Определение слова «рабство»

Толковый словарь Ефремовой:

рабство ср.
1. Общественный строй, основанный на владении рабами раб 1.; рабовладельческий строй.
|| перен. Эксплуатация, угнетение одних людей другими.
2. перен. Полное подчинение чьему-либо влиянию или какому-либо увлечению.
3. Состояние, положение раба раб 1., 2.

Толковый словарь Ушакова:

РА́БСТВО, рабства, мн. нет, ср.
1. Состояние, положение раба. Освободиться от рабства. Томиться в рабстве.
2. Общественный срой, основанный на владении рабами (в 1 ·знач.), хозяйство, основанное на рабском труде. «При рабстве "закон" разрешал рабовладельцам убивать рабов.» Сталин.
3. перен. Эксплоатация, угнетение одних людей другими. Народы России в октябре 1917 ·г., руководимые партией Ленина-Сталина, сбросили с себя цепи капиталистического рабства.
4. перен. Полное подчинение какому-нибудь влиянию или увлечению. Он в полном рабстве у своих страстей.

Большой энциклопедический словарь:

РАБСТВО — исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца. Легло в основу рабовладельческого строя. В последующие эпохи наиболее широкие размеры и экономическое значение приобрело в 17 — нач. 19 вв. в колониях на Американском континенте, куда ввозились рабы из Африки для работы на плантациях. В основном отменено на протяжении 19 в.

Толковый словарь Кузнецова:

рабство
РАБСТВО -а; ср.
1. Рабовладельческий строй; наличие в государстве рабовладения и рабов. // О всяком общественном строе, при котором класс производителей основных материальных ценностей является бесправным, лишённым собственности на средства производства.
2. Состояние, положение раба (1 зн.). Томиться в рабстве. Освободиться от рабства. Обратить кого-л. в р. (сделать рабом).
3. Состояние полной зависимости, подчинённости. Духовное р. В рабстве своей страсти, порока.

Малый академический словарь:

рабство
-а, ср.
1.
Исторически первая и наиболее грубая форма эксплуатации, при которой раб наряду с орудиями производства является собственностью своего хозяина — рабовладельца.
2.
Состояние, положение раба (в 1 знач.).
Томиться в рабстве. Освободиться от рабства.

Бабушка сама родилась и выросла в «крепости» и не знала иной доли, кроме вечного рабства. Гладков, Повесть о детстве.
Нет больше в нашей стране тяжелого и унизительного рабства трудящихся, подневольного труда на капиталистов и помещиков. Киров, Статьи и речи 1934.
3. перен.
Полное подчинение чужой воле, чьему-л. влиянию.
Савва Ермилыч приведен был в состояние полного рабства. В собственном доме он казался приживальщиком, а все дела по промыслам забрала в свои руки Мария Митревна. Мамин-Сибиряк, Хищная птица.

Словарь антонимов русского языка:

ВОЛЯ — БЕЗВОЛИЕ
Сильная воля — полное безволие. Проявить волю — проявить безволие.
— Вы постарайтесь это записать ... для газеты. Теперь вопрос о немецкой воле и нашем безволии в моде. Н. Лесков. Железная воля.
Я многословен и в быту, да и в стихах, вам на беду, но я лукав: я знаю, что не безволие мое все это длинное хламье, а воля моя злая. Евтушенко. Многословие.
Над больным должна быть проявлена врачебная воля, спокойная и деловитая, потому что больной — это прежде всего безволие и неспокойствие. М. Коршунов. Автограф.
ХАРАКТЕР — БЕСХАРАКТЕРНОСТЬ
Проявить характер — проявить бесхарактерность.
Он — так себе: ни характер, ни бесхарактерность, ни знание, ни невежество, ни убеждение, ни скептицизм. И. Гончаров. Обрыв.
Самый характер его есть бесхарактерность. Лермонтов. Странный человек.
Ср. Воля — неволя
ВОЛЯ — НЕВОЛЯ
Вольный — невольный (см.)
волевой — безвольный (см.)
воля — безволие (см.)
Жить на воле — жить в неволе.
Воля молодит, неволя старит. Пословица.
Неволя рада бы воле, да не дают. Пословица.
Когда он был на воле, он работал для той цели, которую он себе поставил, а именно: просвещение, сплочение рабочего, преимущественно крестьянского народа; когда же он был в неволе, он действовал так же энергично и практично для сношения с внешним миром. Л. Толстой. Воскресение.
СВОБОДА — НЕСВОБОДА
Свободный — несвободный
Идеал [Чацкого] ... свобода от всех этих неисчислимых цепей рабства, которыми оковано общество, а потом свобода«вперить в науку ум, алчущий познаний», свобода «служить иль не служить» — и ряд дальнейших очередных подобных шагов к свободе — от несвободы. И. Гончаров. Мильон терзаний.
Чехов не был ни психологом, ни социологом, но чуткой мембраной своей гениальной души уловил, на мой взгляд, драматизм перехода человека из одного состояния жизни в другое, в частности — от несвободы к свободе. Литературная газета, 13 дек. 1989.
— Но ведь я не свободен. ... Я по-прежнему люблю Марию, и это уже не свобода. И этой несвободы я хочу больше всякой свободы. Бондарев. Выбор.
СВОБОДА — НЕВОЛЯ
Свободный — подневольный (см.)
Жить на свободе — жить в неволе.
[Купавина:] Да я все мечтала о свободе ... я потом убедилась, что наше женское счастье неразлучно с неволей. А. Островский. Волки и овцы.
Само заточение людей, врагов фашизма, есть доказательство существования свободы в сердце и мысли человека ... . Поэтому нынешняя неволя германского народа, может быть, есть лишь подготовка его близкой, будущей свободы. А. Платонов. По небу полуночи.
Свобода — благо, неволя — зло. Л. Толстой. Люцерн.
Манифест?Манифест, — ответил гость. — О свободе? — Бог его знает, о свободе или неволе, — ответил дворник. — Одно известно: манифест. Вс. Иванов. Похождения факира.
СВОБОДА — РАБСТВО
Свободный — рабский (см.)
Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий; И путник, устремив на груды камней око, Воскликнет, в мрачное раздумье углублен: «Свободой Рим возрос, а рабством погублен». Пушкин. Лицинию.
Правительства поощряли [в период с 1815 по 1848 г.] явно «истинное просвещение» и давили в тиши — ложное, не было большой свободы, но не было и большого рабства, даже деспоты все были добродушные, вроде патриархального Франца II, пиетиста Фридриха-Вильгельма и аракчеевского Александра. Герцен. Концы и начала.
Безграничная свобода оборачивается безграничным рабством, вечное странничество — вечным застоем. Н. Бердяев. Судьба России.
Станет шар земной в окоем, Как медаль с моим черным ликом. Я велик был в рабстве своём. Становлюсь в свободе великим. С. Орлов. Нет великих людей.
Я сам... Дела добрые и злые, жестокие и великодушные, свобода духа и его рабство, разлад и гармония ... , — вот что меня интересует. Шаляпин. Маска и душа.
Все та же ты, как в сказочные годы! Все те же губы, тот же взгляд, Исполненный и рабства, и свободы. Бунин. Встреча.
СВОБОДА — КАБАЛА
— Ты ошибаешься в главном. Ты не свободу хочешь мне дать, а кабалу... Г. Семенов. Приятная привычка.
ВОЛЯ — ЗАКЛЮЧЕНИЕ
(НА ВОЛЕ — В ЗАКЛЮЧЕНИИ)
— Не задерживайся долго... Долго — это невозможно! Считать дни на воле хуже, чем в заключении! Залыгин. Экологический роман.
ВОЛЯ — ТЮРЬМА
(НА ВОЛЕ — В ТЮРЬМЕ)
Давным-давно задумал я Взглянуть на дальние поля, Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы. Лермонтов. Мцыри.
— Что же вы — женились бы! — посоветовала мать. ... — Видите ли, у нас все как-то не выходило — она в тюрьме — я на воле, я на воле — она в тюрьме. М. Горький. Мать.
СВОБОДА — ТЮРЬМА
(НА СВОБОДЕ — В ТЮРЬМЕ)
Здесь черствый хлеб, тюрьма, позор, Нужда и вечный гнет, А там балы, блестящий двор, Свобода и почет. Н. Некрасов. Русские женщины.
Четыре года тюрьмы были для меня совершенно потерянным временем для развития. А следующие четыре года свободы дали мне тысячи драгоценнейших наблюдений себя, людей и законов жизни. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ.
И все же она виновата перед Сашей уже в том, что она на свободе, а он в тюрьме. Рыбаков. Дети Арбата.
Ср. Воля — безволие

ЗАКЛЮЧАТЬ — ОСВОБОЖДАТЬ
сов. заключить — освободить
Заключение — освобождение
Заключать в тюрьму — освобождать из тюрьмы.
В остроге уже девять месяцев заключен ... Родион Раскольников. Достоевский. Преступление и наказание.
Типография была закрыта, а сам [И. Г.] Рахманинов отдан под суд. Но вскоре типография и книжный склад сгорели, и Рахманинов был освобожден. Паустовский. Повесть о лесах.
В этой комнате в [тюрьме], называвшейся сборной, совершенно неожиданно Нехлюдов увидел в нише большое изображение распятия. «Зачем это?» — подумал он, невольно соединяя в своем представлении изображение Христа с освобожденными, а не с заключенными. Л. Толстой. Воскресение.
САЖАТЬ — ОСВОБОЖДАТЬ
сов. посадить — освободить
В тридцать седьмом году его [В. М. Верховых] бросили в тюрьму как врага народа. Неожиданно посадили, так же неожиданно и освободили. А. Авдеенко. Отлучение.
САЖАТЬ — ВЫПУСКАТЬ
сов. посадить — выпустить
Посадить в тюрьму — выпустить из тюрьмы.
Когда его выпустили, так же неожиданно, как и посадили, он вышел постаревшим и физически измотанным, но душа его не была изборождена морщинами старости и неверия. К. Симонов. Живые и мертвые.
— Я не принадлежу к этим ... людям, которых сначала незаслуженно посадили, а теперь заслуженно выпустили. А. Битов. Пушкинский дом.
Ср. Заключать — расторгать
ОСВОБОЖДАТЬ — ПОРАБОЩАТЬ
сов. освободить — поработить
Освобождение — порабощение (см.)
освободитель(ница) — поработитель(ница) (см.)
свобода — рабство (см.)
свободный — рабский (см.)
Он [Инсаров] — болгар, питающий в душе страстное желание освободить свою родину ... . В этом он видит свое личное спокойствие, счастье всей своей жизни; он бы оставил в покое свою порабощенную родину, если б только мог найти удовлетворение себе в чем-нибудь другом. Но он никак не может понять себя отдельно от родины. Добролюбов. Когда же придет настоящий день?
Шли ускоренным маршем. По чужой, порабощенной земле. Чтоб освободить ее. Потому и торопились. О. Смирнов. Неизбежность.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
рабство, -а

Толковый словарь Ожегова:

РАБСТВО, а, ср.
1. Состояние, положение раба. Обратить в р. кого-н. (сделать рабом, рабами).
2. перен. Состояние полной зависимости, подчинённости. В рабстве у своего чувства. Духовное р.
3. Рабовладельческий строй. Во времена рабства.

Новая философская энциклопедия:

РАБСТВОсовокупность многообразных форм угнетения человека, в разные исторические эпохи связанных с неограниченным отчуждением от него предпосылок и результатов, целей и средств, предмета и смысла его деятельности; рабство как крайнее притеснение индивидов может выражаться в трех видах: политическом, духовном и экономическом.
В ходе истории менялись специфические черты этого отчуждения, вместе с ними преобразовывался и характер рабской зависимости. В древних индоевропейских обществах существовало противопоставление раба и свободного гражданина. Понятия рабского принуждения и свободы [СВОБОДА]казались слишком очевидными для того, чтобы кто-либо усомнился в их истинности. Более того, само разграничение данных понятий служило демонстрацией осуществления идеи справедливости [СПРАВЕДЛИВОСТЬ], основанной на том, что социальное неравенство возникает в строгом соответствии с неравенством природных законов. Именно поэтому рабство (так же как, впрочем, и освобождение от него) не являлось в древности практической проблемой и обсуждалось теоретически только во имя обоснования торжества закона природы на все время и во всем – прежде всего, в истории общества, чье иерархическое строение уподоблялось иерархии «высших», «промежуточных» и «низших» качеств человеческой натуры.
Древнегреческий язык и латынь обозначали человека, обладающего свободой, как лицо, принадлежащее роду, имеющее общее происхождение со своими соплеменниками, разделяющее уклад их жизни и наделенное сходным с ними образом мысли – в обладании именно этими качествами было отказано рабу. В германских языках термин «рабы» относился к группе людей, исключенной из крайне замкнутой и строго оберегаемой среды равного, дружеского общения. И в том, и в другом случае раб представал чужаком, обделенным правом оставаться самим собой, – будучи исключенным из числа «своих», он оказывался лишенным самости.
В Древней Греции Еврипид и Алкидамант отрицательно относились к тому, чтобы представлять обращение человека в рабство оправдывающим себя с точки зрения обоснования понятия свободы как такового. Однако ими не устанавливалась и не исключалась сама возможность появления рабской зависимости, поскольку они воспринимали свободу полностью независимо от того, каким образом в обществе происходит различение ее степеней, характеризующее то или иное политическое устройство.
Платон [ПЛАТОН]в «Государстве» полагал, что раб не должен быть в подчинении во вред себе – его существование исполнено благом только в том случае, когда он находится под властью божественного начала: лучшие качества души должны быть взращены в нем «изнутри» или быть привиты ему «извне». В другой платоновской работе – в диалоге «Теэтет»можно найти обратную сторону этой мысли: взращивая семена коварства, лжи и взаимных обид, рабское воспитание отравляет разум и освобождает дорогу самонадеянному преувеличению недостающей мудрости.
Аристотель [АРИСТОТЕЛЬ]противопоставлял продуктивную деятельность (poietika) и активную деятельность (praktikon) опираясь на то, что для первой орудиями служат предметы, преобразующие изначальное состояние обрабатываемого ими материала, а для второй подобными орудиями становятся предметы, готовые к тому, чтобы после такой обработки, их применяли в обиходе. Жизнь обозначалась Аристотелем как praxis. Этот философ определял рабов в качестве ее орудия, т.е. в качестве орудия активной деятельности, понятие которого, в свою очередь, безоговорочно отождествлялось им с понятием собственности. Раб рассматривался им как часть своего господина, причем эта принадлежность признавалась основанной на том, что люди не сходны друг с другом от рождения: одним из них полезно господствовать, другим – подчиняться; одни из них образуют «душу общества» и усмиряют страсти, другие же составляют его «тело» и сеют раздор. Испорченность «социальная» (рука об руку с испорченностью моральной) дает о себе знать тогда, когда «тело» пытается править «душой». Правда, Аристотель полностью не отказывал рабам в наличии добродетели, однако, она была для него добродетелью «неразумного начала», предназначенной лишь для того, чтобы с готовностью подчиняться властвующим и в точности исполнять их приказания.
В Древнем Риме Катон Старший создал своего рода формулу рабского существования: рабом является существо, которое не должно знать ничего, кроме своей работы, еды, сна и обязанностей трудиться вплоть до самой смерти.
С появлением христианства произошло рождение понятия «свобода воли», которое означало преодоление господства биологической природы человека над его духовной природой, победу души над телом. С этого момента начинается отсчет движения к преодолению рабства, поскольку «свобода воли» уже не была законным поводом для его утверждения. Хотя официальный запрет на продажу христиан в рабство язычникам был принят лишь в 583, после Маконского собора, христианское вероучение (наряду с митраизмом, иудейством, манихейством [МАНИХЕЙСТВО]и т.д.) изначально подразумевало религиозное равенство людей. Политическая рабская зависимость в духовной сфере становилась прегрешением против человеческого права определять содержание своей деятельности и направлять ее на разрешение многотрудных задач, связанных с обретением самосознания. Если в Средневековье такое право было своеобразным божественным даром, то в Новое время оно становится даром индивидуальной самореализации. Умение сохранить оба эти дара опирается на устранение следов скрытого рабства в самом свободном состоянии.
Г.В.Ф.Гегель [ГЕГЕЛЬ]и некоторые его позднейшие последователи сопрягали проблему бесповоротного преодоления рабства с проблемой окончания исторического развития (см. Конец истории [КОНЕЦ ИСТОРИИ]). В пределах последней рабство имеет «субстанционалистское» истолкование, независимо от смены эпох представая воплощением несправедливости, свойственной «естественному состоянию», полное избавление от остаточных форм данного состояния возможно, с точки зрения Гегеля, после того, как место древнего понятия «судьба»занимает понятие «политика» ["ПОЛИТИКА"]. В результате этого, с одной стороны, возникает перспектива освобождения индивидуального духа (намеченная в христианстве), а с другой – перспектива осуществления свободы индивидов в государстве. Совмещение обеих перспектив предполагает приближение конца исторического процесса, знаменующего собой уничтожение «моментов» рабской зависимости в любых обществах с наступлением эпохи современности [СОВРЕМЕННОСТЬ].
К.Маркс [МАРКС]понимал под рабством модель производственных отношений, соответствующую «античному способу производства» и отличающуюся тем, что при ней собственностью становятся не только средства производства, но и сами производители. Он выдвигал «историцистскую» интерпретацию этого явления, отождествляя его с особым – рабовладельческим – общественным строем и представляя использование труда рабов исключительно как старейшую разновидность эксплуатации. Квинтэссенция марксовского исследования рабства заключается, т.о., в обнаружении его экономической природы.
Во времена античности возможность развития феномена рабской зависимости скрывалась в сохранении дуалистической оппозиции между областью «внутреннего» (относящегося к способу существования, присущего определенному этносу) и областью «внешнего» (причисляемого к способам существования чужеродных и поэтому вредоносных этносов). В Средневековье и Новое время не исчезла эта оппозиция, но изменилось содержание: «внутренним» оказалось психологическое или духовное бытие человека, «внешним» – его социальное или мирское бытие. Однако в любую историческую эпоху теоретическое и, прежде всего, практическое решение проблемы рабства происходило при выделении такой практики (или практик), для которой отсутствует необходимость разделения ее эндогенных и экзогенных источников или, иными словами, необходимость того, чтобы представить ее либо проявлением «естественных» глубинных мотиваций, либо продуктом губительных окружающих условий.
А.Ю.Ашкеров

Социологический словарь:

РАБСТВО — англ. slavery; нем. Sklaverei. 1. Система соц.-экон. отношений, при к-рой один человек является полной собственностью другого — владельца (господина), распоряжающегося его трудом и жизнью. 2. Условия, в к-рых возможно (или осуществляется) подчинение одного индивида другому, либо доминирование одного над другим. см. ОБЩЕСТВО РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЕ.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru