Определение слова «прощение»

Толковый словарь Ефремовой:

прощение ср.
1. Процесс действия по гл. прощать, простить
2. Помилование, отмена наказания за какую-либо вину, за какой-либо поступок.

Толковый словарь Ушакова:

ПРОЩЕ́НИЕ, прощения, мн. нет, ср.
1. Действие по гл. простить в 1 и 2 ·знач.прощать (·книж. ). Прощение грехов. Прощение обид. Прощение долга.
2. Помилование, отмена наказания за какую-нибудь вину, за какой-нибудь проступок. Просить прощения. Заслужить прощение.
Прошу прощенья или прощенья просим! — ·устар. формула прощания.

Толковый словарь Кузнецова:

прощение
ПРОЩЕНИЕ, ПРОЩЕНЬЕ, -я; ср. Помилование, извинение какого-л. поступка. П. долгов. П. грехов. Просить прощения. Вымаливать, выпрашивать п. Получить, заслужить п. Нет прощения кому-л. (слишком велика вина кого-л.).
Прошу прощенья, в зн. вводн. словосоч. = Прости(те), извини(те).

Малый академический словарь:

прощение
-я, ср.
1.
Действие по глаг. простить—прощать (в 1 и 2 знач.).
Для этого прекрасного создания было какое-то бесконечное наслаждение прощать и миловать; как будто в самом процессе прощения Алеши она находила какую-то особенную, утонченную прелесть. Достоевский, Униженные и оскорбленные.
Я узнал всю ее жизнь, я был ее судьею, и я простил ей все, что, по мнению людей, нуждается в прощении. Гаршин, Надежда Николаевна.
2.
Милость к провинившемуся, снисходительность к вине; помилование.
Просить прощения.

[Гарнизонные солдаты] подходили к руке Пугачева, который объявлял им прощение. Пушкин, Капитанская дочка.
Прости, прости, Фома! забудь!.. — повторял дядя умоляющим голосом. — «Прости!» Но к чему вам мое прощение? Достоевский, Село Степанчиково.

прошу прощенья
прости(те), извини(те).

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
прощение, -я

Толковый словарь Ожегова:

ПРОЩЕНИЕ, я, ср.
1. см. простить.
2. То же, что извинение (во 2 знач.).
Прошу прощения (разг.) виноват, извините.

Новая философская энциклопедия:

ПРОЩЕНИЕотказ от возмездия за обиду и нанесенный ущерб. Требование прощения исторически формируется как конкретизация более широкого требования непричинения зла в ответ на совершенное зло и снисхождения к обидчику, широко представленного в древних религиозно-этических текстах: «Недобрым делай добро, будь верен также и неискренним... На ненависть нужно отвечать добром» («Дао де цзин», § 49, 63), «Нельзя ударить брахмана, но и брахман пусть не изливает свой гаев на обидчика. Позор тому, кто ударил брахмана, и еще больший позор излившему гнев на обидчика» («Дхаммапада», 389). В христианской этике прощение является важным моментом добродетели милосердия [МИЛОСЕРДИЕ]; этика любви повелевает прощать обиды, причем прощать следует как признающегося в своем прегрешении и просящего о прощении (см.: Лк. 17:3–4), так и всякого согрешающего против тебя (см.: Мф. 18:21). Смысл милосердного прощения не просто в забвении причиненного зла (забыть можно в презрении, в равнодушии к тому, кто совершил зло или стремился к этому), а в отказе от мщения как первом условии возможного примирения: «Не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство: напротив, благословляйте» (I Петр. 3:9, см. также Мф. 18:21). Прощение – это забвение обиды и согласие на мир (ср. Деян. 7:60), в прощении происходит признание другого, а через признаниепринятие его. Прощение соотнесено с раскаянием, нравственный смысл которого заключается в искреннем признании собственных прегрешений. Примирение фактически оказывается возможным при условии отпущения грехов, духовном очищении и воссоединении с Богом. Требованием прощения предполагается и отказ от намерения судить других и навязывать им свое мнение (см. Рим. 2:1). Не противореча требованию непримиримости ко злу (ненависть к нему не означает непременной ненависти к тем, кто совершил зло), милосердное прошение, в частности, выражается и в том, что, ненавидя порок, следует относиться к порокам других так, как по долгу совершенства [СОВЕРШЕНСТВО]человек относится к своим собственным порокам, т.е. делать все возможное, чтобы исправлять их. Но именно в рамках этики милосердия требование прощения приходит в противоречие с заповедью любви [ЗАПОВЕДЬ ЛЮБВИ]: прощение не должно быть истолковано как попустительство (ведь есть нечто, в чем нельзя уступать); этически сложна ситуация, в которой человек должен прощать обиды, нанесенные не ему, а тем, кого он любит и о ком призван заботиться. На это указывает Ф.Ницше, уточняя: прощай обиды, нанесенные тебе, но недопустимо прощение обид, нанесенных другу, твоим другом самому себе.
В отличие от этики милосердия и совершенства в контракторной концепции морали прощение рассматривается в контексте заключенных договоров и принятых обязательств и соответственно как зависящее от них. Так, у Т.Гоббса требование прощения, рассматриваемое как один из естественных законов, – обязательно, однако не абсолютно и допустимо при условии, что: а) имеются гарантии в отношении будущего, б) обидчик раскаивается, в) обидчик просит прощения и тем самым желает восстановления мира. При утилитарно-пруденциальном подходе к морали прощение и забвение обид трактуются как проявление неблагоразумия: прощать и забыватьзначит не учитывать приобретенный опыт, и каждый отдельный случай прощения может стать предпосылкой новых обид и ущерба себе или другим (А.Шопенгауэр).
В конце 20 в. понятие прощения проблематизируется в этико-психологических исследованиях и психотерапевтических разработках, где рассматривается не столько как нравственное требование, сколько как конкретная жизненная задача, решение которой необходимо и насущно либо с целью восстановления отношений с близкими людьми после нанесенной ими обиды (оскорбление, унижение, измена и т.п.), либо с целью перестраивания собственной жизни после нанесенного непоправимого ущерба (намеренное разорение, нанесение увечья человеку или его близким, убийство близких и т.д.). Решение этой задачи проясняется, процедурно дифференцируется и инструментализируется в отношении возможных ситуаций, различных по обстоятельствам и включенным в них лицам.
Р.Г.Апресян

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru