Определение слова «параллелизм»

Толковый словарь Ушакова:

ПАРАЛЛЕЛИ́ЗМ, параллелизма, ·муж. (см. параллель) (·книж. ).
1. только ед. Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей (мат.).
2. перен., только ед. Неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий. Эти факты указывают на полный параллелизм между повышением успеваемости учащихся и повышением дисциплины.
| Полное совпадение, соответствие в чем-нибудь между разными предметами, повторение, дублирование чего-нибудь. Параллелизм в работе двух учреждений.
3. Одинаковое расположение сходных членов предложения в двух или нескольких смежных предложениях (лит.).
| Поэтическая связь между отдельными образами, мотивами, выражающаяся в их одинаковом, параллельном расположении в двух или нескольких смежных предложениях (лит.), напр.: «Шелкова ниточка к стене льнет, Дунечка матушке челом бьет» (·песня ).

Биологический энциклопедический словарь:

(от греч. parallelos— идущий рядом, параллельный), независимое развитие сходных признаков в эволюции близкородственных групп организмов. В результате П. вторично приобретённое сходство разных групп как бы накладывается на их сходство, обусловленное общностью происхождения. Так возникает особая категория сходства органов у разных видов — гомойология. П. широко распространён в филогенезе разл. групп организмов. Так, по-видимому, путём П. развивались приспособления к водному образу жизни в трёх линиях эволюции ластоногих (моржи, ушастые и настоящие тюлени); у неск. групп крылатых насекомых передние крылья преобразовались в надкрылья; у разных групп кистепёрых рыб развивались признаки земноводных; у неск. групп зверообразных пресмыкающихся (терапсид) — признаки млекопитающих. Признаки покрытосеменных растений независимо и параллельно развивались в разных линиях эволюции их предков — проангиоспермов. Возникновение П.связано с сохранением родственными группами организмов определённой генетич. общности, а также сходства процессов онтогенеза и его регуляции. В генофондах родств. видов закономерно появляются сходные (гомологичные) мутации (закон гомологич. рядов в наследств, изменчивости, установленный Н. И. Вавиловым). При действии на популяции родственных видов сходно направленного естеств. отбора изменения этих популяций идут сходными путями, что и выражается в П.
См. конвергенция.

Большая советская энциклопедия:

I
Параллелизм
парафилия, параллельное развитие, принцип эволюции групп организмов, заключающийся в независимом приобретении ими сходных черт строения на основании особенностей, унаследованных от общих предков. Так, в ходе эволюции непарнокопытных в Северном полушарии и ископаемых южноамериканских копытных — литоптерн, происходящих от общего пятипалого предка, параллельно наблюдается сокращение числа пальцев до одного. В разных группах хищных млекопитающих параллельно возникла саблезубость. П. объясняется сходным направлением естественного отбора (См. Естественный отбор), действующего на первоначально разошедшиеся предковые группы (см. Дивергенция). Иногда П. определяют как конвергенцию (См. Конвергенция) близкородственных групп.
II
Параллелизм
в поэтике, тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, которые, соотносясь, создают единый поэтический образ. Пример: «Ах, кабы на цветы не морозы, И зимой бы цветы расцветали; Ох, кабы на меня не кручина, Ни о чём-то бы я не тужила...». П. такого рода (образ из жизни природы и образ из жизни человека) распространён в народной поэзии; иногда он осложняется вводом отрицания и др. приёмами («Не былинушка в чистом поле зашаталася — Зашаталася бесприютная моя головушка...»). П. рано был освоен письменной литературой: на нём во многом основан поэтический стиль Библии; разработкой его являются 3 древнейшие фигуры греческой риторики (изоколон — подобие длины членов, антитеза — контраст смысла членов, гомеочелевтон — подобие окончаний в членах). По аналогии с описанным словесно-образным П. иногда говорят о звуковом П. (Аллитерация, Рифма), о ритмическом П. (строфа и антистрофа в греческой лирике), о композиционном П. (параллельные сюжетные линии в романе) и т.п.
М. Л. Гаспаров.

Большой словарь иностранных слов:

[гр.] – 1) геом. равноотстояние друг от друга прямых линий и плоскостей; 2) * неизменное соотношение и сопутствие двух явлений, действий, например, повышение дисциплины и рост успеваемости в работе, учебе; 3) аналогия, сходство, общность характерных черт; выполнение двумя лицами, учреждениями или организациями одной и той же работы без согласования друг с другом.

Толковый словарь Кузнецова:

параллелизм
ПАРАЛЛЕЛИЗМ -а; м.
1. Матем. Равное на всём протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей. П. плоскостей. П. линий.
2. Сопутствие и неизменное соотношение двух явлений, действий. П. духовных исканий героев в романе "Война и мир". // Полное совпадение в чём-л., повторение, дублирование. П. в работе прибора, аппарата.
3. Лит. Одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих непосредственно друг за другом предложений (например: Твой ум — глубок, как море, Твой дух — высок, как горы). Ритмический п. Словесно-звуковой п. Композиционный п.

Малый академический словарь:

параллелизм
-а, м.
1. мат.
Равное на всем протяжении отстояние друг от друга линий и плоскостей.
Параллелизм плоскостей.
2.
Сопутствие и неизменное соотношение двух явлений, действий.
Параллельно с историей исканий князя Андрея в романе идет история исканий Пьера Безухова. Параллелизм этот не случаен. Вересаев, «Да здравствует весь мир!»
||
Полное совпадение в чем-л.; повторение, дублирование.
Параллелизм в работе аппарата.
3. лит.
Одинаковое синтаксическое и интонационное построение следующих непосредственно друг за другом предложений, например: Твой ум — глубок, как море, Твой дух — высок, как горы (Брюсов, Твой ум…).

Музыкальная энциклопедия:

(от греч. parallnlos — параллельный, букв. — находящийся или идущий рядом) — движение двух и более голосов многоголосной полифонич. или гомофонной муз. ткани с сохранением между ними того же интервала или интервалов ("открытый" П.), а также нек-рые формы движения голосов в одну сторону ("скрытый" П.). П. следует отличать от удвоения того же голоса в октаву и даже в несколько октав, постоянно используемого в проф. музыке. П. характерен для определённых видов нар. иск-ва нек-рых народов, муз. жанров (напр., рус. и укр. кант). Известен с древнейших времён; самые ранние формы проф. многоголосия строились на параллельном движении голосов, причём применялись П. не только терций, но также квинт, кварт и даже секунд (см. Органум). В последующее время в проф. музыке находил применение гл. обр. П. терций и секст. П. октав и квинт в 13-14 вв. был запрещён муз. теорией как нарушавший самостоятельность движения каждого из голосов. В 18 в. было установлено одно исключение из этого правила — параллельные квинты допускались при разрешении увеличенного квинтсекстаккорда VII ступени в тонику (т.н. "моцартовские квинты"):

В 17-18 вв. правило запрещения П. октав и квинт было распространено и на случаи "скрытого" П. (исключая т.н. "валторновые квинты") — движения голосов в одну сторону к октаве или квинте, а также такого ведения голосов, при к-ром параллельные октавы или квинты образуются на сильных долях тактов (хотя бы эти интервалы и не выдерживались на протяжении всего такта); был запрещён и переход к октаве или квинте противоположным движением голосов. Нек-рые теоретики (Дж. Царлино) рассматривали как нежелательное и последование двух параллельных больших терций из-за тритона, образуемого нижним тоном одного и верхним — другого:
На практике, исключая сочинения строгого стиля и учебные работы по гармонии и полифонии, все эти правила соблюдаются гл. обр. применительно к лучше всего слышимым крайним голосам муз. ткани.

А с 19 в. П. квинт и целых созвучий нередко сознательно используется композиторами для достижения определённого художеств. эффекта (Дж. Пуччини, К. Дебюсси, И. Ф. Стравинский) или для воссоздания характера нар. музицирования, колорита старины ("Реквием" Верди).
Литература: Стасов В. В., Письмецо к г. Ростиславу про Глинку, "Театральный и музыкальный вестник", 1857, No 42 (то же в кн.: В. В. Стасов. Статьи о музыке, под ред. В. В. Протопопова, вып. 1, М., 1974, с. 352-57); Tюлин Ю. Н., Параллелизмы в музыкальной теории и практике, Л., 1938; Ambrоs A. W., Zur Lehre vom Quintenverbote, Lpz., 1859; Tappert W., Das Verbot der Quinten-Parallelen, Lpz., 1869; Riemann H., Von verdeckten Quinten und Oktaven, "Musikalisches Wochenblatt", 1840 (то же в сб.: Prдludien und Studien, Bd 2, Lpz., 1900); Lemacher H., Plauderei ьber das Verbot von Parallelen, "ZfM", 1937, Bd 104; Ehrenberg A., Das Quinten und Oktavenparallelenverbot in systematischer Darstellung, Breslau, 1938.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
параллелизм, -а

Толковый словарь Ожегова:

ПАРАЛЛЕЛИЗМ, а, м. Сопутствие параллельных явлений, действий, параллельность. П. линий. П. в работе.

Социологический словарь:

ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. paralle-los — идущий рядом) — англ. parallelism; нем. Parallelismus. 1. Неизменное соотношение и сопут-ствие двух явлений, действий. 2. Полное совпадение в ч.-л.; повторение, дублирование.

Грамматический словарь Зализняка:

Параллелизм, параллелизмы, параллелизма, параллелизмов, параллелизму, параллелизмам, параллелизм, параллелизмы, параллелизмом, параллелизмами, параллелизме, параллелизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru