Определение слова «Пятница»

Толковый словарь Ефремовой:

пятница ж.
1. Название пятого дня недели после воскресенья.
2. Приём, вечер и т.п., устраиваемый в такой день недели.

Большой энциклопедический словарь:

ПЯТНИЦА — в восточнославянской мифологии святая, покровительница женщин и матерей. Ведет происхождение от Мокоши.

Архитектурный словарь:

Часовня (2) в виде креста с иконой, поставленная у развилки дорог.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Этимологический словарь Крылова:

Название этого пятого дня недели любопытно тем, что его женский род определился влиянием другого слова, использовавшегося для обозначения этого же дня недели, это слово – заимствованное из греческого имя христианской святой Параскева. Некоторое время два эти названия употреблялись совместно – Параскева-Пятница.

Толковый словарь Кузнецова:

пятница
ПЯТНИЦА -ы; ж. Пятый (после воскресенья) день недели. В прошлую пятницу. Первая п. Расписание на пятницу. Остаться на даче до пятницы. Завтра п.! * Из-под пятницы суббота (погов.: из-под верхней одежды видна нижняя). Семь пятниц на неделе у кого-л. (о том, кто часто меняет свои решения). Великая пятница (религ.; пятый день страстной недели, когда христиане вспоминают о крестных муках Спасителя).
Пятничный, -ая, -ое. П. спектакль.

Малый академический словарь:

пятница
-ы, ж.
Пятый (после воскресенья) день недели.

семь пятниц на неделе {у кого}
о том, кто часто меняет свои решения.

Мифологическая энциклопедия:

Персонаж в восточнославянской и отчасти южнославянской традиции, продолжение главного женского божества славянского пантеона — Мокоши. Позднее культ П., соединяющийся с христианским культом святой Параскевы-Пятницы у восточных и святой Петки у южных славян, сохраняет некоторые черты исходного языческого образа в народной демонологии. У восточных славян П. — персонифицированное представление нечетного дня недели, следующего за четным днем, четвергом, посвященным различным ипостасям громовержца Перуна. В паре Четверг — Пятница, воспроизводящей более древнюю ПерунМокошь, особенно ясна взаимная связь противопоставлений чет — нечет и мужской — женский. П. иначе называлась льняницей (покровительницей пряжи и льна, который женщины начинали мять с 28 октября старого стиля — дня, посвященного П.), «бабьей святой», занимающейся повоем. В день П. запрещено прясть, по пятницам нельзя купать детей, кто не постится в святую пятницу, может утонуть. По украинским поверьям, П. ходит исколотая иглами и изверченная веретенами (до 19 в. на Украине сохранялся обычай «водить П.» — женщину с распущенными волосами), потому что нечестивые женщины шьют и прядут в посвященные ей дни (по другому поверью — прядут не лен, а волосы Недели, отождествляемой или соединяемой с П.). Согласно «Стоглаву» и другим древнерусским текстам, в день П. женщины не пряли и не стирали («мыли») платья, а мужчины не пахали, чтобы не запылить П. и не засорить ей глаз. В случае нарушения запретов П. может покарать болезнями глаз и другими бедами. В болгарской песне с жалобами на нарушающих запреты, связанные с П., обращаются к Илье-громовнику дева Мария и Мария Магдалина. Соединение женского мифического персонажа с водой и пряжей отражено в общеславянском мотиве: в восточнославянском варианте баба-яга задает героине работу — прясть, а та убегает от нее, причем путь погоне преграждает река; в южнославянском варианте Параська (ср. Параскева-П.), взятая в плен турками, осталась непреклонной и бежала из гарема, охраняемая ангелом; спасаясь от погони, она превратилась в чистую криницу. У восточных славян деревянные скульптуры П. ставились на колодцах, ей приносили жертвы, бросая в колодец ткани, льняную кудель, выпряденные нитки и овечью шерсть (название обряда — мокрида — непосредственно связано с основой *mok-гъ, от которого образовано имя Мокоши, соединяющее мотивы пряжи и влаги-воды). Сохранились ранние свидетельства почитания восточными славянами двенадцати П., которые в своей негативной функции могут быть соотнесены с двенадцатью лихорадками (в частности, есть поверье, что от лихорадки избавляется тот, кто постится в шестую П.); как двенадцать сестер выступают и полуночницы, сходные по функции с Мокошью и П. И у восточных, и у южных славян П. (святая Петка) связывается с мышами. В украинских сказках святая П. вместе с Понедельником и Средой выступает в качестве трех персонажей, по функции сходных с тремя Ягишнами, несущими службу на подступах к городу. В духовных стихах П. описывается как женщина со свечой, дающая заповедь поститься в свой день. На старых севернорусских иконах (в частности, на новгородской иконе второй половины 13 в., предназначенной для женского монастыря) П. может изображаться на обороте образа богоматери. Типологически славянские параллели о П. имеют общие черты с таджикской Биби-Сешанби («госпожа вторник»), а также с мифологическими образами женщин, прядущих пряжу судьбы типа греческих мойр, исландских норн, хеттских ткачих. Лит.: Афанасьев А. Н., Поэтические воззрения славян на природу, т. 1-3, М., 1865- 1869; Иванов В. В., Мотивы восточнославянского язычества и их трансформация в русских иконах, в кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX вв., М., 1976; Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки. Л., 1974; Померанцева Э. В., Мифологические персонажи в русском фольклоре, М., 1975; Потебня А. А., О мифическом значении некоторых обрядов и поверий, «Чтения в Обществе истории и древностей Российских при Московском Университете», 1865, июль — сентябрь, кн. 3.
В. И., В. Т.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Пятница

Толковый словарь Ожегова:

ПЯТНИЦА, ы, ж. Пятый день недели. Семь пятниц на неделе у кого-н. (о том, кто часто меняет свои мнения, решения; разг. шутл.). Из-под пятницы суббота (из-под верхней одежды видна нижняя; разг. шутл.).
| прил. пятничный, ая, ое (разг.).

Этимологический словарь Макса Фасмера:

пятница
укр. пятниця, др.-русск. пятъкъ , ст.-слав. птъкъ – то же (Супр.), болг. петък, петка ж., сербохорв. петак, род. -тка, словен. ptk, род. -tka, чеш. ptek, слвц. рiаtоk, польск. pitek, в.-луж. pjatk, н.-луж. ptk. Название пятого дня недели, которая открывается понедельником. Ср. пять.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

С первых веков христианства возникает почитание П., как дня крестных страданий Господа Иисуса Христа. Первое известие об этом сохранилось в "житии Константина", приписываемом епископу кесарийскому Евсевию († в 340 г.). В XI в. преподобный Феодосий Печерский, в письме к великому князю Изяславу, рекомендовал почитание П., так как "в пяток жидове распяша Господа". Соблюдение поста в П. до того сильно привилось в русском народе, что когда был поднят вопрос о разрешении поста, если в П. приходится один из больших праздников, то начались сильные волнения, прекратившиеся с созванием в 1168 г. собора, который разрешил пост в П. для праздников Рождества Христова и Богоявления. Представление о П., как о дне праздничном, вызвало в народе предположение, что день этот должен быть посвящен отдыху и праздности. Отсюда возникло запрещение некоторых работ: бабы не должны прясть, варить щелок, стирать белье, выносить из печи золу, мужики не могут пахать и боронить. Неисполнение этих запретов влечет за собой в будущей жизни наказание, как за грехи; на это указывает древний стих "Прощание души с телом", в котором душа ожидает для себя муку вечную, так как в П. "платье золовала, льны прядовала". В связи с этим является взгляд на П., как на день несчастный, в который нельзя предпринимать никакого дела. С другой стороны, в народе выработался взгляд на П. как на день счастливый для свадеб и для рождений. П. имеет также влияние на плодородие земли. Народная фантазия, столь склонная к олицетворениям, не могла не связать с П. представления об особом лице. Так, в "Слове св. отца Пахомия о среде и пятке" Среда и П. являются в виде двух ангелов, которые ведут в рай тех, кто свято проводил эти дни. Гораздо чаще является, в связи с П., представление о св. мученице Параскеве (по-гречески — пятница). В старинных месяцесловах при имени св. Параскевы упоминается и название П.: "св. Параскевии, нареченные П."; в азбуковниках прямо толковалось, что Парасковия значит пяток. В представлении народа П. часто является особой святой, память которой празднуется вместе со св. Параскевой ("св. П. бывает на св. Параскеву"). Церкви, посвященные Параскеве, до сих пор называются "пятницкими". Св. Параскева — П. является олицетворением дня П.; по народным представлениям, она ходит по земле, следит за соблюдением своего дня, наказывает тех, кто не исполняет запретов, задает им непосильные работы и пр. По малороссийским сказаниям, П. ходит вся исцарапанная, истыканная веретенами, благодаря тем, кто в П. чесал волосы или прял. Представление о П., как о христианской святой, осложнялось в народе под влиянием древних языческих верований; с П. связалось представление о богине любви и плодородия, Ладо; отсюда возник взгляд на П., как покровительницу свадеб и рождений, подательницу плодородия. К св. П. обращаются девицы с молитвой о женихе. В П. служат молебны в случае засухи, дождя, угрожающего посевам, падежей, моровой язвы; к П. обращаются в заговорах, имеющих целью обеспечить успех жатвы; под икону П. кладут крестьяне плоды своего урожая и хранят их, как залог будущего урожая. Молитвы в честь св. П. помогают от болезней; написанные на бумаге, они имеют значение талисманов. Празднование П. сопровождалось очень часто различными языческими обрядами и играми, на что встречаются указания в Стоглаве и в Духовном Регламенте. Кроме почитания П. вообще и св. П., выделяется почитание обетных и именных П. Происхождение первых основывается на обетах, данных по какому-либо случаю отдельным лицом или целым миром соблюдать П. Под названием именных П. известны 12 определенных в году П., за соблюдение которых обещаются разные преимущества. Перечисление этих П. находится в апокрифическом сказании "О 12 П.", очень популярном в простом народе. Существует множество вариантов этого произведения, как в стихотворной, так и в прозаической форме (см. изд. Бессонова, "Калики перехожие", т. VI). Сказание о 12 П. приписывается св. Клименту, папе римскому; оно известно по многим рукописям, на разных языках. Славяно-русские сказания имеются в двух редакциях — Элевферьевской и Климентовской. Первая известна только по славянским рукописям, вторая — по русским и европейским рукописям и по русским духовным стихам. Разница между обеими редакциями заключается в распределении П. относительно больших праздников и в том, что в Элевферьевской преобладают воспоминания ветхозаветные, в Климентовской — новозаветные. Подробному рассмотрению сказания о 12 П. посвящено ценное исследование А. Веселовского: "Сказание о 12 П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876 г., № 6). Почитание П. распространено и в Италии, Испании, Франции, Германии и др. местностях: в П. не предпринимают путешествий, нельзя смеяться, наряжаться, причесываться; свадьбы, совершенные в этот день, несчастливы; наоборот, родившиеся в П. пользуются особенными дарами (venerini), имеют власть над духами. Чересчур усердные в П. пряхи преследуются и на Западе, причем роль Параскевы П. играет на Западе Берта, являющаяся олицетворением святок. Сказание о 12 П. и суеверное почитание их существует и на Западе. Лицом, олицетворяющим П., является там св. Венера, вполне тожественная нашей Параскеве; ее житие представляет много сходных черт с житием Параскевы. К христианскому почитанию П. на Западе присоединились языческие воспоминания о П., как о дне, посвященном в древнем Риме — Венере, в Германии — Фрее (П. — Freitag).
См. Дж. Питрэ, "Письмо к А. Веселовскому о почитании П." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1876, № 1); А. Веселовский, "Опыты по истории развития христианской легенды" (там же 1876, №№ 1—4 и 6; 1877, № 2); Порфирьев, "О почитании Среды и П. в древнем русском народе" ("Православный Собеседник", 1859, № l); И. Ю. Некрасов, "Замечания по поводу русского народного сказания о 12 П." ("Филологические Записки", 1870, вып. III); "Пятница в народном почитании" ("Правительственный Вестник", 1894, №№ 191—193); Сумцов, "Очерки истории южнорусских апокрифических сказаний и песен" ("Киевская Старина", 1887, № 11); Афанасьев, "Поэтические воззрения славянского народа" (Москва, 1865—69).
А. Г. К.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru