Определение слова «ОУЭН»

Большой энциклопедический словарь:

ОУЭН (Owen) — водопад в Уганде, на р. Виктория-Нил, в 2,5 км ниже ее истока из оз. Виктория. Большей частью затоплен при сооружении ГЭС Оуэн-Фолс.
ОУЭН (Owen) Ричард (1804-92) — английский зоолог, иностранный член-корреспондент Петербургской АН (1839). Труды по морфологии и систематике ископаемых животных. Первым (1863) описал археоптерикса.
ОУЭН (Owen) Тобайес Чант (р. 1936) — американский астроном. Возглавлял группу ученых НАСА, открывшую (1979) с помощью автоматической межпланетной станции "Вояджер" кольцо Юпитера, внес большой вклад в исследование марсианской атмосферы. Вместе с Д. Голдсмитом автор книги "Поиски жизни во Вселенной" (1980, русский перевод 1983).

Словарь географических названий:

Оуэн
(Owen Falls), водопад в Уганде на р. Виктория Нил (название части р. Белый Нил на участке от оз. Виктория до оз. Мобуту-Сесе-Секо) в 2,5 км ниже её истока из оз. Виктория. На этом месте в 1954 г. была сооружена плотина для ГЭС Оуэн-Фолз высотой 31 м и длиной 831 м. Вдхр. затопило б.ч. порожистого участка ниже оз. Виктория. ГЭС обеспечивает электроэнергией Уганду и Зап. Кению.

Большая советская энциклопедия:

I
Оуэн (Owen)
Ричард (20.7.1804, Ланкастер, — 18.12.1892, Лондон), английский зоолог, анатом и палеонтолог. Окончил медицинский курс в госпитале Сент-Бартоломью в Лондоне. Профессор Королевского института в Лондоне, в 1856—83 работал в Британском музее. Труды по ископаемым млекопитающим, пресмыкающимся, земноводным и птицам; монографии по моллюскам (Nautilus), плеченогим, двоякодышащим рыбам и приматам. В 1863 впервые описал юрскую птицу Археоптерикс. Разрабатывал проблему аналогии (См. Аналогия) и гомологии (См. Гомология) органов. Однако О. не видел в гомологии доказательства общности происхождения животных. Идеалистические воззрения О. наиболее ярко выражены в его представлениях об Архетипе.
Соч.: A history of British fossil reptiles, v. 1—4, L., 1849—84; On the anatomy of vertebrates, v. 1—3, L., 1866—68.
II
Оуэн (Owen)
Роберт (14.5.1771, Нью-таун, Уэльс, — 17.11.1858, там же), английский социалист-утопист. Сын ремесленника. Окончил приходскую школу, затем усиленно занимался самообразованием. С 1781 служил в торговых заведениях. В конце 80-х — начале 90-х гг. сблизился с английским физиком и химиком Дж. Дальтоном, вошёл в литературно-философское общество. С 1791 предприниматель. В 1794—95 основал Чорлтонскую хлопкопрядильную компанию. В 1800—29 был управляющим прядильного предприятия в Нью-Ланарке (Шотландия). Важным моментом в формировании мировоззрения О. явился разрыв с ортодоксальным христианством. Знакомство с рационалистически-материалистической философией Просвещения привело О. к выводу, что её идеалы столь же далеки от воплощения, как и христианские. Наблюдая первые, преимущественно социально-психологические («порча характера» правящих и управляемых), последствия промышленного переворота и исходя из социологических и этических концепций просветительской философии, О. пришёл к представлению о решающем влиянии человеческого характера на индивидуальные и исторические судьбы. Согласно О., во главе общества испокон веков стояли люди, которые не понимали законов, со строгой детерминированностью управляющих Вселенной, и в своей деятельности искажали эти законы. Отрицая принцип свободы воли, к которому он сводил все буржуазные учения, О. утверждал, что нельзя возлагать на страдающие массы ответственность за то, что они бедны и невежественны, равно как нельзя ставить богатство и образованность в заслугу господствующим классам. Человек есть, по О., продукт среды. Если порочны люди, порочна среда, породившая их. Эта по сути материалистическая идея ориентировала на действенное преобразование окружающей среды. Но О., механистически-материалистическое мировоззрение которого было непоследовательным и сочеталось с деизмом и пантеизмом, понимал эту идею преобразования общества как внеисторическую истину. О. полагал, что начало качественно новому состоянию мира — всечеловеческой гармонии может быть положено лишь должным воспитанием людей. Вплоть до середины 1820-х гг. О. не связывал преобразование общества с устранением частной собственности. Программу этого периода своей деятельности, который может быть условно назван буржуазно-филантропическим, О. изложил в работе «Новый взгляд на общество, или Опыты о формировании характера» (1812—13). В условиях благоприятной экономической конъюнктуры конца 18 — начала 19 вв. О. путём «перевоспитания» и улучшения положения рабочих пытался создать в Нью-Ланарке так называемую идеальную промышленную общину, гарантирующую, по его убеждению, как благополучие трудящихся и высокую производительность, так и высокие прибыли.
Однако в условиях экономического кризиса 1815—16 и острых социальных конфликтов расширение капиталовложений в целях улучшения положения и образования рабочих натолкнулось на решительное сопротивление компаньонов О. (квакер У. Аллен, философ И. Бентам (См. Вента) и др.). Разработанные О. проект закона о сокращении рабочего дня до 10 часов и «План национального воспитания и образования под руководством государства и наблюдением народа» встретили противодействие буржуазных кругов и духовенства. О. сделал вывод, что рабочие в Нью-Ланарке, как и на других капиталистических предприятиях, «остаются рабами». Сосредоточив внимание на коренных экономических и социальных проблемах, О. приходит к убеждению, что «волшебная сила машин», обращенная при «существующей системе» против трудящихся, способна обеспечить изобилие материальных благ, делающее частную собственность и накопление бессмысленными. Опираясь на некоторые реальные достижения своей деятельности в Нью-Ланарке (успешное преодоление явлений преступности, пьянства, национализма и религиозной вражды, осуществление элементов самоуправления, сознательной трудовой дисциплины, соревнования, кооперации, социального планирования, а также соединение обучения с производительным трудом, физическим и эстетическим воспитанием), О. в марте 1817 выдвинул «план» расселения безработных в «посёлках общности и сотрудничества», не знающих частной собственности, классов, эксплуатации, противоречий между умственным и физическим трудом, противоположности между городом и деревней и др. антагонизмов. Этот шаг знаменовал поворотный пункт в жизни О.— переход на позиции утопического социализма (См. Утопический социализм). В 20-е гг. О. создал опытные коммунистические колонии: Новую гармонию (См. Новая гармония) в США, Орбистон, Гармони-Холл в Великобритании и др., основал ряд просветительских учреждений, журналов. Покинув в 1829 Нью-Ланарк, О. целиком посвятил себя пропагандистской деятельности. На основе первоначального «плана» он приступил к разработке утопической коммунистической системы переустройства жизни всего человечества, которая была наиболее полно изложена в «Книге нового нравственного мира» (опубликована в 1836—44). Согласно этой системе, учреждаемые на добровольных началах «посёлки общности» образуют федерацию, способную, по мнению О., продемонстрировать своё экономическое и нравственное превосходство, обусловленное всемерным развитием новых («научных») производительных сил (в том числе химии), а также воспитанием нового, гармонически развитого человека и установлением новых общественных отношений. По инициативе О. в 30-е гг. были созданы организации «Базары справедливого обмена» (1832—34) и «Великий национальный союз профессий» (1833—34), которые он надеялся превратить в средство осуществления своих проектов преобразования общества. Как отмечал В. И. Ленин, О. не учитывал «... такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров» (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 375). Тем самым О., как и другие социалисты-утописты, не смог «... ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества» (там же, т. 23, с. 46). Возникнув на ранней стадии борьбы между пролетариатом и буржуазией, социалистическое учение О. и его последователей-оуэнистов (Дж. Грей, Т. Годскин, У. Томпсон, Дж. Брей; социалистами их стали называть с середины 1820-х гг.) сыграло значительную роль в просвещении английского рабочего класса, дало определённый толчок развитию профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. С изменением исторической ситуации, ростом классового самосознания пролетариата оуэнизм выродился в секту, пытавшуюся отвлечь рабочих от классовой борьбы. Сам же О. в конце жизни, особенно после поражения революций 1848—49, в обстановке политической реакции в Европе, замкнувшись в мессианских иллюзиях, приходит к мистицизму и спиритизму.
Тем не менее исторические заслуги О. неоспоримы. Он был единственным из великих социалистов-утопистов, который пытался осуществить свои социалистические идеалы с участием самих рабочих. О. различил в производительных силах, развивавшихся при капитализме, предпосылки более высокой организации общества, связанной с установлением общественной собственности на средства производства. Поэтому мечтания О. о качественно новом состоянии человечества частично предвосхитили идеи научного коммунизма. Ф. Энгельс считал О. «родоначальником английского социализма...» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 2, с. 459). Оценивая значение деятельности О. для английского рабочего движения первых десятилетий 19 в., Энгельс писал: «Все общественные движения, которые происходили в Англии в интересах рабочего класса, и все их действительные достижения связаны с именем Оуэна» (там же, т. 20, с. 274). Идеи О. оказали также влияние на формирование социалистической мысли и за пределами Великобритании. В России имя О. было известно уже в середине 2-го десятилетия 19 в. Определённое влияние его идей испытали Петрашевцы, а также А. И. Герцен, Н. А. Добролюбов и другие революционеры-демократы.
Соч.: The life of R. Owen written by himself, v. 1, pt 1—2, L., 1857—58; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1—2, М. — Л., 1950.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 2—4, 18—19, 23—24 (см. Указат. имён); Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. Указат. имён); Плеханов Г. В., Утопический социализм XIX в., Избр. философские произв., т. 3, М., 1957; Волгин В. П., История социалистических идей, т. 2, в. 1, М.— Л., 1931; Анекштейн А. [Арк. А-н], Р. Оуэн, М., 1937; Кан С. Б., История социалистических идей, 2 изд., М., 1967; Неманов И. Н., К вопросу о характере Нью-Ленаркского эксперимента Р. Оуэна, в кн.; Социально-экономическое развитие России и зарубежных стран, Смоленск, 1972; Либкнехт В., Р. Оуэн, пер. с нем., М.— П., 1923; Колл Д. Г., Р. Оуэн, пер. с англ., М.— Л., 1931; Podmore F., R. Owen, v. 1—2, L., [1923]; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962; Harrison J. F. C., R. Owen and the Owenites in Britain and America, L., 1969 (лит.).
И. Н. Неманов.

Р. Оуэн.
III
Оуэн (Owen)
водопад в Восточной Африке (Уганда), на р. Виктория-Нил, в 2,5 км ниже её истока из озера Виктория. Длина порожистого участка около 50 км. На О. построена ГЭС Оуэн-Фолс, в связи с чем водопад частично затоплен.

Советская историческая энциклопедия:

(Owen), Роберт (14.V.1771 — 17.XI.1858) — англ. социалист-утопист. Родился в мелкобурж. семье. С 10-летнего возраста самостоятельно зарабатывал средства к существованию. К 20 годам был директором фабрики. С 1800 управлял в качестве совладельца крупным текстильным предприятием в Нью-Ланарке (Шотландия). Деятельность О. в Нью-Ланарке принесла ему широкую известность фабриканта-филантропа. О. ввел на фабрике сравнительно короткий для того времени рабочий день, в 10? часов, создал ясли, детский сад и образцовую школу для детей рабочих, провел ряд мер для улучшения условий труда и быта рабочих. В 1815 О. выступил с проектом закона, к-рый ограничивал рабочий день для детей и устанавливал для работающих детей обязательное школьное обучение. В 1817 О. составил докладную записку парл. комиссии, в к-рой выдвинул идею трудовой коммуны как средства борьбы с безработицей. К 1820 окончательно оформились социальные идеи О.: он пришел к убеждению в необходимости радикальной перестройки общества на началах общности владения, равенства в правах и коллективного труда. Это был, по словам Ф. Энгельса, поворотный пункт в жизни О. С этого времени О. стал отдавать все свои силы пропаганде идей утопического социализма, хотя сам он свою "рациональную систему" организации общества стал называть социалистической лишь в последний период своей деятельности. О. подверг резкой критике осн. принципы бурж. общества: частную собственность, конкуренцию, капиталистич. разделение труда, клас. противоположность. Пауперизм, нищету трудящихся О. считал естественным порождением бурж. общества, к-рое он характеризовал как нерациональную обществ. систему. Учение О. складывалось под влиянием пром. переворота, роста крупной фабричной пром-сти на базе машинной техники, роста революц. настроений среди трудящихся масс Англии. Констатируя ухудшение положения трудящихся, О. связывал его с введением машин, к-рые могли бы быть благом для человечества, но при капиталистич. строе являются величайшим проклятием для трудящихся, обрекая их на безработицу. О. понял значение капиталистич. фабричной системы как исходного пункта социальной революции, хотя и не сумел сделать из этого положения революц. выводов.
=====
О. оказался не в состоянии вскрыть подлинные корни противоречий капитализма и открыть законы его развития, обусловливающие неизбежность его гибели. Будучи идеалистом в истолковании общественных явлений, О. видел осн. причину социальных бедствий в недостаточном развитии просвещения. Переход к социализму он связывал с прогрессом человеческого разума, к-рому рано или поздно должна будет открыться истина о "рациональной организации" общества. О. не понимал ист. роли пролетариата, видя в нем лишь страдающий класс. Все проекты будущего социалистич. общества, развивавшиеся О., покоились на утопич. мечте "...о мирном преобразовании социализмом современного общества без учета такого основного вопроса, как вопрос о классовой борьбе, о завоевании политической власти рабочим классом, о свержении господства класса эксплуататоров" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 375 (т. 33, с. 433)).
=====
Будущее "рациональное" общество О. представлял себе в виде свободной федерации небольших социалистич. самоуправляющих общин, включающих не более 3 тыс. чел. Гл. вид занятий в общине — земледелие. О. был против отделения пром. труда от сельскохозяйственного (община организует у себя также и пром. произ-во). При общности владения и общем труде не может быть ни эксплуатации, ни классов. Работа распределяется между гражданами в соответствии с их способностями и с интересами общины; продукты распределяются в соответствии с потребностями. Считая, вслед за франц. материалистами 18 в., что человеческий характер является продуктом общественной среды, окружающей человека, О. был убежден, что в его новом обществе родится новый человек. Правильное воспитание и здоровая среда научат его чувствовать и мыслить рационально, искоренят в нем эгоистич. привычки. Суды, тюрьмы, наказания станут не нужны.
=====
Считая безнадежными попытки разрешить общественные противоречия революц. путем, О. высказывался против клас. борьбы; он считал, что положение народа не может быть улучшено политич. преобразованиями. Реорганизация общества может быть осуществлена, по мнению О., самими пр-вами: никакое пр-во не может долго противодействовать голосу разума. Но, придавая большое значение инициативе пр-ва, О. считал также весьма целесообразной инициативу отд. групп и орг-ций. Он был убежден, что достаточно основать одну общину, и ее преимущества неизбежно вызовут стремление к орг-ции других. Стремясь показать практич. осуществимость и преимущества трудовых коммун, О. отправился в 1824 в США, чтобы организовать там опытную колонию на началах общности владения (в 1825 была основана Новая гармония). Однако все опыты О. в США послужили лишь доказательством утопичности его планов.
=====
После ряда неудач О. вернулся в Англию, где принял активное участие в кооп. и проф. движении. В этот период О. выступил с пропагандой организации меновых базаров, к-рые он рассматривал как один из первых шагов к более радикальному переустройству всего общества. Считая, что существующее мерило ценности дает возможность фальсифицировать подлинные ценности благ и позволяет предпринимателю и посреднику-торговцу не полностью оплачивать рабочему его труд, О. утверждал, что замена искусств. мерила ценности (денег) естественным (трудом) откроет для рабочих доступ к материальным благам. Созданный в Лондоне под рук. О. в 1832 меновой базар принимал товары от отдельных лиц и от кооперативных организаций. Оценщики базара определяли стоимость сырого материала и количество рабочего времени, необходимого для произ-ва товара. В соответствии с этой оценкой продавец получал боны в рабочих часах. Владелец бон имел право получить на них со склада имеющиеся товары, оцененные вышеуказанным способом с надбавкой 8?% на организац. расходы. Базар вызвал большой интерес среди лондонских рабочих. Однако уже очень скоро выявились теоретич. несостоятельность и внутр. противоречия плана организации безденежного обмена в условиях распыленного, беспланового произ-ва при капитализме. В 1834 базар пришлось ликвидировать.
=====
Одновременно с реорганизацией обращения О. пропагандировал широко задуманную реорганизацию произ-ва также в качестве мероприятия для мирного перехода к социалистич. строю. О. предполагал, что проф. орг-ции рабочих могут взять в свои руки соответственные отрасли пром-сти и организовать в них произ-во на кооперативных началах, не прибегая ни к каким насильств. мерам. В 1834 был организован Великий нац. объединенный союз производств, поставивший себе задачей осуществление этого оуэновского плана. Капиталистич. действительность разбила утопич. надежды О. Ряд организованных предпринимателями локаутов, а также неудачные стачки, суровые судебные приговоры привели к ликвидации Великого союза в том же 1834.
=====
Неудача Великого нац. объединенного союза производств была началом заката оуэнизма. О. продолжал и после нее неустанно пропагандировать свои социальные и педагогич. идеи, но его пропаганда не имела уже прежнего успеха в массах. Возникший в первый, неразвитый период борьбы между пролетариатом и буржуазией оуэновский социализм сыграл известную роль в деле просвещения англ. рабочего класса, дал толчок к развитию проф. и кооп. движения в Англии. Однако по мере развития клас. самосознания пролетариата оуэнизм, пытавшийся отвлечь рабочих от клас. борьбы, вырождался в секту. Осуждая политич. борьбу рабочего класса, О. и большинство его сторонников остались в стороне от мощного клас. движения англ. пролетариата — чартизма, и отрицательно относились к нему. Тем не менее заслуги О. велики. Сорок лет проповедовал О. идеи социализма. Всю сознательную жизнь служил он интересам рабочего класса, борясь за фабричное законодательство, за улучшение условий труда. О. — единственный из великих утопистов, сделавший попытку, хотя и основанную на неправильной, утопич. теории, привлечь самих рабочих к делу социалистич. преобразования общества. О. оказал большое влияние на развитие социалистич. мысли в Англии и за ее пределами; в России влияние О. испытал на себе А. И. Герцен.
=====
Соч.: The book of the new moral world containing the rational system of society, pt 1-7, L., 1849; The revolution in the mind and practice of the human race, L., 1849; Letters on education, L., 1849; в рус. пер. — Избр. соч., т. 1-2, М.-Л., 1950.
=====
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 4; Энгельс Ф., Положение рабочего класса в Англии, там же, т. 1 (см. Указат. имен); его же, Развитие социализма от утопии к науке, там же, т. 19 (см. Указат. имен); его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20 (Указат. имен); Ленин В. И., О кооперации, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45 (т. 33); Волгин В. П., История социалистических идей, ч. 2, в. 1, М.-Л., 1931; Кан С. В., История социалистических идей, М., 1963, гл. 7; Rodmore P., R. Owen. A biography, L., 1923; Morton A. L., The life and ideas of R. Owen, L., 1962.
=====
В. П. Волгин (статья из 2-го изд. БСЭ, печатается с небольшими
=====
изменениями). Москва.

Новая философская энциклопедия:

ОУЭН (Owen) Роберт (14 мая 1771, Ньютаун, Уэльс – 17 ноября 1858, там же) – английский социальный утопист.
Свою социальную утопию Оуэн стремился обосновать с помощью материалистической философии 17–18 вв. Вслед за французскими материалистами он считал, что человек есть продукт обстоятельств, «зло проистекает из положения вещей, порожденного самим обществом» (Избр. соч., т. 1. М., 1950, с. 87). Чтобы изменить характер человека и его поведение, нужно обеспечить создание новых, лучших и справедливых условий. В отличие от французских просветителей Оуэн подвергал критике уже не феодальные порядки, а буржуазный строй. Эта критика была обусловлена наблюдением общественных противоречий и бедствий трудящихся, порожденных промышленным переворотом, господством частной собственности, капиталистическим разделением труда, которые привели к поляризации социальных слоев, чрезмерному обогащению единиц и нищете масс. Машинное производство в условиях капиталистического общества, по Оуэну, также оказывается «величайшим проклятием» (см. там же, с. 161). На фабрике в Нью-Ленарке, которой он управлял в течение 30 лет, добились известных успехов в улучшении положения рабочих, однако он не переоценивал этих достижений и полагал, что рабочие все же остаются в рабском положении. Он выступил с радикальным проектом коренного изменения производственных и общественных условий. Оуэн разделял убеждения английской политической экономии и придерживался трудовой теории стоимости, заключая, что создаваемая трудом рабочих прибыль должна по праву принадлежать им самим. Существующий общественный строй должен быть заменен более справедливым общественным порядком, путь к которому лежит через обобществление средств производства, искоренение эксплуатации и равный труд в особых трудовых колониях. Оуэн основал ряд коммунистических колоний в США и Великобритании. Проект преобразования общества с помощью трудовых колоний и их федерации был утопическим. Новое общество представлялось реализацией идей справедливости, которые у Оуэна выступают двигателем прогресса. Он не понимал роли рабочего класса, считал классовую борьбу бедствием, порожденным несправедливым общественным устройством и тормозящим развитие общества; подчеркивал доминирующую роль воспитания и просвещения в решении социальных проблем. Оуэн обращался с призывом к буржуазному государству, к представителям буржуазии, выдвигая вопрос о мирном преобразовании капитализма. Просветительская и организационная деятельность Оуэна стимулировала развитие профсоюзного и кооперативного движения в Великобритании. В России его влияние испытали петрашевцы, Герцен, Добролюбов и др. революционные демократы.
Сочинения:
1. A new view of society. L., 1812;
2. The book of the new moral world. L., 1820;
3. A new view of society and other writings. L., 1927 (с библ.);
4. в рус. пер.: Избранные сочинения, т. 1–4. М. – Л., 1950–54.
Литература:
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 2, 3, 4, 18, 19, 23, 24 (см. именной указатель);
2. Ленин В.И. Полн. собр. соч., т. 2, 4, 6, 29, 45 (см. именной указатель);
3. Плеханов Г.В. Утопический социализм 19 в. – В кн.: Избр. филос. произв., т. 3. М., 1957;
4. Тумим-Альмединген Н.А. Педагогические опыты и взгляды Р.Оуэна. М., 1960;
5. Саркисян С.А. Великий социалист-утопист Роберт Оуэн. Ереван, 1974;
6. Morton A.L. The life and ideas of R.Owen. L., 1962;
7. Harrison J.F.C. R.Owen and the Owenites in Britain and America. L., 1969.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru