Определение слова «Потебня»

Большая советская энциклопедия:

I
Потебня
Александр Афанасьевич [10(22).9.1835, село Гавриловка Роменского уезда Полтавской губернии, — 29.11(11.12).1891, Харьков], украинский и русский филолог-славист, член-корреспондент Петербургской АН (1877). Брат революционера А. А. Потебни (См. Потебня). Окончил Харьковский университет (1856). В 1860 защитил магистерскую диссертацию «О некоторых символах в славянской народной поэзии». С 1875 профессор Харьковского университета. Разрабатывал вопросы теории словесности, фольклора и этнографии (разделяя взгляды мифологической школы (См. Мифологическая школа)), главным образом общего языкознания, фонетики, морфологии, синтаксиса, семасиологии. Много сделал в области слав. диалектологии и сравнительно-исторической грамматики. В общетеоретическом плане исследовал в основном вопросы взаимоотношения языка и мышления, языка и нации, происхождения языка. На формирование его философских взглядов оказали влияние идеи А. И. Герцена, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Н. А. Добролюбова, а также И. М. Сеченова. П. находился также под влиянием В. Гумбольдта и X. Штейнталя. По мнению П., мыслительно-речевой акт является индивидуально-психическим творческим актом; однако в речевой деятельности наряду с индивидуальным началом участвует и социальное — это язык (вернее, его звуковая сторона), выступающий как «объективированная мысль». Отсюда известная двойственность лингвистической позиции П.: с одной стороны, тезис о том, что слово существует как отдельное употребление слова (т. e. отрицание многозначности, реальности слова как единицы словоформы), с другой — повышенный интерес к процессу исторического развития конкретного языка, чуждое, например Штейнталю; прослеживая это развитие, П. делал выводы об исторических изменениях в характере языкового мышления данного народа и человечества в целом. Особый интерес представляет «лингвистическая поэтика» П., взгляды на поэтический язык, природу поэзии и вообще искусства. Основной тезис П. — определение искусства как познания, как работы мысли, аналогичной научному познанию. Т. о., его теория оказывается рационалистичной. В поэтическом слове и соответственно в поэтическом произведении в целом П. выделяет три составных элемента: внешнюю форму (звучание), значение (семантика) и внутреннюю форму (или образ). Так, в слове «подснежник», помимо прямого значения, мы находим представление о цветке, растущем «под снегом». Поэтичность слова (художественного произведения) — это его образность. Внутренняя форма есть средство познания нового, но не путём научной абстракции, а подведением новых впечатлений под уже имеющийся образ. Идеи П. развивали Д. Н. Овсянико-Куликовский, Д. И. Кудрявский, А. В. Добиат, И. В. Ягич, А. М. Пешковский, А. А. Шахматов и др. Труды П. оказали влияние на развитие современной филологии, особенно языкознания, прежде всего в области синтаксиса. Важнейшие работы П.: «Мысль и язык» (1862), где анализируются связи языка и мышления; докторская диссертация «Из записок по русской грамматике» (т. 1—2, 1874, т. 3, 1899, т. 4, 1941), посвященной главным образом синтаксическим проблемам (анализ понятий слова, грамматические формы, грамматические категории и др.); «Из записок по теории словесности» (1905). П. принимал деятельное участие в создании украинской культуры, развитие которой он рассматривал в тесной связи с историей русской культуры. Ему принадлежат труды по украинскому языку и фольклору. Имя П. присвоено институту языковедения АН СССР в Киеве.
Лит.: Вольтер Э. А., А. А. Потебня. 1835—1891. Библиографические материалы для биографии А. А. Потебни, СПБ, 1892; Овсянико-Куликовский Д. Н., А. А. Потебня как языковед-мыслитель, К., 1893; Харциев В., Основы поэтики А. А. Потебни. (По лекциям А. А. Потебни), в сборнике: Вопросы теории и психологии творчества, т. 2, в. 2, СПБ, 1910; Белый А., Мысль и язык. (Философия языка А. А. Потебни), «Логос», 1910, кн. 2; Виноградов В. В., Русская наука о русском литературном языке, «Уч. зап. МГУ», 1946, в. 106; его же, Из истории изучения русского синтаксиса. (От Ломоносова до Потебни и Фортунатова), М., 1958; Булаховский Л. А., Потебня-лингвист, «Уч. зап. МГУ», 1946, в. 107; его же, Ал. Аф. Потебня, [К 60-летию со дня смерти], К., 1952; О. О. Потебня. Юбiлейний збipник до 125-piччя з дня народження, К., 1962 (полная библиография); О. О. Потебня i деякi питания сучасно славicтики, X., 1962.
А. А. Леонтьев, Р. М. Цейтлин.

Ал. А. Потебня.
II
Потебня
Андрей Афанасьевич [19(31).8.1838 — 20.2(4.3).1863], русский революционер. Из дворян. Родился в селе Перекопце Полтавской губернии (ныне Роменский район Сумской области). Брат филолога А. А. Потебни (См. Потебня). В 1856 окончил Константиновский кадетский корпус. Служил в Шлиссельбургском полку подпоручиком. В 1862 возглавил революционную организацию офицеров в Польше. Летом того же года, покинув полк, перешёл на нелегальное положение. В ноябре 1862 вместе с организацией вошёл в «Землю и волю» (См. Земля и воля). Был одним из авторов ряда революционных прокламаций от Комитета русских офицеров в Польше (См. Комитет русских офицеров в Польше). Поддерживал связь с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Во время Польского восстания 1863—64 приезжал в Лондон для встречи с ними. Безуспешно пытался организовать русский легион в рядах повстанцев. Героически погиб в бою с царскими войсками у Песчаной Скалы (в Польше). Огарев посвятил П. «Надгробное слово» (опубликовано в «Колоколе» 1 мая 1863).
Лит.: Лейкина-Свирская В. Р., Андрей Потебня, в сборнике: Революционная ситуация в России в 1859—1861 гг., М., 1963; Дьяков В. А. и Миллер И. С., Революционное движение в русской армии и восстание 1863, М., 1964.

Ан. А. Потебня.

Советская историческая энциклопедия:

Андрей Афанасьевич (19.VIII.1838 — 21.II.1863) — рус. революционер. В 1856 окончил Константиновский кадетский корпус. Служил в чине прапорщика, затем подпоручика в Шлиссельбургском полку. Находясь с полком в Польше, в 1861 стал одним из создателей революц. орг-ции офицеров рус. армии в Польше. С 1862 возглавил ее. В нояб. 1862 вместе с орг-цией вошел в "Землю и волю". Был одним из инициаторов и авторов ряда революц. прокламаций от Комитета русских офицеров в Польше. Во время Польск. восстания 1863-64 П. приезжал в Лондон, поддерживал связь с А. И. Герценом и Н. П. Огаревым. Имел связи с польск. конспиративными орг-циями. В июне 1862, покинув полк, перешел на нелегальное положение. Пытался организовать отряд, а затем рус. легион в рядах повстанцев, но безуспешно. Героически погиб рядовым повстанцем в бою с царскими войсками у Песчаной Скалы (в Польше). Н. П. Огарев посвятил П. "Надгробное слово", опубл. в "Колоколе" 1 мая 1863.
=====
Лит.: Лейкина-Свирская В. Р., Андрей Потебня, в сб.: Революц. ситуация в России в 1859-61 гг., М., 1963; "Лит. наследство", т. 41-42, 61, М., 1941-53; Дьяков В. А. и Миллер И. С., Революц. движение в рус. армии и восстание 1863, М., 1964.

Новейший философский словарь:

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич (1835-1891) — украинский и русский лингвист, философ и культуролог. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Впоследствии учился в Берлине, брал уроки санскрита у А. Вебера. Профессор, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1877). Один из основателей психологической школы в языкознании. В творчестве П. отразилось влияние В. Гумбольдта, X. Штейнталя, Сеченова. Наследие П. огромно и многогранно: он разрабатывал проблемы теории словесности; происхождения и эволюции языка; лингвистики; грамматики; связи языка и мышления; языка и нации; языка и мифа; символики языка; фольклористики; искусствознания. В философско-лингвистической концепции П. можно выделить следующие тезисы и подходы. Природа языка общественна: «общество предшествует началу языка»; слово не только продукт индивидуального сознания. Язык творит народ, языкпорождение «народного духа», язык задает «народность» (национальную специфику народа). (Категории «народ» и «народность» — центральные для концепций П.). П. впервые применил метод реконструкции национального языка и его описание через антиномии (которые выявляют представления народа о природе), погрузил изучение слова в этнографический контекст. Язык, по П., формирует человеческую мысль: грамматические категории суть категории мышления, формы движения мысли. «Язык есть средство не выражать уже готовую мысль, а создавать ее...» (»Мысль и язык», 1862). Через язык мы воспринимаем и познаем мир, слово формирует ряд познавательных моделирующих систем: миф, фольклор, науку. Именно в слове человек объективирует восприятие мира и связывает это слово с другими словами. История грамматики — это история типов мышления и сознания. П. предвосхитил многие проблемы современной лингвистики: различение языка и речи, понимания и непонимания как аспектов коммуникации и др. П. считал, что диалог всегда предполагает непонимание, так как речь (высказывание) есть акт творческий, авторский, и, следовательно, до некоторой степени неповторимо-непонятный. В своей лингвистической концепции мифа (на основе сравнительно-исторического языкознания) П. рассматривает миф как начало эволюции человеческой культуры в виде языка: это — акт «объяснения неизвестного посредством совокупности прежде данных признаков, объединенных и доведенных до сознания словом или образом». Для возникновения мифов особо значимой явилась, согласно П., внутренняя форма словапосредник между тем, что объясняется в мифе, и тем, что он объясняет. Миф — первый этап, тип познания мира: «Каждый акт мифический... есть... акт познания» (»О доле и сродных с нею существах», 1867). Миф, по П., аналогичен науке: и миф, и наука познают мир и объясняют его по аналогии. В мифе содержится нерасчле-ненный сплав будущих узкоспециализированных наук и знаний; в мифе не различается образ объекта и сам объект. При анализе мифа важно обращать внимание не на сюжет, а на его смысл, ибо миф — это слово. Миф не есть отжившая форма человеческой мысли, он эволюционирует и развивается. Лосев отмечал, что у П. замечательная система феноменологических, психологических, логических и лингвистических идей и методов. Отдавая дань уважения эвристическому и педагогическому потенциалу творчества П., Флоренский называл его «родоначальником целого ученого выводка». Наследие П. отразило в себе философичность и синтетичность русской науки 19 в., а многие теории и подходы П. остаются работающими и в конце 20 ст.

Новая философская энциклопедия:

ПОТЕБНЯ Александр Афанасьевич [10(22) сентября 1835, с. Гавриловка Роменского у. Полтавской губ. – 29 ноября (11 декабря) 1891, Харьков] – русский филолог, культуролог, философ. Окончил историко-филологический факультет Харьковского университета (1856). Защитил магистерскую («О некоторых символах в славянской народной поэзии», 1860) и докторскую («Из записок по русской грамматике», 1874) диссертации. Стажировался в Германии, посетил ряд славянских стран для сбора материалов по истории языка и фольклора. С 1875 – профессор Харьковского университета. Член-корреспондент Петербургской академии наук (1877). В изучении истории языка и мышления опирался на идеи В.Гумбольдта. Считал народ, живущий в стихии родного языка, его творцом и одновременно субъектом обратного воздействия. Язык формирует этнос, он является важнейшим средством духовного развития нации. Много внимания уделял практическому сбору фольклорных и историко-культурных материалов украинского и русского этносов, доказывая их глубинное родство, общность мифопоэтического сознания. Изучая миф как особый феномен в развитии мышления, интерпретировал его как «акт сознательной мысли, акт познания», выступающий первой ступенью в «объяснении неизвестного». В своем учении о языке выделял внешнюю звуковую оболочку слова, абстрактное его значение и внутреннюю форму. Последняя связана с этимологическим содержанием, несет в себе выработанный памятью народа образ, узнаваемый в речи. На основе ее полисемантичности и игры смыслов складывается художественная поэтика вербального творчества. Потебня оказал значительное влияние на развитие отечественной исторической лингвистики, этнопсихологии, семиотики, поэтики символистов.
Сочинения:
1. Из записок по теории словесности. Харьков, 1905;
2. Из записок по русской грамматике, т. 1–2. М., 1958; т. 3, М., 1968;
3. Эстетика и поэтика. М., 1976;
4. Слово и миф. М., 1989;
5. Теоретическая поэтика. М., 1990.
Литература:
1. Белый А. Мысль и язык (философия языка А.А.Потебни). – «Логос», 1910, кн. 2;
2. Райнов Т.А. А.А.Потебня. Пг., 1924;
3. Булаховский Л.А. А.А.Потебня. К., 1952;
4. Пресняков О.П. Поэтика познания и творчества. Теория словесности А.Потебни. М., 1980.
Н.А.Куценко

Этимологический словарь Макса Фасмера:

потебня
"кожаные лопасти по бокам казачьего седла", укр. потебня – то же, сюда же фам. Потебня. От тебенёк (см.); ср. Потебня, РФВ 5, 239.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Александр Афанасьевич — известный ученый, малоросс по происхождению и личным симпатиям, род. 10 сентября 1835 г., в небогатой дворянской семье Роменского у., Полтавской губ., учился в Радомской гимназии и в Харьковском университете по историко-филологическому факультету. В Университете П. пользовался советами и пособиями П. и Н. Лавровских и находился отчасти под влиянием проф. Метлинского, большого почитателя малорусского языка и поэзии, и студента Неговского, одного из наиболее ранних и усердных собирателей малорусских песен. В молодости П. также собирал народные песни; часть их вошла в "Труды этн.-ст. эксп." Чубинского. Недолго пробыв учителем русской словесности в Харьковской 1 гимназии, П., по защите магистерской диссертации: "О некоторых символах в славянской народной поэзии" (1860), стал читать лекции в Харьковском университете, сначала в качестве адъюнкта, потом в качестве профессора. В 1874 г. защитил докторскую диссертацию: "Из записок по русской грамматике". Состоял председателем Харьковского историко-филологического общества и членом-корреспондентом Академии наук. Скончался в Харькове 29 ноября 1891 г. Весьма прочувствованные его некрологи были напечатаны профессорами В. И. Ламанским, М. С. Дриновым, А. С. Будиловичем,М. М. Алексеенком, М. Е. Халанским, H. Ф. Сумцовым, Б. М. Ляпуновым, Д. И. Багалеем и мн. др.; они собраны Харьковским историко-филологическом обществом и изданы в 1892 г. отдельной книжкой. Другие бибграфические данные о П. см. в "Материалах для истории Харьковского университета", Н. Сумцова (1894). Общедоступное изложение лингвистических положений П. дано в обширной статье проф. Д. Н. Овсянико-Кулаковского: "П., как языковед-мыслитель" (в "Киевской Старине", 1893, и отдельно). Подробный обзор этнографических трудов П. и оценку их см. в I вып. "Современной малорусской этнографии" Н. Сумцова (стр. 1 — 80). Кроме вышеупомянутых диссертаций, П. написал: "Мысль и язык" (ряд статей в "Журн. Мин. Нар. Пр.", 1862; второе посмертное издание вышло в 1892), "О связи некоторых представлений в языке" (в "Филолог. Записках", 1864, вып. III), "О мифическом значении некоторых обрядов и поверий" (в 2 и 3 кн. "Чтений Моск. Общ. Ист. и Древн.", 1865), "Два исследования о звуках русского языка" (в "Филолог. Записках", 1864—1865), "О доле и сродных с ней существах" (в "Древностяхт" Моск. Археол. общества", 1867, т. II), "Заметки о малорусском наречии" (в "Филологических Записках", 1870, и отдельно, 1871), "К истории звуков русского языка" (1880—86), разбор книги П. Житецкого: "Обзор звуковой истории малорусского наречия" (1876, в "Отчете сб Уваровских премиях"), "Слово о Полку Игореве" (текст и примечания, в "Филолог. Записках", 1877—78, и отдельно), разбор "Народн. песен Галицкой и Угорской Руси", Головацкого (в 21 " О отчете об Уваровских премиях", 37 т. "Записок Академии Наук", 1878), "Объяснения малорусских и сродных народных песен" (1883—87) и др. Под его ред. вышли сочинения Г. Ф. Квитки (1887—90) и "Сказки, пословицы и т. п., запис. И. И. Манджурой (в "Сборнике Харьковского Истор.-Филолог. Общества", 1890). После смерти П. были изданы еще следующие его статьи: "Из лекций по теории словесности. Басня, Пословица, Поговорка" (Харьков, 1894; превосходный этюд по теории словесности), отзыв о сочинении А. Соболевского: "Очерки из ист. русск. яз." (в 4 кн. "Известий отд. рус. яз. и слов. Имп. акад. наук", 1896) и обширная философская статья: "Язык и народность" (в "Вестнике Европы", 1895, сент.). Весьма крупные и ценные научные исследования П. остались в рукописях неоконченными. В. И. Харциев, разбиравший посмертные материалы П., говорит: "На всем лежит печать внезапного перерыва. Общее впечатление от просмотра бумаг П. можно выразить малорусской пословицей: вечиренька на столи, а смерть за плечима... Здесь целый ряд вопросов, интереснейших по своей новизне и строго-научному решению, вопросов порешенных уже, но ждавших только последней отделки". Харьковское историко-филологическое общество предлагало наследникам П. постепенное издание главнейших рукописных исследований П.; позднее Академия наук выразила готовность назначить субсидию на издание. Предложения эти не были приняты, и драгоценные исследования П. еще ждут опубликования. Наиболее обработанным трудом П. является III том "Записок по грамматике". "Записки" эти находятся в тесной связи с ранним сочинением П. "Мысль и язык". Фон всей работыотношение мысли к слову. Скромное заглавие труда не дает полного представления о богатстве его философского и лингвистического содержания. Автор рисует здесь древний строй русской мысли и его переходы к сложным приемам современного языка и мышления. По словам Харциева, это "история русской мысли под освещением русского слова". Этот капитальный труд П. после его смерти был переписан и отчасти редактирован его учениками, так что вообще вполне приготовлен для печати. Столь же объемист, но гораздо менее отделан другой труд П. — "Записки по теории словесности". Здесь проведена параллель между словом и поэтическим произведением, как однородными явлениями, даны определения поэзии и прозы, значения их для авторов и для публики, подробно рассмотрено вдохновение, даны меткие анализы приемов мифического и поэтического творчества и, наконец, много места отведено различным формам поэтической иносказательности, причем везде обнаруживаются необыкновенно богатая эрудиция автора и вполне самобытные точки зрения. Кроме того П. оставил большой словарный материал, много заметок о глаголе, ряд небольших историко-литературных и культурно-общественных статей и заметок, свидетельствующих о разносторонности его умственных интересов (о Л. Толстом, В. Ф. Одоевском, Тютчеве, национализме и др.), оригинальный опыт перевода на малорусский язык "Одиссеи". По отзыву В. И. Ламанского, "глубокомысленный, оригинальнейший исследователь русского языка, П. принадлежал к весьма малочисленной плеяде самых крупных, самобытных деятелей русской мысли и науки". Глубокое изучение формальной стороны языка идет у П. рядом с философским пониманием, с любовью к искусству и поэзии. Тонкий и тщательный анализ, выработанный на специально-филологических трудах, с успехом был приложен П. к этнографии и к исследованию малорусских народных песен, преимущественно колядок. Влияние П., как человека и профессора, было глубоко и благотворно. В его лекциях заключался богатый запас сведений, тщательно продуманных и критически проверенных, слышалось живое личное увлечение наукой, везде обнаруживалось оригинальное миросозерцание, в основе которого лежало в высшей степени добросовестное и задушевное отношение к личности человека и к коллективной личности народа.
Н. Сумцов.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru