Определение слова «ПАРАЦЕЛЬС»

Большой энциклопедический словарь:

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (наст. имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, von Hohenheim) (17 декабря 1493, Эйнзидельн, кантон Швиц — 24 сентября 1541, Зальцбург)прославленный врач, натурфилософ и алхимик эпохи Возрождения. Образование Родился в семье врача, происходившего из старинного, но обедневшего дворянского рода. Первым учителем Парацельса был отец, познакомивший его с основами врачебного искусства. Одним из наставников Парацельса был Иоганн Тритемий, известный своими выступлениями в защиту "натуральной магии". Университетское образование Парацельс получил в итальянском городе Феррара, здесь же был удостоен степени доктора медицины. Странствия и преподавание С 1517 Парацельс предпринимал многочисленные путешествия, посещал различные университеты Европы, участвовал в качестве медика в военных кампаниях, наведывался в имперские земли, во Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Португалию, скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, Московии и в татарском плену). В 1526 приобрел право бюргера в Страсбурге, а в 1527 по протекции прославленного книгоиздателя Иоганна Фробена стал городским врачом Базеля. В Базельском университете он читал курс медицины на немецком языке, что было вызовом всей университетской традиции, обязывавшей преподавать только на латыни. В 1528 в результате конфликта с городскими властями Парацельс переехал в Кольмар. Странствия и научные труды В последующие годы Парацельс много странствовал по городам и землям Священной Римской империи и Швейцарии, писал, проповедовал, лечил, исследовал, ставил алхимические опыты, проводил астрологические наблюдения. В 1530 в замке Бератцхаузен он завершил работу над "Парагранумом" (1565). После непродолжительного пребывания в Аугсбурге и Регенсбурге перебрался в Санкт-Галлен и в начале 1531 закончил здесь многолетний труд о происхождении и протекании болезней — трактат "Парамирум" (1562). В 1533 он остановился в городе своего детства Виллахе, где написал "Лабиринт заблуждающихся медиков" (1553) и "Хронику Каринтии" (1575). Последние годы В последние годы жизни были созданы трактаты "Философия" (1564) — "Потаенная философия" (первое издание осуществлено в переводе на фламандский язык, 1553) — "Великая астрономия" (1571) и ряд небольших натурфилософских работ, в их числе — "Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах" (1566). В 1541 Парацельс поселился в Зальцбурге, найдя покровителя в лице архиепископа; здесь он вскоре и умер. Натурфилософия Сближая химию и медицину, Парацельс рассматривал функционирование живого организма как химический процесс, а призвание алхимика находил не в добывании золота и серебра, но в изготовлении лекарств, дающих людям исцеление. Он учил, что живые организмы состоят из тех же веществ — ртути, серы, соли — которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Парацельс исходил из идеи единства мироздания, тесной связи и родства человека и мира, человека и Бога. Он именовал человека не только "микрокосмом", малым миром, который заключает в себе свойства и природу всех вещей, но и "квинтэссенцией", или пятой, истинной сущностью мира. По Парацельсу, человек производится Богом из "вытяжки" целого мира словно, в грандиозной алхимической лаборатории, и несет в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за ее пределами. Его не должна останавливать или смущать их необычность, ибо нет ничего невозможного для Бога, а эти сущности — свидетельства его всемогущества, подобно нимфам, сильфам, гномам, саламандрам, сиренам, гигантам, карликам и иным существам, населяющим четыре стихии.

Большая советская энциклопедия:

Парацельс
(Paracelsus)
(псевдоним; настоящее имя и фамилия — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм; von Hohenheim) (24.10.1493, Швиц, — 24.9.1541, Зальцбург), врач эпохи Возрождения, «первый профессор химии от сотворения мира» (А. И. Герцен). Образование получил в Ферраре (Италия). Около 1515 присвоено звание врача, был профессором университета (1526) и городским врачом в Базеле, много путешествовал по Европе. Резко выступал против схоластической медицины и слепого почитания авторитета Галена, противопоставляя им наблюдение и опыт. Отвергал учение древних о четырёх соках человеческого тела и считал, что все процессы, происходящие в организме, — химические процессы. Изучал лечебное действие различных химических элементов и соединений; сблизив химию с медициной, П. явился одним из основателей ятрохимии (См. Ятрохимия). Выделял лекарства из растений и применял их в виде тинктур, экстрактов и эликсиров; развил новое для того времени представление о дозировке лекарств, использовал минеральные источники для лечебных целей. Указывал на необходимость поисков и применения специфических средств против отдельных болезней (например, ртути против сифилиса). Материалистические, хотя и примитивные, взгляды П. и его практическая деятельность не были свободны от средневековой мистики, религии. Создал учение об «архее» — высшем духовном принципе, якобы регулирующем жизнедеятельность организма.
Соч.: Smntliche Werke, Abt. 1, Bd 1—14, Mnch. — Jena, 1922—36, Abt. 2, Bd 4, 5, Wiesbaden, 1955—56.
Лит.: Проскуряков В. М., Парацельс, М., 1935.
П. Е. Заблудовский.

Новейший философский словарь:

ПАРАЦЕЛЬС (лат. Paracelsus — «более великий, нежели Цельс») Ауреол Теофраст, настоящее имя — Филипп Ау-реол Теофраст Бомбаст фон Хохенхейм (Hohenheim) (1493-1541) — швейцарский философ, естествоиспытатель, врач, именовавшийся еше при жизни «Лютером в медицине». Одно из наиболее полных и систематизированных изложений т.наз. «оккультной пневматологии» (направления мистической философии, ориентированной на постижение природы духовных субстанций) было осуществлено именно П. Основные сочинения: «Оккультная философия», «Толкование 30 магических фигур» и др. Неодократно подвергался преследованиям по мировоззренческим причинам. П. — автор понимания природы как живого целого, пронизанного «звездной душой» (»астральными телами», делающими возможным мистическое оперирование объектами природы посредством тайного инструментария посвященных). Природа, по П., состоит из земли, воды, воздуха и небесного огня как первоначал, которые, в свою очередь, конституируются из тонкого газообразного элемента и грубой телесной субстанции. Общим термином «элементы» П. считал правомерным обозначать физические, низшие ипостаси четырех исходных начал, понятием же «стихийные сущности» (elemental essenses) П. именовал их незримые духовные составляющие. В той же степени, как видимая Природа населена бесчисленным количеством живых особей, в такой же мере духовный ее аналог (образованный разреженными компонентами зримого мира) заполнен сонмами «эфирных» «природных духов» (»стихий»), включающих в себя «гномов, ундин, сильфов и саламандр». Все они непостижимы и неизвестны людям вследствие примитивной организации органов чувств последних. «Стихийные духи, по П., — это не просто духи, потому что у них есть плоть, кровь и кости, они живут и производят потомство, они едят и говорят, спят и бодрствуют и т.п. и, следовательно, не могут быть названы просто духами. Они занимают промежуточное место между людьми и духами, напоминая мужчин и женщин по организации и форме, а духов — быстротой движений». Сформулировал понимание медицины как универсальной науки, синтезирующей достижения физики, химии, физиологии вкупе с опорой на ценности и установки теологии и философии. (»...Число болезней, которые происходят от некоторой неизвестной причины, превышает премного те болезни, которые происходят от медицинских причин... Самые лучшие врачи это те, кто делает наименьшее зло... Есть такие врачи, в которых премногая ученость вытесняет всякий здравый смысл... Врач должен быть слугой Природы, а не ее врагом. Он должен вести и направлять ее в борьбе за жизнь, и не выдвигать препятствия на пути к выздоровлению...»). П. стремился лечить болезни всеми 7 путями, известными «герметической терапии» того времени: вызыванием духов; «вибрацией» — цветовой терапией, музыкой, пением и заклинаниями; с помощью талисманов, амулетов и чар; травами; молитвой; диетой и правильным образом жизни; кровопусканием и различными методиками очищения организма. П. — автор динамически-функциональной трактовки жизненных процессов. Знание человечества во всех его ипостасях, по мнению П., — результат процесса самооткровения. Потенциал человека — обусловливается характером его взаимоотношений с природой — творением Божьего промысла: «...тот, кто хочет знать пути Природы, должен исходить их собственными ногами. То, что записано в книге Природы, записано буквами. Но листы этой книги — это разные земли. И если таковы Законы Природы, то и надо переворачивать эти листы». Ученый имеет право на поиск истины во всех землях и среди всех людей. Человек (»микрокосмос») — обладает божественной душой — источником познания, нравственности и блаженства. Противником души, по П., выступают вампиры — астральные тела, как правило, мертвых людей. Стремясь продлить собственное существование в физической плоскости, вампиры отнимают у живых людей жизненную энергию и используют ее в своих целях. По мнению П., «здоровый и чистый человек не может быть одержим ими... они могут действовать лишь на людей, имеющих в своем уме для них помещение. Здоровый ум является замком, который невозможно взять, если на то нет желания хозяина; но, если им позволить ворваться, они возбуждают страсти мужчин и женщин, возбуждают в них желания, спод-вигают к дурным мыслям, разрушительно действуют на мозг; они обостряют животный разум и удушают моральное чувство. Дьявольские духи овладевают только теми людьми, в которых животная природа является доминирующей. Умы, просвещенные духом истины, не могут быть одержимы...». Лечение больного, таким образом, должно осуществляться, по П., в единстве трех уровней — телесного, душевного и духовного.

Новая философская энциклопедия:

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевдоним, означающий – выше Цельса, древнеримского энциклопедиста и знатока медицины 1 в. до н. э), настоящее имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм (von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц – 24 сентября 1541, Зальцбург)врач и философ, медицинский алхимик, или иатрохимик (от греч. – врач), изучал медицину в Германии, Италии и Франции. С 1526 хирург в Страсбурге, профессор медицины в Базеле, был вынужден покинуть Базель два года спустя и долгое время странствовать. С Парацельса берет свое начало немецкая натурфилософия [НАТУРФИЛОСОФИЯ]. Учение Парацельса укоренено в платоновско-пифагорейской традиции и в герметизме [ГЕРМЕТИЗМ]. Это прежде всего понимание природы как живого целого, с невидимой «звездной душой» (астральным телом), являющейся синонимом мировой души (spiritus mundi), деятельного начала природы, близкого к аристотелевскому эфиру и квинтэссенции [КВИНТЭССЕНЦИЯ] в алхимической традиции. В силу параллелизма микрокосмоса и макрокосмоса человек, владеющий «арканами» (тайными средствами), способен магически воздействовать на природу. Самопознание конгениально природознанию, помогая усмирить силы природы и подчинить их человеку. Воображение, согласно учению Парацельса, магически материализует мысль как волю души. Но главное в его деятельности – медико-алхимические (иатрохимические) изыскания, связанные с новыми представлениями о главной задаче врачевания – восстанавливать гармонический порядок в больном организме, нарушенный вторжением в здоровый организм чуждых духов. В здоровом состоянии этот порядок обеспечивается археем – верховным жизненным духом. Врачодновременно целитель и тела, и души, и духа.
Человек, согласно Парацельсу, так же, как и металлы, сложен из серы, ртути и соли. Под воздействием медико-лекарственной практики алхимическая триада видоизменяется в «пятерицу»: Парацельс говорит о пяти основных субстанциях, или «ближайших и естественных принципах»: сере, ртути, соли, флегме и мертвой голове. Флегма и мертвая голова – субстанции грубые, пониженной духовности. Отсюда иное определение алхимии, как искусства отделения чистого от нечистого путем растворения смесей. Парацельс смешивает, не разделяя, Аристотелевы элементы [ЭЛЕМЕНТЫ]-стихиис элементами-качествами, прибавляя к ним и пятую сущность – квинтэссенцию [КВИНТЭССЕНЦИЯ], определяющую здоровые вещества (= тела). Изготовление целительных «арканумов» специфических лекарственных веществ, соотнесенных с частями тела,основной технологический пафос его химии, при этом планетно-зодиакальные флюиды одухотворяют вещественный мир «арканумов». В связи с этим разрабатывается идея «симпатического сродства» веществ; конструируется органо-химическая система, предусматривающая воздействие на пораженные части тела с помощью химических средств. Как иатрохимик, Парацельс разрабатывает «химическую» теорию функций живого организма – в противовес Галену [ГАЛЕН], лечившему растительными соками. Квинтэссенция предстоит у Парацельса как чудодейственное средство, извлеченное из растений или минеральных сурьмяных, мышьяковых и ртутных препаратов. Трансмутация металлов отодвинута у него на второй план.
В дальнейшем влияние идей Парацельса прослеживается у натурфилософов 17–18 вв. (Я.Б. ван Гельмонта, О.Тахения и др.), Я.Бёме [БЕМЕ], немецких романтиков (Шеллинг [ШЕЛЛИНГ], Новалис).
Сочинения:
1. The hermetic and alchemical writings, v. 1. Hermetic chemistry. L., 1894, в рус. пер: Об оккультной философии. – В кн.: Герметизм. Магия. Натурфилософия в европейской культуре 13–19 вв. М., 1999, с. 130–167.
Литература:
1. Проскуряков В. Парацельс. М., 1935;
2. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1979;
3. Койре А. Мистики, спиритуалисты, алхимики Германии 16 века. М., 1994;
4. Spunda F. Das Weltbild des Paracelsus. Wien, 1941.
В.Л.Рабинович

Научно-технический словарь:

ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (1493-1541), швейцарский врач и алхимик. Настоящее имя Филипп Ауреол Теофаст Бомбаст фон Гогенгейм. Был профессором медицины в Базеле, где его лекции ставили под сомнение старую и современную ему медицину. Согласно Парацельсу, человеческое тело состоит, главным образом из соли, серы и ртути, и именно разделение этих элементов приводит к болезням. Он ввел применение минеральных ванн, а также ввел опиум, ртуть, свинец и различные минералы в фармакопею. Его враги утверждали, что Парацельс умер в Зальцбурге от запоя. Другие источники говорят, что его сбросили со скалы убийцы, нанятые завистливыми аптекарями.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru