Определение слова «ПНИН»

Большая советская энциклопедия:

Иван Петрович [1773, Москва, — 17 (29).9.1805, Петербург], русский просветитель, поэт и публицист. Внебрачный сын фельдмаршала Н. В. Репнина. Учился в пансионе при Московском университете, затем в Артиллерийском инженерном корпусе (окончил в 1789). В 1797 оставил военную службу и совместно с А. Ф. Бестужевым (отцом декабристов Бестужевых) в 1798 стал издавать прогрессивный литературно-политический «Санкт-Петербургский журнал». В 1801 познакомился с А. Н. Радищевым, оказавшим на П. сильное влияние. С 1805 — президент Вольного общества любителей словесности, наук и художеств (См. Вольное общество любителей словесности, наук и художеств). В «Опыте о просвещении относительно к России» (1804) П. осуждал помещичий произвол, призывал к освобождению крепостных; вскоре после выпуска в свет книга была конфискована. В поэзии разрабатывал традиционные жанр оды, стремясь сочетать его с системой просветительских идей. В натурфилософской лирике выступил как деист, убеждённый в свободе человеческого разума и личности. Многим стихотворениям П. («На смерть Радищева», «Ода на Правосудие» и др.) были свойственны высокая гражданственность, критика крайностей самодержавия и крепостничества, получившие развитие в декабристской политической лирике. В то же время П. признавал «священное право собственности», был сторонником конституционной монархии, главные надежды возлагая на просвещение, правосудие, реформы «просвещённого государя».
Соч.: Соч., М., 1934; [Стихи], в сборнике: Поэты-радищевцы, Л., 1961; в кн.: Русские просветители, т. 1, М., 1966.
Лит.: Орлов В. Н., Русские просветители 1790—1800-х гг., 2 изд., М., 1953.

Советская историческая энциклопедия:

Иван Петрович (1773 — 17.IX.1805) — рус. просветитель, поэт и публицист. Внебрачный сын фельдмаршала кн. Н. В. Репнина. В 1797 оставил воен. службу и совм. с А. Ф. Бестужевым (отцом декабристов Бестужевых) стал издавать прогрессивный "С.-Петерб. журнал". В 1801 познакомился с А. Н. Радищевым, оказавшим на П. сильное влияние. С 1802 — член, с 1805 — пред. "Вольного об-ва любителей словесности, наук и художеств". В "Опыте о просвещении относительно к России" (1804) П. осуждал помещичий произвол, призывал к освобождению крепостных; вскоре после выпуска в свет книга была конфискована властями. Многим стихотворениям П. ("На смерть Радищева", "Ода на Правосудие" и др.) были свойственны высокая гражданственность, критика крайностей самодержавия и крепостничества. П. не был последователен в своих взглядах, признавал "священное право собственности", был сторонником конституц. монархии. В обществ. преобразовании гл. надежды возлагал на просвещение, правосудие, реформы "просвещенного государя".
=====
Соч.: Соч., М., 1934; в кн.: Русские просветители, т. 1, М., 1966.
=====
Лит.: Орлов В. Н., Рус. просветители 1790-1800 гг., 2 изд., М., 1953.

Новая философская энциклопедия:

ПНИН Иван Петрович [1773, Москва – 17(29) сентября 1805, Петербург]русский философ, просветитель. Получил образование в Благородном пансионе при Московском университете и в Артиллерийском кадетском корпусе в Петербурге, затем служил в армии. Выйдя в 1797 в отставку, издавал «Санкт-Петербургский журнал». В 1801 знакомится с А.Н.Радищевым, испытывает сильное влияние его взглядов. В 1802 избирается действительным членом Вольного общества любителей словесности, наук и художеств, в 1805 становится его президентом. Автор произведений «Вопль невинности, отвергаемой законом» (1802), по стилю и антикрепостническим мотивам напоминающий «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева, «Опыт о просвещении относительно к России» (1804) и др. Оды «Бог», «Человек» проникнуты просветительским пафосом. Как проповедник возвышенных идеалов гражданства, Пнин оказал влияние на декабристов. Наилучшим видом общественного устройства считал конституционную монархию, подкрепленную законами, охраняющими неприкосновенность частной собственности. Его этические воззрения во многом напоминают утилитаризм И.Бентама.
Сочинения:
1. Соч. М„ 1934.
Литература:
1. Кизеветтер А.А. Из истории русского либерализма. Иван Петрович Пнин;
2. Он же. Исторические очерки. М, 1912.
А.В.Панибратцев

Словарь русских фамилий:

• Фамилия русского поэта и публициста. И.П. Пнин (1773 — 1805) был "незаконным" сыном фельдмаршала Репнина, который дал ему свою фамилию в усеченном виде — без начального Ре-. В России второй половины XVII в. такие фамилии были нередки: Бецкий с Трубецкой, Агин от Елагин, Ранцов от Воронцов, Умянцев от Румянцев и т.д.
• Фамилия чрезвычайно редкая. Она принадлежала забытому писателю XVIII века, внебрачному сыну вельможи Репнина. По традиции того времени вельможа оставил сыну свою фамилию, но в усеченном виде: не Репнин, а Пнин. Таким образом, эта фамилия хотя и обрубок, но к слову «пень» отношения не имеет. (Ф) Фамилия русского поэта и публициста. И.П. Пнин (1773 — 1805) был «незаконным» сыном фельдмаршала Репнина, который дал ему свою фамилию в усеченном виде — без начального Ре-. В России второй половины XVII в. такие фамилии были нередки: Бецкий с Трубецкой, Агин от Елагин, Ранцов от Воронцов, Умянцев от Румянцев и т.д. (Н)

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Иван Петрович (1773—1805) — поэт-публицист. Получив образование в Московском университетском пансионе, а потом в артиллерийском и инженерном корпусе, П. (незаконнорожденный сын Репнина) служил в артиллерии, затем в департаменте народного просвещения. 15-и лет он написал первую "оду", за которой последовал целый ряд других. В отличие от современных ему "одописцев" П. воспевал в них "нравственные совершенства человека", протестовал против насилий, унижения и рабства. В оде "Человек", направленной, очевидно, против Державина, П. требует освобождения человека от постыдного названия "червя":
Какой ум слабый, униженный
Тебе дать имя червя смел?
То раб несчастный, заключенный
Который чувствий не имел.
В противовес Державину П., обращаясь к человеку, говорит:
Ты царь земли — ты царь вселенной
Хотя ничто в сравненьи с ней
Хотя ты прах один возженный
Но мыслию велик своей.
В одах: "На правосудие" и "Надежда" П. в ярких красках рисует тяжелое положение крепостных. В 1798 г. П. вместе с А. Ф. Бестужевым издавал "С.-Петербургский журнал", в котором наряду с сентиментальными повестями в духе того времени печатались также публицистические заметки в защиту пользы и необходимости широкого просвещения. В форме разговора калифа и его визиря П. приводит и разбивает все возражения против просвещения, навеянные французской революцией и распространявшиеся в русском обществе. Развитию литературной деятельности П. в этом направлении особенно способствовало начало царствования Александра I. Он примкнул к той группе молодых петербургских писателей, из которой составилось "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств". Стихотворения его, написанные в это время, печатались в "Журн. росс. словесн." и "Журн. для пользы и удовольствия", а по смерти П. — в "Благонамеренном" и "Пантеоне русской поэзии". Свои взгляд на образ правления П. выразил в басне "Царь и придворный". Придворный сравнивает царя с верхним камнем пирамиды, а нижние, основные камни — с народом, созданным для него. На лесть придворного царь отвечает словами:
"Тот камень, что свой блеск бросает с высоты
Разбился б в прах — частей его не отыскали
Когда б минуту хоть одну
Поддерживать его другие перестали".
В книге "Опыт о просвещении относительно России" П., исходя из мысли, что просвещение не может мириться с рабством, высказывается за освобождение крестьян, с которыми "помещики поступают хуже, нежели со скотами, им принадлежащими". Общая цель, к которой должно стремиться просвещение, заключалась, по мнению П., "в приготовлении России полезных сынов отечеству, а не таких, которые бы гнушались тем, что есть отечественного, и презирали свой язык". П. предлагал обучать крестьян — земледелию, дворян — юридическим наукам, военных — военным, священников — декламации, а не древним языкам, никому не нужным, и т. д. Книга П. разошлась очень быстро, но когда в том же году (1804) автор представил ее с дополнениями в цензуру для нового издания, оно было остановлено, так как, по словам цензора, автор "с жаром и энтузиазмом жалуется на злосчастное состояние русских крестьян, коих собственность, свобода и даже жизнь находятся в руках какого-нибудь капризного паши". По этому поводу П. написал диалог между "манджурскими" цензором и писателем, в котором цензор тщетно старается убедить наивного автора в том, что "не всякая истина должна быть напечатана". Испытав на себе всю тяжесть положения незаконнорожденных, П. обратился к Александру I с запиской "Вопль невинности", в которой требует улучшения положения незаконных детей, совершенно незаслуженно обреченных законом на материальную и нравственную кару. Преждевременная смерть П. вызвала всеобщее сожаление, выразившееся в целом ряде речей, некрологов и стихотворений с похвалами открытому и честному характеру П., его доброте и гражданским добродетелям. Общество любителей словесности, избравшее П. в 1805 г. своим председателем, почтило память его особым заседанием. Ср. статью Н. Прыткова ("Древняя и новая Россия", 1878, № 9) и "Сочинения К. Н. Батюшкова" (изд. П. Н. Батюшкова, СПб., 1887, т. 1).
В. Боцяновкий.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru