Определение слова «Нежданова»

Большая биографическая энциклопедия:

Псевд. драмат. писательницы Мар. Ник. Ананьевой.
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

Нежданова
Антонина Васильевна [4(16).6.1873, с. Кривая Балка, ныне Саратского района Одесской области, — 26.6.1950, Москва], русская советская певица (лирико-колоратурное сопрано), народная артистка СССР (1936), доктор искусствоведения (1944), Герой Труда (1925). Родители Н. — сельские учителя. С 7 лет Н. пела (часто солировала) в церковных и сельских хорах. В 1899—1902 училась в Московской консерватории (класс У. Мазетти); по окончании дебютировала на сцене Большого театра в партии Антониды («Иван Сусанин» Глинки). В течение первых сезонов исполнила свои лучшие партии: Джильда, Людмила («Риголетто» Верди, «Руслан и Людмила» Глинки, 1902), Розина («Севильский цирюльник» Россини, 1903), Татьяна («Евгений Онегин» Чайковского, 1906), Снегурочка, Шемаханская царица («Снегурочка», 1907, «Сказка о царе Салтане», 1909, Римского-Корсакова), Эльза («Лоэнгрин» Вагнера, 1908) и др. В 1912 с успехом гастролировала в Париже (театр «Гранд-Опера»). В том же году исполнила партию Марфы («Царская невеста» Римского-Корсакова). Постоянным партнёром Н. был Л. В. Собинов. Их дуэты — образец совершеннейших по своей гармоничности и воспроизведению на сцене созданий оперной классики. Обладая свежим, кристальной чистоты сопрано нежного тембра, Н. в результате упорных занятий значительно расширила диапазон своего голоса, достигла полноты звучания во всех регистрах, широкой кантилены, блестящей виртуозной колоратуры. В работе над сценическим воплощением партий Н. пользовалась советами Ф. И. Шаляпина, М. Н. Ермоловой, К. С. Станиславского, однако главное внимание уделяла вокальному образу. В её художественной палитре — русская распевность, задушевная лирика (Антонида, Марфа), светлое (Джильда) и задорно-игривое (Розина) звучание колоратур, их загадочно-таинственная и вместе с тем ироничная окраска (Шемаханская царица). В концертный репертуар певицы (выступала с 1902; в ансамбле с аккомпанировавшими ей С. В. Рахманиновым, А. С. Аренским, А. К. Глазуновым, А. Н. Скрябиным, позднее с Н. С. Головановым) входили произведения С. В. Рахманинова, П. И. Чайковского, Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Ф. Стравинского, русские народные песни, романсы. В советское время Н. участвовала в шефских концертах для рабочих, крестьян, воинов Красной Армии. С 1924 выступала на радио. Концертировала за рубежом (1922) и в городах СССР. Исполнила ряд новых партий: Царевна-лебедь («Сказка о царе Салтане» Римского-Корсакова), Парася («Сорочинская ярмарка» Мусоргского), Нинетта («Любовь к трём апельсинам» Прокофьева). С 1936 преподавала в студии Большого театра, затем в Оперной студии К. С. Станиславского. С 1943 профессор Московской консерватории. Автор статей о творчестве Римского-Корсакова, Рахманинова, Собинова. Государственная премия СССР (1943). Награждена 2 орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Страницы жизни. Отрывки из воспоминаний, «Музыкальная жизнь», 1960, № 12.
Лит.: Львов М., А. В. Нежданова, М., 1952; Антонина Васильевна Нежданова. Материалы и исследования, М., 1967; Поляновский Г., А. В. Нежданова, М., 1970.
Г. А. Поляновский.

А. В. Нежданова в партии Антониды («Иван Сусанин» М. И. Глинки).

А. В. Нежданова.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru