Определение слова «прелюдия»

Толковый словарь Ушакова:

ПРЕЛЮ́ДИЯ, прелюдии, ·жен. (от ·лат. praeludo — начинаю играть) (·книж. ).
1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу.
2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.). Прелюдии Шопена.
3. перен., к чему. Предвестие, преддверие, введение во что-нибудь. Прелюдия к новой войне.

Большой энциклопедический словарь:

ПРЕЛЮДИЯ (прелюд) (ср.-век. лат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно)вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа. Создаются циклы прелюдий и фуг, а также одних прелюдий.

Большая советская энциклопедия:

Прелюдия
Прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, на пробу, делаю вступление), инструментальная музыкальная пьеса, преимущественно сольная. Первоначально П. представляла собой небольшое вступление к какой-либо музыкальной пьесе, исполнявшееся на лютне, струнном клавишном инструменте или органе. Для П., в особенности ранней, характерны импровизационность, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала, применение от начала до конца единого типа фактуры, сближающее её с жанром Этюда. Такие пьесы часто носили и др. названия, например преамбула, интрада, ричеркар, фантазия и т.п. С 18 в. П. стали создаваться и как самостоятельные пьесы главным образом для струнного клавишного инструмента; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый малый цикл прелюдия — фуга. Бах утвердил также тип большого цикла прелюдий и фуг, охватывающий все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома «Хорошо темперированного клавира»). Подобные циклы создавались и впоследствии («24 прелюдии и фуги» Шостаковича для фортепиано). Возник и цикл только прелюдий, также во всех тональностях (произведения Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, Д. Б. Кабалевского и др.).

Большой словарь иностранных слов:

Прелюдии, ж. [от лат. praeludo – начинаю играть] (книжн.). 1. к чему. Вступительная часть к музыкальному произведению (муз.). Прелюдия к романсу. 2. Самостоятельное законченное, небольшого объема, музыкальное произведение (муз.). Прелюдии Шопена. 3. перен., к чему. Предвестие, преддверие, введение во что-н. Прелюдия к новой войне.

Толковый словарь Кузнецова:

прелюдия
ПРЕЛЮДИЯ -и; ж. [от лат. praeludere — играть предварительно]
1. Вступление к музыкальному произведению. Знаменитая прелюдия Вагнера.
2. Самостоятельная музыкальная пьеса, главным образом для фортепьяно, не имеющая установленной формы. П. Шопена.
3. чего или к чему. Введение, начало, предвестие чего-л. Всё это было только прелюдией грядущих событий. П. к откровенному разговору. Говорить без прелюдий (сразу, без предварительной подготовки).

Малый академический словарь:

прелюдия
-и, ж.
1.
Вступление к музыкальному произведению.
Опере «Сорочинская ярмарка» предшествовала оркестровая прелюдия «Жаркий день в Малороссии». Римский-Корсаков, Летопись моей музыкальной жизни.
|| перен.; чего или к чему.
Введение, начало, предвестие чего-л.
Мне казалось, что и минувшая война, и разливающаяся, как вешние воды, революция являются только прелюдией к еще более грозным событиям. Новиков-Прибой, Цусима.
Вдали, начинаясь отдельными выстрелами, сухим треском автоматов, --- разворачивалась прелюдия ночного боя. Вершигора, Люди с чистой совестью.
2.
Самостоятельная музыкальная пьеса, гл. образом для фортепьяно, не имеющая установленной формы.
Прелюдия Шопена.

Скрябиным создано множество небольших сочинений: прелюдий, экспромтов, этюдов. Панкратов, А. Н. Скрябин.
[От лат. praeludere — играть предварительно]

Музыкальная энциклопедия:

Прелюд (позднелат. praeludium, от лат. praeludo — играю предварительно, делаю вступление; франц. prйlude, итал. preludio, англ. prelude, нем. Vorspiel), — род инстр. пьесы, чаще всего для одного инструмента, позволяющего исполнять многогол. музыку. Наиболее ранние образцы относятся к 15 в. Первоначально П. представляла собой небольшое вступление к какой-нибудь пьесе, к-рое обычно импровизировалось, иногда сочинялось заранее и исполнялось на лютне, клавишном инструменте, органе. Такие П. служили в качестве пробы инструмента, устанавливали тональность последующей пьесы, подготавливали её музыкально (в т.ч. и по контрасту), а в случаях, когда эта пьеса предназначалась для коллектива инструменталистов или вокалистов, облегчали вступление инструментов или голосов. П. не свойственна какая-либо определённая форма; важнейшее значение в ней приобретают импровизац. начало, свободное развёртывание, фигурационная разработка материала; порой находят применение и имитация, полифония, склад. Характерная черта многих П. — применение от начала и до конца единого типа фактуры, что сближает её с жанром этюда. Подобного рода пьесы носили и др. названия, напр. преамбула, интрада, ричеркар, фантазия, каприччо, токката и т.п. В 17 в. П. нередко назывались также вступления во франц. опере и сюите, исполнявшиеся ансамблем инструменталистов и даже целым оркестром. В 18 в. П. стали создаваться и как самостоят. пьесы; в то же время, прежде всего в творчестве И. С. Баха, сложился устойчивый цикл прелюдия — фуга, в к-ром обе составные части взаимно оттеняли друг друга — свободному развёртыванию в П. противостоял строго упорядоченный принцип развития в фуге, близкий к гомофонному склад П. — всецело полифоническому в фуге. Одноврем. Бах утвердил тип большого цикла П. и фуг, обнимающего все мажорные и минорные тональности (1-й и 2-й тома "Хорошо темперированного клавира"). В 19-20 вв. создавались как малые "парные" циклы П. и фуги, порой расширенные до трёхчастного цикла ("Прелюд, хорал и фуга" для фп. Франка), так и большие циклы П. и фуг, подобно баховским обнимающие все тональности ("24 прелюдии и фуги" для фп. Шостаковича, Щедрина). Возник и тип цикла одних только П., также во всех тональностях (произв. Ф. Шопена, А. Н. Скрябина, К. Дебюсси, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича, Д. Б. Кабалевского и др.). П. создавались и в виде отд. пьес, гл. обр. для фп., а также в качестве орк. вступлений к операм и к отдельным их актам (Р. Вагнер, Дж. Верди, Дж. Пуччини и др.).
Литература: Панкратова В., Малые инструментальные формы (прелюдия, ноктюрн, этюд), М., 1962; Chominski J. M., Preludia, Кr., 1950 (Analizy i objasnenia "Dziel Wszystkich Fr. Chopina", t. 9); Apel W., Der Anfang der Praeludium in Deutschland und Polen, Warsz., 1960. См. также лит. при статьях Бах И. С., Шопен Ф. Ф., Скрябин А. Н., Дебюсси К. А., Кабалевский Д. Б.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
прелюдия, -и

Толковый словарь Ожегова:

ПРЕЛЮДИЯ, и, ж.
1. Вступительная часть музыкального произведения. П. к романсу. П. больших событий или к большим событиям (перен.).
2. Небольшое музыкальное произведение. П. для фортепьяно.

Грамматический словарь Зализняка:

Прелюдия, прелюдии, прелюдии, прелюдий, прелюдии, прелюдиям, прелюдию, прелюдии, прелюдией, прелюдиею, прелюдиями, прелюдии, прелюдиях

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(наигрыш, praeludium — лат., prlude — франц., voluntary — англ., Vorspiel — нем., от pre — прежде и lusus — игра) — непродолжительная игра на каком-нибудь инструменте перед началом пьесы. П. в смысле фантазии не имеет определенной формы. В лютеранской церкви она исполняется органистом для приготовления прихожан к пению хорала; главная тональность П. в таком случае та же, что и в хорале, и в П. входят отрывки хорала в виде мотива. У Баха хоральная П. иногда строилась полифонически, например в имитативной форме, в виде фугетты на тему, взятую из хоральной мелодии. Более определенную форму П. получила у Баха в его собрании "Прелюдий и фуг" ("Das Wohltemperirte Clavier"), где П. приближается иногда к двух- или трехколенному складу. Такие П. в тематическом отношении не имели ничего общего с фугой, но писались с ней в одной и той же тональности. В новейшее время принято называть П. краткие пьески в сжатой коленной форме, которые именно вследствие своей сжатости, могли бы предшествовать пьесе в одной тональности с П. Знаменитые фортепианные П. Шопена отличаются такой силой вдохновения, такой самобытностью и законченностью, что их исполняют в концертах самостоятельно, как пьесы. Инструментальное вступление к опере, не имеющее установленной формы увертюры или рондо, называют в настоящее время тоже П. Введение, или интродукция, предшествующие какому-нибудь сочинению, но в него включенные и имеющие с ним органическую связь, не называются П.; поэтому самостоятельную прелюдию, которую можно приставить к разным сочинениям, имеющим с ней одну и ту же тональность, нельзя называть введением, или интродукцией. Postludium есть отыгрыш в виде фантазии, исполняемый в лютеранской церкви по окончании богослужения, во время выхода прихожан из церкви. Иногда вместо П. исполняется какая-нибудь органная концертная пьеса.
Н. С.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru