Леуба и У.Джемсом. Огромное влияние на понимание религии оказал в 20 в. психоанализ, гл. о. З.Фрейда, К.Юнга и Э.Фромма.
Наряду с историей, социологией и психологией религии в 20 в. складываются такие научные дисциплины, как география религии, семиотика религии и стоящая на границе между наукой о религии, философией религии и теологией феноменология религии (Р.Отто [ОТТО],Г. ван дер Леув, М.Элиаде [ЭЛИАДЕ],Ж.Ваарденбург). Центр религиеведческих исследований к кон. 20 в. явно сместился из истории, социологии, психологии в культурологию. И философское осмысление религий вписывается в более общий (по сравнению с дисциплинарным, в рамках философии религии) контекст философии культуры. Аналогичным образом богословская рефлексия тяготеет к рассмотрению религии в контексте получающей все большее развитие теологии культуры (П.А.Флоренский [ФЛОРЕНСКИЙ], П.Тиллих [ТИЛЛИХ]). В рамках складывающегося т.о. подхода религия рассматривается как символическая система, существующая наряду с другими и во взаимодействии с ними осуществляющая общие функции культуры своим специфическим образом. В конечном счете исследование религии приводит к тому, что «понятие религии растворяется в понятии культуры: когда говорят о религии, фактически говорят о культуре, или обществе, или ментальности» (Sabbatucci D. Kultur und Religion. – Handbuck religionswissenschaftlicher Grundbegriffe, Bd. 1. Stuttg. – В. – Kln-Mainz, 1988, S. 37).
Наука о религии на протяжении своего развития вносила существенный вклад в изучение человека, его жизненного мира, в развитие философской антропологии, философии языка, культуры, социальной философии. В свою очередь философия, некогда проложившая путь к внерелигиозному изучению религии, продолжает оказывать заметное воздействие на развитие науки о религии. В 20 в. это в особенности влияние философии жизни (А.Бергсон), феноменологии (Э.Гуссерль), философии культуры (Э.Кассирер), философской антропологии (М.Шелер), лингвистической философии (Л.Витгенштейн), структурализма (К.Леви-Строс) и постструктурализма. Соотношение философии религии, в той мере, в какой она продолжает существовать в качестве самостоятельной философской дисциплины, с наукой о религии определяется общими рамками соотношения философии с конкретными науками.
Литература:
1. Никольский Н.М. Религия как предмет науки. – В кн.: Избр. произв. по истории науки. М., 1974;
2. Флоренский П. Культ, религия и культура. – «Богословские труды». М., 1977, сб. 17;
3. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995;
4. Тиллих П. Теология культуры. М., 1995;
5. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1996;
6. Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998;
7. Eliade M., Kitagawa J.M. (Hrsg.) Grundfragen der Religionswissenschaft. Salzburg, 1963;
8. Ferre F. Basic Modern Philosophy of Religion. N. Y., 1967;
9. Banton M. (ed.) Antropological Approaches to the Study of Religion. L., 1968;
10. Eister A.F. (ed.) Changing Perspectives in the Scientific Study of Religion. N. Y., 1974;
11. Lanczkowski G. (Hrsg.) Selbstverstndnis und Wesen der Religionswissenschaft. Darmstadt, 1974;
12. Gladigow В., Kippenberg H.G. Neue Anstze in der Religionswissenschaft. Mnch., 1983;
13. Waardenburg J. Religionen und Religion. Systematische Einfhrung in die Religionswissenschaft. В., 1986;
14. Stolz F. Grundzge der Religionswissenschaft. Gtt., 1988.
Журналы:
1. Zeitschrift fr Religionswissenschaft (c 1898);
2. Numen (Leyden, с 1954);
3. Kairos. Zeitschrift fr Religionswissenschaft und Theologie (Salzburg, с 1959);
4. Symbolon (Basel, с 1960);
5. Journal for the scientific Stady of Religion (N. Y., с 1961).
Энциклопедии:
1. Encyclopaedia of Religion and Ethics, v. 1–13. N. Y., 1951–1955;
2.  Die Religion in der Geschichte und Gegenwart, 3. Aufl., Bd. 1–6. Tbingen, 1957–1962;
3.  Enciclopedia delle religioni. ed. Alfonso di Nola et al., 1970;
4.  The Encyclopaedia of Religions, ed. M.Eliade а. о., 1987.
В.И.Гараджа

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru