Определение слова «НЕОПОЗИТИВИЗМ»

Большой энциклопедический словарь:

НЕОПОЗИТИВИЗМ — одно из основных направлений философии 20 в., форма позитивизма. Основные идеи восходят к эмпиризму и феноменализму (Дж. Беркли, Д. Юм.). Отвергая возможность философии как теоретического познания мировоззренческих проблем, противопоставляет науку философии. Свою задачу видит в разработке метода логического или лингвистического анализа знания (или языка — научного, философского, обыденного). Идеи неопозитивизма получили выражение в деятельности Венского кружка, на основе которого сложился логический позитивизм. К неопозитивизму примыкал ряд представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен) — упсальской школы в Швеции и др. В 1950-е гг. больший вес приобретает лингвистическая философия. Представители неопозитивизма сыграли значительную роль в развитии современной формальной логики, семиотики и логики науки.

Большая советская энциклопедия:

Неопозитивизм
Одно из основных направлений буржуазной философии 20 в. Н. возник и развивался как течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки, — роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Однако Н. не дал и не мог дать действительного решения этих проблем ввиду несостоятельности своих исходных философских установок. В то же время некоторые представители Н. имеют определённые заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики и специальных вопросов методологии науки.
Являясь современной формой Позитивизма, Н. разделяет исходные принципы последнего, отрицая возможность философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе знания особые функции, которые не осуществляются специально-научным знанием. Противопоставляя науку философии, Н. считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Третируя классические проблемы философии как неправомерную «метафизику», Н. отрицает и постановку основного вопроса философии (См. Основной вопрос философии) об отношении материи и сознания и с этих позиций претендует на преодоление «метафизического», как он утверждает, противопоставления материализма и идеализма. В действительности же Н. продолжает в новых формах традиции субъективно-идеалистического эмпиризма и феноменализма, восходящие к философии Дж. Беркли и Д. Юма. Вместе с тем Н. является своеобразным этапом в эволюции позитивизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В отличие от юмизма и позитивизма 19 в., ориентировавшихся в исследовании познавательных процессов на психологию, Н. делает предметом своего рассмотрения формы языка — научного, философского или повседневного — и пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке. При этом, если для предшествовавшего позитивизма в качестве «непосредственно данного», выход за пределы которого оценивался в качестве неправомерной «метафизики», выступала сфера чувств и переживаний субъекта, то для Н. в качестве подобного предела выступают, в конечном счете, не феномены сознания, а формы языка. «Метафизика» рассматривается не просто как ложное учение, а как учение в принципе невозможное и лишённое смысла с точки зрения логических норм языка, причём источники её усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Всё это позволяет говорить о Н. как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, в которой сложные и актуальные проблемы современной логики и языкознания трактуются в духе субъективизма и Конвенционализма. Своё учение о философии как об анализе языка, свободном от какой-либо «метафизики», Н. считает «революцией в философии» и противопоставляет его всем остальным философским течениям — как традиционным, так и современным.
Впервые идеи Н. получили чёткое выражение в деятельности так называемого Венского кружка (См. Венский кружок), на основе которого сложилось течение логического позитивизма (См. Логический позитивизм). Именно здесь были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930—40-х гг. значительную популярность в кругах буржуазной научной интеллигенции — сведение философии к логическому анализу языка науки, принцип верификации (См. Верификация), предполагающий, что каждое научно осмысленное высказывание должно быть доступно эмпирической проверке, трактовка логики и математики как формальных преобразований в языке науки и т.п. С этих позиций критическому анализу подвергалась вся классическая философия.
Эти взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства Н., которое сложилось в 1930-х гг. и к которому, помимо логических позитивистов, примыкал ряд американских представителей философии науки (Ч. Моррис, П. Бриджмен, Маргенау и др.), львовско-варшавской школы в логике (А. Тарский, К. Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Однако уже в 1950-е гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная Н., не оправдывает надежд, возлагавшихся на неё буржуазными философами. Классические проблемы философии, преодоление и снятие которых обещал Н., воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С ослаблением влияния логического позитивизма сравнительно большой вес приобретает течение английских аналитиков (Лингвистическая философия), последователей Дж. Муравпоследствии и позднего Л. Витгенштейна), которые разделяют общую антиметафизическую направленность Н., а также его эмпиризм, но не придерживаются господствующей в Н. исключительной ориентации на философию науки и подвергают критике теорию верификации. Критика логического позитивизма в 1950—60-х гг. ведётся и сторонниками так называемого логического прагматизма в США (У. Куайн и др.), также обвиняющих логический позитивизм в чрезмерном сужении задач философии, сведении её только к логике науки. Одновременно с развитием этих кризисных явлений внутри самого Н. снижается и авторитет Н. в системе буржуазной философии и идеологии в целом. Уход от жизненно важных социальных и идеологических проблем, обосновываемый концепцией деидеологизации философии, чрезмерный академизм, абсолютизация логической и языковой проблематики вызывают падение популярности Н., сопровождаемое усилением влияния антипозитивистских течений в буржуазной философии (Экзистенциализм, философская антропология). Важную роль в развенчивании претензий Н. на роль современной философии науки сыграла критика его с позиций марксизма, основной вклад в которую был внесён советскими философами. Главная тенденция эволюции Н. в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, в отказе от широковещательных программ и измельчании проблематики. Само понятие Н. начиная с 1950-х годов всё больше вытесняется понятием аналитической философии (См. Аналитическая философия). В области философии в 1960—1970-х гг. развивается течение, которое, сохраняя определённую связь с общими установками Н., в то же время выступает против неопозитивистского понимания задач методологического анализа науки (Г. Кун, И. Лакатос, П. Фейера, С. Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчёркивают, в противоположность Н., значение исследования истории науки для методологии науки, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение частично находится под влиянием идей К. Поппера, который в ряде вопросов отходит от ортодоксального Н. Все эти явления свидетельствуют о глубоком идейном кризисе современного Н., по существу не являющегося уже целостным и последовательным философским направлением.
Лит.: Нарский И. С., Современный позитивизм, М., 1961; Хилл Т. И., Современные теории познания, пер. с англ., М., 1965, гл. 13 и 14: Швырев В. С., Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки, М., 1966; Богомолов А. С., Англо-американская буржуазная философия эпохи империализма, М., 1964, гл. IX и X; Современная идеалистическая гносеология, М., 1968, раздел 1; Современная буржуазная философия, М., 1972, гл. 9; Козлова М. С., Философия и язык, М., 1972; Logical positivism, ed. A. Ayer, L., 1959; The legacy of logical positivism, ed. P. Achinstein and S. Barker, Bait., 1969; Criticism and the growth of knowledge, ed. 1. Lakatos and A. Musgrave, Camb., 1970.
В. С. Швырев.

Советская историческая энциклопедия:

Субъективно-идеалистич. направление бурж. философии 20 в., совр. форма позитивизма. Согласно Н., философия должна заниматься лишь анализом "языка науки", логикой науч. познания. В применении к истории это означает, что Н. не занимается исследованием динамики и структуры самого ист. процесса, а ограничивается логико-методологич. проблемами истории как науки.
=====
Возникший в 20 — нач. 30-х гг. т. н. Венский кружок Н. (M. Шлик, О. Нейрат, Р. Карнап и др.) поставил своей задачей создание единой "унифицированной науки", включающей как естеств., так и обществ. науки; единств. целью науки было провозглашено описание "непосредственно данного" в опыте субъекта, а единственно удобной языковой формой науки — та ее форма, к-рую имеет совр. физика ("физикализм"). Средством проверки (верификации) предположений науки считалось сопоставление этих предположений с непосредственным чувственным переживанием субъекта. Но поскольку история основывается почти исключительно на косвенном опыте, это направление Н. вообще не считало ист. науку наукой.
=====
В дальнейшем другие направления Н. отказались от нек-рых крайних положений Венского кружка, в частности в отношении ист. науки, и проблемы методологии истории заняли видное место в работах философов-неопозитивистов. В 40-х гг. была предпринята попытка сконструировать логич. схему ист. объяснения. Она была разработана параллельно англ. философом К. Поппером и амер. философом К. Гемпелем (К. R. Popper, The open society and its enemies, v. 1-2, 3 ed., L., 1957; его же, The poverty of historicism, L., 1957; C. G. Hempel, The function of general laws in history, в кн.: Theories of history, Glencoe, 1959) и получила назв. теории "охватывающего закона", или схемы Поппера — Гемпеля. Согласно этой схеме, в каждом причинном объяснении (как в естеств., так и в обществ. науках) обязательно имеется 2 элемента: некий универсальный закон и описание специфич. условий протекания данного процесса; отсюда всякое науч. объяснение предполагает, что: 1) объясняемое событие должно быть включено в группу однородных с ним событий и 2) оно должно быть соотнесено с каким-то общим законом, показывающим постоянную связь этой группы событий с другими группами событий, к-рые являются условиями совершения первых. Но поскольку в истории, утверждают авторы схемы, исследователь чаще всего имеет дело не со строгими науч. законами, а с эмпирич. обобщениями, свидетельствующими лишь о вероятности (а не о необходимости) процесса, к тому же заимствованными из обыденного сознания, ист. наука может давать не строгое объяснение в смысле возможности вывести событие из универсальных законов, а лишь нек-рое приближение, "объяснительный скетч". Различные "интерпретации" истории не могут, по мнению Поппера, превратиться в строго научные теории.
=====
Теория "охватывающего закона" скоро подверглась критике, в т. ч. с логич. точки зрения. Англ. философ П. Гардинер, в целом принимая дедуктивную схему Поппера — Гемпеля, наряду с причинным объяснением через "охватывающий закон", признал правомерность "субъективного" объяснения через осознанный мотив, "реабилитировав" тем самым традиционную повествоват. историю (P. Gardiner, The nature of historical explanation, L., 1952). Канадский философ У. Дрей вообще отбросил схему "охватывающего закона", считая типичными формами ист. объяснения традици- онное "индивидуализирующее объяснение" и "понимание" (W. Dray, Laws and explanation in history, Oxf., 1957).
=====
Исследования по логике ист. объяснения, начатые H. (сейчас ими занимаются представители и других филос. направлений), представляют значит. науч. интерес, способствуя выяснению специфики ист. науки, анализу ее логич. аппарата. Однако свойственный Н. отрыв логики ист. объяснения от общей филос.-ист. концепции ученого суживает возможности такого исследования (историк, к-рый считает обществ. развитие делом рук "великих людей", объясняет ист. события не так, как это делает, напр., сторонник географич. детерминизма и т. д.), а отказ от формулирования теоретич. логики ист. исследования и ограничение задач философии анализом объяснит. методов к.-л. отдельного историка по существу приводит к тому, что за норму выдаются объяснит. методы идеалистич. историографии (напр., Дрей опирается на опыт Дж. Тревельяна, из его исследоват. метода выводя общие нормы ист. логики). Главное же, что подрывает ценность исследований неопозитивистов по логике ист. объяснения,- это субъективно-идеалистич. толкование ими самих филос. категорий, лежащих в основе такого объяснения (категорий закона, причинности и др.).
=====
Лит.: Кон И. С., Неопозитивизм и вопросы логики ист. науки, "ВИ", 1963, No 9; его же, Позитивизм в социологии. Ист. очерк, Л., 1964; Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960; его же, Совр. позитивизм. Критич. очерк, М., 1961.
=====
И. С. Кон. Ленинград.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
неопозитивизм, -а

Новейший философский словарь:

НЕОПОЗИТИВИЗМ — см. ПОЗИТИВИЗМ.

Новая философская энциклопедия:

НЕОПОЗИТИВИЗМодно из основных направлений западной философии 20 в. Неопозитивизм возник и развивался как философское течение, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием науки, в частности отношений философии и науки в условиях дискредитации традиционной спекулятивной философии, роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического оазиса науки, природы и функции математизации и формализации знания и пр. Эта ориентация на философско-методологические проблемы науки сделала неопозитивизм наиболее влиятельным течением современной западной философии науки, хотя уже в 1930–40-х гг. (и особенно с 1950-х гг.) отчетливо начинает осознаваться несостоятельность его исходных установок. В то же время в работах видных представителей неопозитивизма эти установки тесно были переплетены с конкретным научным содержанием, и многие из этих представителей имеют серьезные заслуги в разработке современной формальной логики, семиотики, методологии и истории науки.
Являясь современной формой позитивизма [ПОЗИТИВИЗМ], неопозитивизм разделяет его исходные философско-мировоззренческие принципыпрежде всего идею отрицания возможности философии как теоретического познания, рассматривающего коренные проблемы миропонимания и выполняющего в системе культуры особые функции, не осуществляемые специально-научным знанием. Принципиально противопоставляя науку философии, неопозитивизм считает, что единственно возможным знанием является только специально-научное знание. Т.о., неопозитивизм выступает как наиболее радикальная и последовательно обоснованная форма сциентизма [СЦИЕНТИЗМ]в философии 20 в. Это предопределило в значительной мере симпатии к неопозитивизму широких кругов научно-технической интеллигенции в 1920–30-х гг., в период его возникновения и распространения. Однако эта же узкосциентистская его направленность стала стимулом разочарования в неопозитивизме после 2-й мировой войны, когда на авансцену выдвинулись философские течения, отвечающие на глубинные экзистенциальные проблемы современности, и когда начинается критика сциентистского культа науки. Вместе с тем неопозитивизм является своеобразным этапом в эволюции позитивизма и сциентизма. Так, он сводит задачи философии не к суммированию или систематизации специально-научного знания, как это делал классический позитивизм 19 в., а к разработке методов анализа знания. В этой позиции проявляется, с одной стороны, бльший радикализм неопозитивизма по сравнению с классическим позитивизмом в отказе от традиционных способов философского мышления, с другой стороны – определенная реакция на реальные запросы современного теоретического мышления. При этом в отличие от предшествующих ему направлений позитивизма, в частности махизма, также претендовавших на исследование научного знания, но ориентировавшихся на психологию научного мышления и историю науки, неопозитивизм пытается осуществлять анализ знания через возможности выражения его в языке, привлекая методы современной логики и семиотики. Это обращение к анализу языка находит также выражение и в особенностях критики «метафизики» в неопозитивизме, когда последняя рассматривается не просто как ложное учение (как это делал классический позитивизм), а как в принципе невозможное и лишенное смысла с точки зрения логических норм языка. Причем источники этой бессмысленной «метафизики» усматриваются в дезориентирующем воздействии языка на мысль. Все это позволяет говорить о неопозитивизме как о своеобразной логико-лингвистической форме позитивизма, где той данностью, выход за пределы которой объявлялся неправомерной «метафизикой», выступают уже не т.н. позитивные факты или чувственно данные, а языковые формы. Тем самым неопозитивизм тесно сближается с аналитической философией [АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ], в качестве разновидности которой он начинает рассматриваться в поздние годы своего существования.
Впервые идеи неопозитивизма получили четкое выражение в деятельности так называемого Венского кружка [ВЕНСКИЙ КРУЖОК], на основе которого сложилось течение логического позитивизма [ЛОГИЧЕСКИЙ ПОЗИТИВИЗМ]. Именно в логическом позитивизме с наибольшей последовательностью и четкостью были сформулированы основные идеи неопозитивистской философии науки, завоевавшие в 1930– 40-х гг. значительную популярность в кругах западной научной интеллигенции. Эти и близкие к ним взгляды составили основу того идейного и научно-организационного единства неопозитивизма, которое сложилось в 1930-х гг. и к которому помимо логических позитивистов примыкали ряд американских представителей философии науки позитивистско-прагматистского направления (Моррис, Бриджемен, Маргенау и др.), логической львовско-варшавской школы (А.Тарский, К.Айдукевич), упсальской школы в Швеции, мюнстерской логической группы в Германии и т.д. Идеи неопозитивизма получают распространение и в западной социологии (т.н. социологический позитивизм Лазарсфельда и др.). В этот период регулярно созывается ряд международных конгрессов по философии науки, на которых осуществляется широкая пропаганда идей неопозитивизма. Неопозитивизм оказывает заметное идейное воздействие на научное сообщество в целом, под его влиянием складывается ряд позитивистских концепций в истолковании открытий современной науки.
Популярность неопозитивизма в широких кругах научной интеллигенции Запада определялась в основном тем, что он создавал видимость простого, четкого, связанного с применением современных научных методов решения сложных и актуальных философско-методологических проблем. Однако именно примитивизм и прямолинейность неизбежно должны были привести и действительно привели неопозитивизм к дискредитации и глубокому кризису. Уже в 1950-х гг. достаточно ясно обнаружилось, что «революция в философии», провозглашенная неопозитивизмом, не оправдывает тех надежд, которые на нее возлагались. Классические проблемы, преодоление и снятие которых обещал неопозитивизм, воспроизводились в новой форме в ходе его собственной эволюции. С нач. 1950-х гг. все более четко выявляется несостоятельность т.н. стандартной концепции анализа науки, выдвинутая логическим позитивизмом (см. Логический эмпиризм [ЛОГИЧЕСКИЙ ЭМПИРИЗМ]) и проводится резкая критика этой концепции со стороны представителей философии науки иной ориентации. Неопозитивизм, т.о., теряет свои позиции в методологии науки, разработка которой традиционно со времен Венского кружка была основным источником авторитета.
В западной философии науки в 1960–70-х гг. развивается течение, т.н. постпозитивизм, которое, сохраняя определенную связь с общими идейно-мировоззренческими установками неопозитивизма, в то же время выступает против неопозитивистской интерпретации задач методологического анализа науки (Кун, Лакатос, Фейерабенд, Тулмин и др.). Сторонники этого течения, в частности, отвергают абсолютизацию методов логической формализации, подчеркивают, в противоположность неопозитивизму, значение исследования истории науки для ее методологии, познавательную значимость «метафизики» в развитии науки и пр. Это течение в значительной мере находится под влиянием идей Поппера, который еще с сер. 1930-х гг. выступил со своей концепцией философии науки, во многом близкой к неопозитивизму, но составившей ему эффективную конкуренцию в период ослабления его влияния. Предметом сильной критики становится также радикальный сциентизм неопозитивизма, игнорирование им роли различных форм вненаучного сознания, в том числе значимости их и для самой науки. В связи с этим в контексте аналитической философии, выдвигавшей в качестве основной задачи философии анализ языка, на первый план выдвигается течение английских аналитиков (т.н. философия лингвистического анализа), последователей Дж. Муравпоследствии и позднего Л.Витгенштейна), которые разделяли принципиальную антиметафическую направленность неопозитивизма, но делали предметом своего исследования прежде естественный язык.
Принципиальная позиция отстранения от жизненно важных мировоззренческих, социальных и идеологических проблем современности, волнующих человечество, обосновываемая концепцией деидеологизации философии, сциентистская ограниченность, уход в сферу частных проблем логики и методологии науки – все это вызывало падение популярности неопозитивизма, сопровождаемое относительным увеличением влияния антипозитивистских течений в западной философии (экзистенциализм, философская антропология, неотомизм). Основная тенденция эволюции неопозитивизма в этих условиях состояла в попытках либерализации своей позиции, отказе от широковещательных программ. Со 2-й пол. 1950-х гг. неопозитивизм перестает существовать как философское течение. Неопозитивистская «революция в философии» пришла, т.о., к своему печальному финалу, что было предопределено несостоятельностью ее исходных установок как в отношении философского сознания, так и в отношении природы самой науки. Вместе с тем было бы неверно игнорировать историческую значимость неопозитивизма, который стимулировал внимание к проблеме критериев рационального мышления, применения научных методов исследования в философии, не говоря уже о заслугах его представителей в разработке теории современной логики и специальных вопросов методологии науки.
Литература:
1. Франк Ф. Философия науки. М., 1961;
2. Хилл Т. Современные теории познания. М., 1965;
3. Швырев В.С. Неопозитивизм и проблемы эмпирического обоснования науки. М., 1966;
4. Козлова М.С. Философия и язык. М., 1972.
В.С.Швырев

Социологический словарь:

НЕОПОЗИТИВИЗМ — англ.пеорох-itivism; нем. Neopositivismus. Одна из главных философско-соци-ол. ориентации XX в., опирающаяся на принципы логического позитивизма. Н. характеризуется рассмотрением: соц. явлений на основе законов, общих для природной и соц.-истор. реальности (натурализм); использованием методов естествознания в соц. исследовании (сциентизм); свободой от ценностных суждений (методол. объективизм); операциональным определением понятий (операционализм); исследованием субъективных факторов через поведение (бихевиоризм); стремлением к количественному описанию соц. явлений (квантификация).

Грамматический словарь Зализняка:

Неопозитивизм, неопозитивизмы, неопозитивизма, неопозитивизмов, неопозитивизму, неопозитивизмам, неопозитивизм, неопозитивизмы, неопозитивизмом, неопозитивизмами, неопозитивизме, неопозитивизмах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru