Определение слова «Одежда»

Толковый словарь Ефремовой:

одежда ж.
1. Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи и т.п.), которыми покрывают тело или которые надевают на него.
2. Часть таких предметов, исключая белье, обувь, головные уборы; платье.
3. То, что надето на ком-либо или во что одет кто-либо.

Толковый словарь Ушакова:

ОДЕ́ЖДА, одежды, ·жен. (·книж. ).
1. только ед. Совокупность предметов (из ткани, меха, кожи), которыми покрывают, одевают тело. Дорожная одежда. Производственная одежда. Форменная одежда. «Торопливо сдернув с себя одежду, бросился в холодную и сырую постель.» А.Тургенев. «И ветер тихий мимолетом твоей одеждою играл.» Тютчев.
| То же, не считая белья, обуви и головных уборов; платье. Верхняя одежда (пальто, шуба). Готовая одежда.
2. только мн. То, что надето на ком-нибудь, во что одет кто-нибудь (·поэт. ·книж. ). «Чужбины прах с презреньем отряхаю с моих одежд.» Пушкин. «Женщина босая, в лоскутках выцветших на солнце одежд.» М.Горький.
3. Покрытие проезжей части дороги (тех.). Одежда дороги. Асфальтовая одежда. Гудроновая одежда.

Архитектурный словарь:

(одежда крутостей)
Покрытие земляных склонов, защищающее их от обрушения и состоящее из дёрна, хвороста, плетня, пластин, жердей, досок (1), фашин, металлической сетки, мешков с землей и т. д.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)

Толковый словарь Даля:

ОДЕЖДА ж. одежа, одежь; одежка, одежонка, одежища; одеянье, одёва, одёвка, все, чем человек одевается, платье, облаченье, окрута; или кроме шапки, рукавиц и обуви. Одежда русская, наша народная; французская старая, круглый, обычно шитый кафтан, штаны, чулки и башмаки; французская или немецкая, фрак или разрезной сзади сюртук, чего старики наши не любят. Без одежи, вскочишь, да побежишь, а без одежи, посидишь. Не в той одеже, а по тому ж мосту. Одежу платят, а шкура сама зарастает. По одежке тяни ножки. Протягивай ножки по одежке, живи по достатку. По росту прибирай одежку. Постройка крытая, а одежа шитая. На убогом дери одёжу, у богатого рожу. Всей одежи — шапка да онучи! Одежа наизнанкулибо пьян, либо бит будешь. Семьдесят одежек — а все без застежек? (качан). || Покров, покрывало, покрышка; ухитка: сплошная устилка чего. Одежда престола, в алтарь. Одежда мебели, стен, обои. Одежда рва, вала, застилка крутостей, боков и откосов )дерном, камнем. Одежина ж. одежище ср. одна штука одежи ( немец. Kleidungsstuck). Одежная дача, все нужное на одежду. Одежные и обувные деньги. Одежный человек, твер. нарядный, богатый одеждою. Одежник, гардероб, шкаф или целая комната для одежи. Оденый (одейный?), оден м. арх. хорошо, чисто одетый, богатый одеждою. Одеждити кого, церк. одеть. Аще видишь нага, одежди. Одежить и одежить что, сев. одеть, надеть; || покрыть одеялом пли попоной, скутать. Приукутайте, приодежьте его, песня, приоденьте. Одёжь кафтан. Одежся или одежись, на дворе холодно.

Словарь литературных эпитетов:

• Девственная (Сафанов).
• Легкотканная (Мей).

Толковый словарь Кузнецова:

одежда
ОДЕЖДА -ы; ж.
1. Совокупность предметов (из ткани, меха и т.п.), которыми покрывают, облекают тело. Зимняя, летняя о. Остался без одежды на зиму. Ателье по пошиву и ремонту одежды. Мужская, женская, детская о. Шкаф для одежды. // Совокупность предметов, которые надевают поверх белья; платье. На нём была опрятная и простая о. На маскарад она пришла в одежде пастушки. Верхняя о. (одежда, надеваемая поверх платья: пальто, куртки, плащ, шуба и т.п.).
2. Спец. Покрытие проезжей части дороги, улицы; облицовка зданий, сооружений. Каменная, асфальтовая о. дороги. Лицевая о. зданий.
Одёжный, -ая, -ое. (1 зн.). О-ая щётка.

Малый академический словарь:

одежда
-ы, ж.
1.
Совокупность предметов (из ткани, меха и т. п.), которыми покрывают, облекают тело.
Подплыв к берегу, Смычков был поражен: он не увидел своей одежды. Ее украли. Чехов, Роман с контрабасом.
||
Совокупность предметов, которые надевают поверх белья; платье.
Летняя одежда.

В его одежде заметны были вкус и опрятность ---. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Лермонтов, Княжна Мери.
Серый сюртук и жилет нравились ему [Захару] и потому, что в этой полуформенной одежде он видел слабое воспоминание ливреи. И. Гончаров, Обломов.
2. спец.
Покрытие проезжей части дороги, улицы, а также облицовка зданий, сооружений.
Каменная одежда дороги.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
одежда, -ы

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

азям
амазонка
амалейка
амелейка
аморгис
анаволий
ангустиклав
армяк
архалук
багряница
балахон
безрукавка
бекеша
бешмет
блуза
боевка
брезентовка
бриджи
бронеодежда
брюки
бугай
бурка
бурнус
бушлат
вар
варенка
варка
ватник
велоодежда
ветровка
визитка
виссон
вицмундир
власяница
водолазка
волосяница
вретище
габа
гагагля
гардероб
гаусапум
губа
гуня
демисезон
дерюга
джакетта
джинса
джубба
джубетто
дзибан
дульета
душегрея
дхоти
дымленка
епанча
епендит
жакет
жилет
жупан
затрапез
затрапезка
зипун
зырянка
иматисма
индития
ирам
каба
кабадо
казакин
каин
камбен
камзол
камлея
капот
кафтан
кафтанец
кацавейка
кебайя
кебеняк
кентон
керкер
килт
кимоно
кишка
клифт
кобеняк
кожух
конфекцион
корзно
костюм
кофта
крочиа
кунтуш
кургузка
курма
куртка
кухлянка
лакоста
ланцы
лаха
левитон
ливрея
липа
лонджи
лопотина
лопотье
лоскут
лохмотье
макферлан
малахай
малица
мантелина
мантия
масдонка
милот
милоть
мотоодежда
мундир
надраги
наноодежда
наряд
неглиже
облачение
обмундирование
одева
одевка
одежа
одежды
одежина
одежка
одежонка
одеяние
однорядка
опашень
охабень
пайта
палеток
палла
пальто
палюдаментум
парадка
паранджа
парео
парка
парки
пелиссон
пенула
пеплос
пеплум
печок
платно
платье
плахта
повседневка
подволока
поддевка
подера
подир
подменка
подрясник
покров
покрытие
покрытие проезжей части дорог
ползунки
полувер
полукафтан
полукомбинезон
полуплащ
полуфрак
полушубок
понева
понтоп
пончо
порфира
прет-а-порте
претина
приволока
прикид
прикидон
прозодежда
пудрмантель
пурпур
разлетайка
размахай
реверенда
реглан
редина
риза
ризы
роб
роба
ротонда
рубашка
рубище
ряса
сак
саккос
салоп
самотканина
санбенито
сарафан
сари
саронг
сафари
сая
сбруя
свита
свитенка
свитка
селькуп
сермяга
серье
сибирка
сибирочка
симара
скарамангий
скафандр
смокинг
совик
сокуй
спенсер
спецовка
спецодежда
спортивка
сряда
стихарь
сукман
сутана
сэ
сюрко
табар
талар
тамейн
тапперт
тегиляй
телогрейка
телогрея
терлик
тога
топ
торлоп
трабея
трико
тряпки
тряпье
туалет
туника
убор
убранство
уипиль
униформа
упаковка
уплянд
фелонь
ферезея
ферязь
форма
фрак
фризка
хаита
хаки
халат
хитон
хламида
холодник
хубон
ципао
чадра
чамарка
чапан
чегедек
чекмень
чемарка
чепан
черкеска
чоха
чуйка
чуха
шабур
шаубе
шахрай
шебел
шенс
шинель
шкура
шмотки
шмотье
штаны
шуба
шугай
шушпан
шушун
экипировка
юбка
юбка-брюки
ягушка
ярига

Грамматический словарь Зализняка:

Одежда, одежды, одежды, одежд, одежде, одеждам, одежду, одежды, одеждой, одеждою, одеждами, одежде, одеждах

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(культ.-историч.) — представляет у различных народов различные степени развития, в зависимости от общего уровня культуры, от климатических условий, от обычая или моды. При одинаковых климатических условиях дикари бывают одеты скуднее культурных народов; под тропиками О. уменьшается до минимума, тогда как в полярных странах и дикари вынуждены закутываться с ног до головы в звериные шкуры. В теплом климате многие племена дикарей ходят совершенно нагими или довольствуются небольшой повязкой, ремешком, листом, покрывающим половые органы. В таком прикрытии многие видят начало О. Шурц (Schurtz, "Philosophie der Tracht", 1891) связывает появление О. с чувством стыда, как необходимым следствием социального развития человечества; О., по его мнению, есть ничто иное, как внешнее выражение духовного процесса: она возникает параллельно утверждению прав известного мужчины на известную женщину; отсюда и изменение костюма с выходом замуж и вообще его соотношение с различными событиями и эпохами половой жизни. Известный путешественник фон-ден-Штейнен, наблюдавший жизнь многих племен дикарей во внутренней Бразилии, не соглашается, однако, с таким взглядом и не думает, чтобы появление О. было обязано исключительно чувству стыда. По его наблюдениям шнурок, носимый дикарями на чреслах, имеет, большей частью, такой же смысл, как и шнурок, носимый на шее; к нему привешиваются зерна, камешки, раковины, звериные зубы и другие украшения. Некоторые племена, как суйя, ходят совершенно нагими — и мужчины, и женщины; у других, как бакаири, мехинаку и т. д., мужчины остаются голыми, но женщины носят тройной шнур, украшенный треугольными пластинками, вырезанными из пальмовых листьев. Мужчины племени трумай перевязывают ниткой praeputium, a женщины носят вокруг чресл повязку с куском древесной коры. У племен юруна и бороро мужчины обертывают половые части особым соломенным футляром, но в этом нельзя видеть стремления их скрыть, так как во время празднеств юноши украшают футляр длинными раскрашенными палочками или флюгерами. Скорее следует объяснять подобные приспособления стремлением защитить более нежные части от укуса насекомых или от острых шипов растений, особенно при движении в лесу, для охоты, собирания плодов и т. д. Что чувство стыда играет при этом второстепенную роль, видно из того, что как мужчины, так и женщины охотно снимали и отдавали закрывающие приспособления в обмен на разные привлекавшие их безделушки. Настоящий стыд мог констатировать у них фон-ден-Штейнен по отношению к еде; есть на глазах у всех считается неприличным, каждый должен делать это уединенно, в хижине. По всей вероятности, и чувство полового стыда сказалось первоначально в сознании необходимости уединения мужчины и женщины для удовлетворения половой потребности ("физиологическое чувство стыда"), а затем уже — и в необходимости закрытия соответствующих частей ("анатомическое чувство стыда"), особенно у женщины, половая свобода которой ранее и в большей степени подвергается ограничению. Во всяком случае, чувство стыда должно было возникнуть ранее О. и не может быть связываемо с развитием последней, как это иногда утверждалось. Нельзя сказать, чтобы более одетые племена отличались и большим развитием чувства стыда, и наоборот; нередко у дикарей мужчины оказываются более одетыми, чем женщины, женатые и замужние — более чем юноши и девушки; северные дикари, одетые в звериные шкуры, в натопленных землянках раздеваются донага, и стыда у них оказывается иногда меньше, чем у голых дикарей тропиков. В культурной Японии до последнего времени мужчины и женщины мылись в банях совместно, нисколько не стыдясь своей наготы. Нельзя, однако, отрицать, что на известном уровне культуры стыд играет заметную роль по отношению к О., причем, однако, проявление этого стыда в значительной степени условно. У иных народов закрытие лица, волос, ног имеет для женщины большее значение, чем, например, закрытие груди или даже половых частей. На примитивных стадиях и в теплом климате О. часто в значительной степени уступает место украшениям, надеваемым на чресла, шею, руки, ноги, в уши, нос, волосы и т. д., или выражающимся в обмазывании и раскрашивании тела, татуировке и т. д. Обмазывание (например глиной) могло иметь, впрочем, первоначально и полезную цель, предохраняя от жары и укусов насекомых. Куски красной охры неоднократно были находимы в пещерах и в отложениях палеолитического периода, чем доказывается глубокая древность румян. Материалами для О. дикарей служат листья, кора или приготовленная из неё ткань (тапа — в Полинезии), солома, перья, шкуры, кожи, рогожки или циновки, наконец, материи, сотканные из нитей. Необходимость связывания отдельных кусков шкур или ткани привела к применению нитей (из сухожилий, ремешков, растительных волокон) и шильев или игл. Уже дикари палеолитического века умели изготовлять себе иглы из кожи и рога. Простейший вид О. представлял плащ, обертываемый вокруг тела — в виде пончо, пледа, бурки, шали, тоги, шинели, юбки, хламиды и т. д., — или открытый с обоих концов мешок, снабженный боковыми прорезами для рук — давший начало саккосу, хитону, тунике, рубашке, блузе, а, с разрезом спереди (или сзади) — кафтану, казакину, жилету, сюртуку, кофте, лифу и т. д. Юбка, перехваченная между ногами, послужила первообразом панталон. Части О. сначала скреплялись завязками, булавками, пряжками, фибулами, брошками, затем посредством пуговиц и петель. Подобная же последовательность в развитии может быть прослежена и в головных уборах, и в обуви, простейшую форму которой представляют сандалии (привязанные к ноге кожаные или деревянные подошвы, например у бушменов), защищающие ноги кожаные мокасины (у североамериканских индейцев) или скроенные из мягкой кожи чевяки (у туземцев Кавказа). Ср. Костюм.
Д. А.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru