Определение слова «Радклифф-Браун»

Большой энциклопедический словарь:

РАДКЛИФФ-БРАУН (Radcliffe-Brown) Алфред Реджиналд (1881-1955) — английский этнограф и социолог, теоретик функциональной школы в этнографии. Создатель "социальной антропологии" в английской этнографии.

Большая советская энциклопедия:

Радклифф-Браун
(Radcliffe-Brown)
Алфред Реджиналд (17.1.1881, Бирмингем, — 24.10.1955, Лондон), английский этнограф. В 1939—40 президент Королевского антропологического института. Профессор университетов в Англии, США, ЮАР, Бразилии, Австралии, Египте. Теоретик структурно-функционального метода (см. Функциональная школа) в этнографии. Создатель школы «социальной антропологии» в английской этнографии, главная цель которой изучение структуры и функций социальных институтов первобытности. Полевые этнографические исследования вёл на Андаманских островах (1906), в Австралии (1910), Африке (1916).
Соч.: The Andaman islanders, Camb., 1922; Structure and function in primitiv society, L., 1952; A natural science of society, Glencol, 1957.

Словарь по культурологии:

Альфред Реджинальд Рдклифф-Брун (Radcliffe-Brown) (1881-1955)
англ. социальный антрополог, развивший структурно-функциональный подход в антропологии и внесший большой вклад в становление социальной антропологии как обобщающей теор. дисциплины. Получил образование в Кембридже (1901-06). Осуществил интенсивные полевые исследования на Андаманских о-вах (1906-08) и в Зап. Австралии (1910-12). Заведовал кафедрами социальной антропологии в Кейптауне (1920-25), Сиднее (1925-31), Чикаго (1931-37), Оксфорде (1937-46). Проф. социальных наук и директор Ин-та социальных исследований в Ун-те Фарука I в Александрии (1947-49). В 1951-54 сотрудничал в Ун-те Родса в Южн. Африке. Осн. работы: “Жители Андаманских о-вов” (1922), “Социальная организация австрал. племен” (1948), “Метод социальной антропологии” (1958), “Структура и функция в примитивном об-ве”(1961).
На формирование теор. взглядов Р.-Б. оказали влияние Конт, Спенсер, его кембриджские преподаватели А. Хэддон и У. Риверс, англ. философ науки У. Уэвелл, но прежде всего — Дюркгейм и Французская социологическая школа. Приверженец естественнонаучных методов, поставивший целью создание “естеств. науки об об-ве”, Р.-Б. придавал большое значение сбору эмпирич. материала и видел задачу науки в обобщении фактов и экспликации понятий посредством прогрессивной индукции. Гл. целью антропол. исследований он считал нахождение общих черт, устойчивых форм единства в многообразии существующих об-в. По его мнению, антропология должна быть наукой, идущей от эмпиризма, классификации и ненаправленной индукции к постулированию общей теории. Чтобы стать подлинной наукой, она должна отказаться от “психол. и псевдоистор. спекуляций” и строго подчиняться требованию верифицируемости теории фактами. Об-во Р.-Б. представлял как динамич., основанную на взаимном доверии систему взаимозависимых элементов, функционально согласующихся друг с другом. “Естеств. наука об об-ве должна ответить на три комплекса вопросов: как об-ва структурированы, функционируют и развиваются, т.е. рассматривать об-ва в структурном, функциональном и эволюц. аспектах”. Отвергая возможность использования истор. материала для построения теории, Р.-Б. предложил в качестве альтернативы начать построение теории на основе сравнит. анализа существующих, доступных непосредств. наблюдению об-в (и примитивных, и совр.) и мыслил социальную антропологию как сравнит. социологию. Он сосредоточил свои усилия на сравнит. структурном анализе и разработке классификации типов и форм социальной структуры применительно к примитивным об-вам, изученным им и его коллегами в полевых исследованиях. Классич. образцом реализации такого подхода стала его книга “Социальная организация австрал. племен”. Большой вклад внес Р.-Б. в разработку понятий и терминов структурно-функционального подхода, дав определения понятий “социальная структура” (расстановка людей в социальной системе) и “социальная организация” (систематизация типов деятельности в социальной системе), а также развив для антропологии такие важные понятия, как “корпорация”, “консолидация”, “структурное противоречие”, “ритуальный статус”, “ритуальная ценность”, “кооптация” и т.д. Методол. своеобразие его подхода заключается в рассмотрении социальных феноменов как естеств. фактов (в духе Дюркгейма), однако Р.-Б. не принимал дюркгеймовской реификации социальных фактов, а также его методол. требования причинного объяснения одних социальных фактов другими; в качестве альтернативы Р.-Б. предложил искать общие структурные принципы, лежащие в основе разл. социальных фактов.
Р.-Б. оказал огромное влияние на целое поколение англ. социальных антропологов, а также сыграл важную роль в популяризации структурно-функциональных идей в Америке, где этот подход получил дальнейшее развитие (Уорнер, Р. Мёртон, Парсонс и др.).
Соч.: The Social Organization of Australian Tribes. Melbourne; L., 1931; The Andaman Islanders. Glencoe, 1948; A Natural Science of Society. Glencoe, 1957; Method in Social Anthropology. Chi., 1958; Structure and Function in Primitive Society. L., 1968.
В. Г. Николаев.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Советская историческая энциклопедия:

(Radcliffe-Brown), Алфред Реджиналд (17.I.1881 — 24.X.1955) — англ. этнограф и социолог. Президент Королевского антропологич. об-ва (1939-40). Был проф. ряда ун-тов в Англии, США, ЮАР, Бразилии, Австралии, Египте. Теоретик функционализма (см. Функциональная школа) в этнографии, оказавшего большое влияние на развитие бурж. этнографии и социологии. Создатель школы "социальной антропологии" в англ. этнографии, гл. цель к-рой — изучение структуры и функций социальных институтов первобытности. Полевые исследования вел на Андаманских о-вах, в Австралии, Океании, Африке.
=====
Соч.: The Andaman islanders, Camb., 1922; Structure and function in primitiv society, L., 1952; A natural science of society., Glenc., 1957.

Новая философская энциклопедия:

РАДКЛИФФ-БРАУН (Radclifle-Braun) Алфред Реджиналд (17 января 1881, Бирмингем – 24 октября 1955, Лондон) – английский этнограф, создатель социальной антропологии, изучающей примитивные общества при помощи структурно-функционального анализа. Теоретические корни социальной антропологии уходят в социологическую теорию Э.Дюркгейма и эволюционизм Г.Спенсера. В своих полевых исследованиях Радклифф-Браун основное внимание уделял изучению семейно-родственных отношений и социальных институтов в небольших племенных обществах. Согласно ему, культура – это один из аспектов социальной жизни, поэтому изучение ее является частью социальной антропологии. Все виды социальных феноменов – мораль, право, этикет, религия, экономика, образование, язык и др. – должны исследоваться в их отношении к социальной структуре, под которой он понимал совокупность социальных отношений, сконцентрированных в социальных институтах как «сгустке» социальных норм. Социальная структура как целое может быть исследована только в процессе ее функционирования, т.е. через наблюдение социальной активности ее участников. Объяснение достигнуто, когда показано, какой функциональный вклад вносит каждая часть системы в существование и сохранение определенного типа социальной структуры. Исследуя социальные функции культурных и социальных феноменов, Радклифф-Браун подчеркивал их связь с требованиями общества, а не отдельных индивидов с их потребностями, как это имело место у Б.Малиновского. Особое значение Радклифф-Браун придавал социальной интеграции и социальному равновесию. Он не отвергал идею социального детерминизма, подчеркивая, что ценности и интересы детерминируют социальные отношения, т.е. социальную структуру.
Сочинения:
1. A Natural Science of Society. Glencoe, 1948;
2. Structure and Function in Primitive Society. L., 1952.
E.В.Осипова

Социологический словарь:

Радклифф-Браун (Radicliffe Brown) Альфред Реджиналд (17.01. 1881, Бирмингем-24.10.1955, Лондон) — английский этнограф, один из создателей `социальной антропологии` как теоретической дисциплины на базе сравнительного изучения на месте `примитивных` человеческих обществ в их целостности. Основное влияние на Радклифф-Брауна оказали У. Уэвелл, Спенсер, Дюркгейм.
Радклифф-Браун — глава формально-структурного крыла английского антропологического функционализма, инициатор позитивистско-индуктивистской программы `естеств. науки об общесте` и системного подхода в антропологии. Базовые данные для такой науки должны быть эмпирическими фактами о социальной и культурной жизни человека, собранными `в поле`, в прямом контакте с изучаемыми общестами (известны полевые исследования Радклифф-Брауна на Андаманских островах). Радклифф-Браун разделял общую склонность функционализма к трактовке социальных систем как неких супер-организмов, которые имеют интересы, цели или `необходимые условия существования` и из чьих `потребностей` в выживании и эффективности возникли опред. социальные институты.
Но в отличие от Малиновского, у которого идея функциональной связи последних с основными биологическими потребностями человека явл. ведущей, в центре интересов Радклифф-Брауна находится `структура` общеста по аналогии с механической структурой, каркасом тела. В примитивном общесте структура обществ, отношений между людьми относительно выражена и доступна изучению в туземной терминологии родства, возрастных классов и т. п., характеризующей уклад взаимных ожиданий и обязанностей. В `структурах` отображены природные ограничения на социо-культурную изобретательность человека, на вариативность социальных установлений и правил, в частности на степень свободы в организации систем родства.
Наблюдая в огромном разнообразии обществ, учреждений, разделенных временем и пространством, повторяющиеся необходимые образцы и связи, антрополог как систематик-компаративист ищет `естественную классификацию` структур примитивных обществ. Анализ структуры общеста неотделим от исследования социальных функций его институтов и др. структурных элементов. Человеческая деятельность (стратегическими узлами которой являются институты) существенно объяснима вкладом, который она вносит в воспроизводство данного образца обществ, отношений. Видеть общесто как целое и показать слаженную работу его частей — задача антрополога. Устойчивая структурная подоснова обществ, жизни выявляется синхронным срезом, `сечением` общества.
Объяснение изменений самой этой подосновы требует привлечения теорий эволюции, которые Радклифф-Браун одобрял, отвергая в них только `псевдоисторические спекуляции`. Радклифф-Брауну и его последователям не удалось выполнить программу строгого структурно-функционального описания всей системы примитивного общеста в ее динамике. Функционалистские объяснения посредством анализа прямого вклада явления в сохранение социальной структуры не могли быть строгими, ибо нельзя установить точной связи между чрезвычайно общими проблемами, приписываемыми общесту, и конкретными институтами наследования, рода, возрастных обязанностей и т. п., многофункциональными по своей природе. Эти трудности возросли при переносе методов Радклифф-Брауна с предмета примитивной антропологии на сложные совр. обществ, системы, который пыталась осуществить чикагская школа социальной антропологии (Л. Уорнер, С. Такс и др.) и амер. социол. функционализм (Мертон, Пирсоне и др.).
Соч.: 1) A natural science of society. Glencoe, 1948. 2) Structure and function in primitive society. L., 1952.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru