Определение слова «Пролог»

Толковый словарь Ушакова:

ПРО́ЛОГ, пролога, мн. пролога, ·муж. (·греч. prologos — предисловие) (лит.). В древней Русисборник кратких житий, поучений, назидательных повестей, размещенных в порядке церковного календаря. Рукописный пролог.
II. ПРОЛО́Г, пролога, мн. и, ·муж. (·греч. prologos — предисловие) (·книж. ).
1. Вступительная часть драматического произведения, реже — поэмы или романа; ант. эпилог (лит.). Пьеса в четырех действиях с прологом и эпилогом.
2. перен. Вступление к чему-нибудь, начало чего-нибудь. Пролог новой жизни.
III. ПРОЛО́Г, мн. прологи, ·муж. (·обл. ). Лог, ложбина.

Большой энциклопедический словарь:

ПРОЛОГ (от греч. prologos — вступление) — вступительная часть литературного, театрального и музыкально-сценического произведения. В литературном (театральном) прологе рассказывается о событиях, предваряющих и мотивирующих основное действие, или разъясняется художественный замысел, эстетическое кредо автора.

Большая советская энциклопедия:

Пролог
(греч. prologos, от pro — перед и logos — слово, речь)
вступительная часть литературного и театрального произведения, которая предворяет общий смысл, сюжет или основной мотивы произведения или кратко излагает события, предшествующие основному действию (Сюжету). В античной драме П. — сцена или монолог, передававшие исходную ситуацию или миф, которые послужили основой сюжета. В средневековой мистерии, миракле, моралитемолитва или проповедь, включавшие исходную для пьесы притчу. В драмах Шекспира, Гёте, Шиллера П., наряду с мотивировкой последующих событий, часто содержал эстетическую декларацию автора. П. в современном значении и многообразии жанрового применения складывался начиная с 19 в. (поэма «Медный всадник» Пушкина, роман «Ярмарка тщеславия» Теккерея). Постепенно он всё более смыкался с сюжетом, по существу становясь одним из его элементов: П. повести Н. В. Гоголя «Страшная месть», поэмы Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», романа И. Г. Эренбурга «Необычайные похождения Хулио Хуренито...» (такой П. в повествовательных жанрах называют иногда Vorgeschichte — предысторией). В отличие от предисловия, П. всегда художествен.
В. А. Калашников.

Большой словарь иностранных слов:

I. пролога, мн. пролога, м. [греч. prologos – предисловие] (лит.). В древней Русисборник кратких житий, поучений, назидательных повестей, размещенных в порядке церковного календаря.
II. пролога, мн. и, м. [греч. prologos – предисловие] (книжн.). 1. Вступительная часть драматического произведения, реже – поэмы или романа; противоп. эпилог (лит.). 2. перен. Вступление к чему-н., начало чего-н.

Толковый словарь Кузнецова:

пролог
ПРОЛОГ -а; м. [греч. prologos — вступление]
1. Вступительная часть к литературному или музыкальному произведению, предваряющая общее содержание произведения или раскрывающая общий замысел автора. П. симфонии, романа. Пьеса в четырёх действиях с прологом и эпилогом.
2. Вступление к чему-л. начало чего-л. П. новой жизни. П. грядущих событий. Выборы на альтернативной основе — это только п. к демократическому обществу.
3. Лит. Один из жанров древнерусской литературы — сборник, содержащий жития святых, назидательные рассказы и поучения, расположенные по дням года.

Малый академический словарь:

пролог
-а, м.
1.
Вступительная часть к литературному или музыкальному произведению, предваряющая общее содержание произведения или раскрывающая общий замысел автора.
Пролог к «Руслану и Людмиле» Пушкина.

Из всего этого материала может выйти разве пролог к роману! И. Гончаров, Обрыв.
Пролог симфонии незаметно переходит в развитие первой части. С. А. Морозов, Музыка остается с тобой.
2. перен.
Вступление к чему-л., начало чего-л.
Посылаю вам покамест книгу ---. Она послужит вам прологом к чтенью тех книг, в которых раскроется вам вполне русская жизнь. Гоголь, Письмо А. М. Виельгорской, 16 апр. 1849.
Организация революционного самоуправления, выбора народом своих уполномоченных есть не пролог, а эпилог восстания. Ленин, Бойкот Булыгинской думы и восстание.
Лука Матвеич сказал ему ---: — Ты понимаешь, что свершилось? Это же пролог новой эры, эры народовластия, социализма! Соколов, Искры.
[греч. ]

Музыкальная энциклопедия:

(греч. prologos — вступление, предисловие, от pro — перед и logos — слово, речь) — вступительная сцена спектакля (драм., оперного, балетного). В др.-греч. драм. т-ре в П. излагался миф, положенный в основу произв., или рассказывалось о событиях, предшествующих началу пьесы. В церк. ср.-век. драме П. носил характер проповеди или молитвы. В 17-18 вв. мн. оперы начинались аллегорич. П. ("Альцеста, или Торжество Алкида" Люлли, "Орфей" и "Коронация Поппеи" Монтеверди и др.). П. наз. также аллегорич. представление, к-рым начинался торжеств. спектакль (напр., П. на открытие Большого т-ра в Москве — "Торжество муз" Дмитриева с музыкой Алябьева и Верстовского, 1825). В операх и балетах 19 в. в П. часто излагались события, предваряющие осн. действие (напр., в операх "Борис Годунов", "Снегурочка", "Фауст", в балете "Спящая красавица"). Иногда П. приобретает значение самостоят. произв. (одноактная опера "Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова — П. к его опере "Псковитянка"), представляет собой моносцену (сцена одного актёра — П. в опере "Паяцы").

Словарь антонимов русского языка:

НАЧАЛО — КОНЕЦ
Начальный — конечный (см.)
начинать(ся) — кончать(ся) (см.)
начинать(ся) — заканчивать(ся) (см.)
начало — окончание (см.)
начальный — окончательный
начинать(ся) — оканчивать(ся) (см.)
Начало дороги — конец дороги. Начало месяца — конец месяца. Начало рабочего дня — конец рабочего дня.
У кольца нет ни начала, ни конца. Пословица.
Не знаюправа ли, не знаю — честна ли, не помню начала, не вижу конца... В. Тушнова. Не знаюправа ли...
Сколько ни говорите о печальном, Сколько ни размышляйте о концах и началах, Все же я смею думать, Что вам только пятнадцать лет. Блок. Когда вы стоите на моем пути...
Два детства есть у человека — в начале жизни и в конце. И. Шкляревский. За лесопилкой и болотом...
Ольга Ивановна вспомнила всю свою жизнь с ним, от начала до конца. Чехов. Попрыгунья.
В этих 9 томах [сочинений И. А. Гончарова] нет ни писем, ни набросков, ни стишков, ни начал без конца, ни концов без начал: всё произведения зрелые, обдуманные. И. Анненский. Гончаров и его Обломов.
НАЧАЛО — ОКОНЧАНИЕ
Начало спектакля — окончание спектакля. Начало романаокончание романа.
В перерыве между окончанием одного произведения и началом другого Байрон все больше и больше метался и одно время серьезно решился навсегда уехать в Россию. А. Виноградов. Байрон.
Окончание научной работывсегда начало следующей. Лихачев. Мысли о науке.
ЗАРОЖДЕНИЕ — КОНЕЦ
Зарожденье, преображенье И ужасный конец миров Ты за ревностное служенье От своих не скроешь жрецов. Н. Гумилев. Поэма начала. Кн. I. Дракон.
СТАРТ — ФИНИШ
Стартовый — финишный
стартовать — финишировать
Старт брали на вершине и, устремившись по склону, объезжая встречные кусты и деревья, с удивительной быстротой неслись к финишу. Рахтанов. Паспорт чемпиона.
Ты душу выложил, дрожишь, устав... И нету финиша. Есть новый старт. Р. Рождественский. Стихи о последних метрах.
ПРОЛОГ — ЭПИЛОГ
Пролог романа — эпилог романа.
Рахманинов просил М. Чайковского значительно сократить план либретто[«Франческо да Римини»]. Вместо четырех действий с прологом и эпилогом в окончательном варианте остались лишь пролог, две картины и эпилог. С. В. Алексеев. Рахманинов.
«Ньюкомы» заставляют нас восхищаться вашим талантом, г. Теккерей. От пролога ... до эпилога, заключающего в себе грациозное напоминание о прологе. Чернышевский. Ньюкомы... Роман В. М. Теккерея.
Нюрнбергский эпилог означал конец исторической безнаказанности агрессии и агрессоров. Но этому эпилогу предшествовал большой исторический пролог, о котором, может быть, я и не вспомнил бы, если бы некоторые обстоятельства этого не потребовали. А. Полторак. Нюрнберг и современность.
ПРЕДИСЛОВИЕ — ПОСЛЕСЛОВИЕ
В предисловиях, равно как и в послесловиях, которые мне приходилось писать, ... я старался избежать пересказа сюжета. Е. Парнов. Сюрприз для Себастьяна Сюша.
АЛЬФА — ОМЕГА
Впрочем, желаю ему доброго здоровья и не завидую в надежде читать твои записки от альфы до омеги. Карамзин. Письмо И. Д. Дмитриевичу, 18 февр. 1824.
Вот вам альфа и омега, начало и конец всех дел, имевших цель удовлетворить те или другие общественные обязанности. Гл. Успенский. Бог грехам терпит.
Первым и последним словом, альфой и омегой всей его жизни было, как у всех поэтов, — его собственное я. Тургенев. «Фауст, трагедия. Соч. Гете».
А (АЗ) — ИЖИЦА
Всюду поспел, ухитрился уже пройти — всю жизнь от аза до ижицы: и науки кончил, и своим домом жил, и под судом был, и в Сибирь попал. Чехов. Нытье.
Даже в его походке, жестикуляции, в манере сбрасывать с папиросы пепел я читал всю эту программу от А до ижицы. Чехов. Хорошие люди.
А — ЗЕТ (Z)
Все выходящее из обыкновенного порядка гибнет — Пушкин, Лермонтов впереди, а потом от А до Z многое множество, оттого, что они не дома в мире мертвых душ. Герцен. Дневник, 29 июля 1842.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Пролог, -а (церк. книга)

Толковый словарь Ожегова:

1.
ПРОЛОГ, а, м. (спец.). Древнерусский, а также южнославянский сборник кратких житий, поучений и назидательных рассказов, расположенных в последовательном порядке по годичным праздникам, по дням богослужений. Славяно-русский П.
2.
ПРОЛОГ, а, м. Вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения. П. к роману. Парад-п. (открывающий цирковое представление).
| прил. прологовый, ая, ое.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

пролог
род. п. -а. Через нем. Рrоlоg или франц. prologue от лат. prologus из греч. . Напротив, др.-русск. прологъ "сборник кратких житий святых, синаксарий" (Пантел. еванг. 1250 г.; см. Срезн. II, 1542) непосредственно из греч. (Фасмер, Гр.-сл. эт. 160).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru