Определение слова «Посейдон»

Большой энциклопедический словарь:

ПОСЕЙДОН — в греческой мифологии — один из богов-олимпийцев, повелитель морей, управляющий ими с помощью трезубца; сын Кроноса и Реи. Ему соответствует римский Нептун.

Большая советская энциклопедия:

Посейдон
В древнегреческом мифологии сын Кроноса и Реи (См. Рея), один из важнейших богов-олимпийцев (См. Олимпийцы), повелитель морей, управляющий ими при помощи своего трезубца. В Афинах чтили П. как покровителя морского могущества города; ему были посвящена главная часть Эрехтейона на афинском Акрополе и храм на мысе Сунион. П. считался также покровителем всадников и состязаний в беге на колесницах, входивших в состав Истмийских игр (См. Истмийские игры). В древнеримской мифологии П. соответствовал Нептун.

Большой словарь иностранных слов:

[гр. ] – в древнегреческой мифологии – бог морей, муж Амфитриты; в древнеримской мифологии – Нептун

Толковый словарь Кузнецова:

посейдон
ПОСЕЙДОН -а; м. [с прописной буквы] В греческой мифологии: бог морей (изображался мужчиной, сидящим на троне с трезубцем или едущим по морю в колеснице, запряжённой длинногривыми конями).

Мифологическая энциклопедия:

()
в греческой мифологии один из главных олимпийских богов, владыка моря, сын Кроноса и Реи, брат Зевса и Аида (Hes. Theog. 453-457), с которыми он поделил господство над миром. Бросив жребий, он получил в удел море (Зевснебо, Аид — подземное царство) (Нот. II. XV 187-194). Древнейшее представление о П. связано с плодородием земли, пропитанной влагой, поэтому имя П. можно понимать в его дорийской форме как «супруг земли» в именительном падеже (П. Кречмер) (Poteidan — pot=pos, корень слова указывает на «супружество» и da=ga, «земля») или в звательном падеже (И. Б. Гофман), отсюда эпитеты П.- «колебатель земли» (Hom. Od. V 366), «земледержец» (I 68). С другой стороны, древнейший П. связан с индоевропейским зооморфным демоном плодородия, выступавшим в облике коня или быка, и таким образом сближается с неиссякаемой порождающей силой земных недр, а значит, и с водной стихией. Отсюда в имени П. видят воплощение текучей плодоносной сущности, которая выражена в застывшей форме ритуального обращения: «владыка вод» (А. Карнуа, А. Хойбек), так как дорийск. Poteidan разлагается: potei, «владыка» в звательном падеже, и прилагательное daon, «водный», «водяной» в звательном падеже, образованное от индоевропейского корня da-, danu-, указывающего на влагу и реку (ср. осет. Донбеттыра, наименования рек Дон, Днепр, Дунай). С расселением греческих племен на островах П. стали отождествлять не только с влагой, дарующей жизнь земле, но и с просторами моря. Олимпийский П. неразрывно связан именно с морской стихией, сохранив в качестве рудиментов эпитеты, указывающие на былую связь с землей, мифы о зооморфных ипостасях П.- коне и быке и предания о П., своим трезубцем выбивающем из земли пресную влагу источников.Архаические черты у олимпийского П. находят выражение в его буйном нраве, попытках сохранить свою независимость. Вынужденный признать главенство Зевса, он считает себя равным ему (Нот. II. XV 185 след., 194- 199). П. участвует в мятеже против Зевса, и его спасает от оков Фетида (I 398-400). Он в союзе с Герой, воспользовавшись сном Зевса, подает попощь ахейцам, вызывая гнев громовержца, и угрожает ему непримиримой враждой (XV 212-217). П. идет на помощь ахейцам с мечом, схожим с молнией, предводительствуя их воинством (XIV 384-388). П. ненавидит троянцев, царь которых Лаомедонт в свое время не заплатил ему и Аполлону обусловленной платы. П. наслал на Трою страшное морское чудовище, угрожавшее царской дочери Гесионе, спасенной Гераклом (Apollod. II 5, 9).Он один идет против решения олимпийцев возвратить домой Одиссея, ненавидя его за ослепление Полифема (Hom. Od. I 68-75), хотя Зевс уверен, что П. не может спорить со всеми бессмертными и поступать самовластно (I 77-79). Однако П. не успокаивается и насылает на Одиссея страшную бурю, разбивая его плот и своим трезубцем взбудораживая море, тучи и ветры (V 291-319). П. яростно действует своим трезубцем, желая или поднять бурю, или погубить кого-либо из героев. Он разбивает скалу и губит Аякса Оилида за его нечестивую похвальбу (IV 505-511). Трезубец П.- некий древний фетиш, наделенный магической силой. Именно в споре с Афиной П. выбивает трезубцем источник, даруя его жителям Аттики (Ovid. Met. VI 75-77). Но П. было вполне достаточно крепко ударить ладонью по кораблю феаков, чтобы превратить его в скалу и втиснуть эту скалу в морское дно (Нот. Od. XIII 162-164). П. не живет на Олимпе, владея собственным роскошным дворцом на дне моря в Эгах (V 381). П. мчится на колеснице, запряженной длинногривыми конями, по морю (V 380). Морская темно-синяя бурливая волна и есть сам П., постоянно именуемый «синекудрым», «темно-власым» (Нот. II. XIV 390). Облик П. страшен, могуч и стихиен. Под его стопою трепещут леса. Своего дворца в Эгах он достигает, сделав три-четыре шага с фракийских гор (XIII 10-31). П.- супруг нереиды Амфитриты (Hes. Theog. 930). От нее у него сын Тритонвладыка морских глубин (XIII 931 след.). П.- отец множества детей, и все они стихийны, ужасны и чудовищны. Это великаны Сарпедон (Apollod. II 5, 9), Орион и Алоады, царь бебриков, кулачный боец Амик — от нимфы Мелии («ясеневой»; A poll. Rhod. II 1-3), великан Антей — от Земли, киклоп Полифем, царь Бусирис, убивающий всех чужестранцев (Apollod. II 5, 11), разбойники Керкион (Hyg. Fab. 187) и Скирон (Apollod. epit. I 2); от медузы Горгоны у него Хрисаор («златомеч») и Пегас, выбивший копытом источник Гиппокрену (Hes. Theog. 280-283). Деметра в образе эринии родила от П. коня Арейона (Apollod. II 6, 8), что дополняет сведения о зооморфной сущности П. Он выслал из моря на Крит прекрасного быка, свою собственную ипостась, который вместе с Пасифаей породил чудовище Минотавра (Apollod. Ill I, 3-4). Однако были слабые попытки связать П. с героическим миром, хотя и здесь П. является в облике водной стихии. Приняв облик речного бога, П. вступил в брак с Тиро, породившей Пелея и Нелея, отца мудрого Нестора (Hom. Od. XI 241-254).П. считается божественным отцом Тесея (Bacchyl. XVII 33-37), сына афинского царя Эгея. Доказывая свое божественное происхождение, Тесей бросился в море, чтобы достать кинутое туда Миносом золотое кольцо, добыл его у Амфитриты и вернулся победителем (Paus. I 17, 3; Bacchyl. XVII). Именно Тесей — героический сын П. убивает Минотавра — тоже сына П., только чудовищного. Среди аргонавтов есть сыновья П.- Эвфем, Эргин и Анкей (Apoll. Rhod. I 179- 189), не играющие, однако, существенной роли в походе. Вряд ли П. можно считать основателем и защитником полисов; он оспаривал у Гелиоса Коринф и потерпел поражение, с острова Эгина его вытеснил Зевс, с Наксоса — Дионис, из Дельф — Аполлон, из Трезена — Афина (Plut. Quest, conv. IX 6). Она же оказалась победительницей в Афинах, посадив там маслину вопреки П. Гера забрала себе Аргос, за что П. наслал сначала засуху, а затем море. Единственная страна, где царили П. и его потомки, которых Зевс покарал за нечестие,- остров Атлантида (Plat. Critias).Культ П. связан с почитанием его как божества моря, источников (его эпитеты: Крену х, «держатель источника»; Нимфагет, «водитель нимф») и землетрясений. Страбон сообщает (I 3, 16), что родосцы после землетрясения вблизи острова Фера воздвигли храм П. Асфалию — «дарующему безопасность». П. почитался по всей Греции также как Фитальмий, наряду с Дионисом Дендритом, «древесным», и им обоим была посвящена сосна (Plut. Quest, conv. V 3, 1). Культ П. Гиппия — «конного» преимущественно фессалийский. В Аргосе был храм П. Проклистия — «причиняющего наводнение* в память спора Геры и П., когда отвергнутый аргосцами П. наслал на Арголиду море (Paus. I 29, 4). На акрополе у святилища Эрехфея еще во 2 в. почитался источник солоноватой воды, якобы выбитый трезубцем П. (Herodot. VIII 55). В Трезене, несмотря на поражение П. от Афины «могучей», почитают П. «царя» (Paus. II 30, 6). Там же храм П. Фитальмия в память бесплодия, посланного П. на землю, пропитавшуюся морской солью, и милости П., прекратившего гнев (II 32, 8). Культ П. всюду связан с бедствиями, сопровождавшими его гнев, сменяемый затем на прощение.П.- древнее мужское хтоническое божество, обладавшее универсальной властью, на более поздней героической ступени было вытеснено мужским патриархальным божеством, возглавившим олимпийцев, Зевсом, и больше уже не заняло главенствующего положения, оставаясь в неизменной оппозиции к Олимпу.В римской мифологии отождествлялся с Нептуном.Лит.: Лосев А. Ф., Олимпийская мифология в ее социально-историческом развитии, «Ученые записки МГПИ им. Ленина», 1953, т. 72, с. 133-36; Schachermeyr F., Poseidon und die Entstehung des griechiechen Gotterglaubens, Bern, 1950; Rose Н. J.. Griechische Mythologie, 2 Aufl., Munch., 1961. A. Ф. Лосев.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru