Определение слова «навигация»

Толковый словарь Ефремовой:

навигация
I ж.
1. Судоходство.
2. Временной период года, когда по климатическим условиям в какой-либо местности осуществляется судоходство.
II ж.
Научная дисциплина, занимающаяся вычислением пути корабля и способов определения места корабля в море.

Толковый словарь Ушакова:

НАВИГА́ЦИЯ, навигации, мн. нет, ·жен. (·лат. navigatio).
1. Судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации.
2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Навигация на Волге длится до 9 месяцев.
3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации.
4. То же, что аэронавигация (неол. авиац.).

Большой энциклопедический словарь:

НАВИГАЦИЯ (лат. navigatio, от navigo — плыву на судне) — 1) наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных аппаратов (воздушная навигация, аэронавигация) и космических аппаратов (космическая навигация). Задачи навигации: нахождение оптимального маршрута (траектории) — определение местоположения, направления и значения скорости и других параметров движения объекта. В навигации используют астрономические, радиотехнические и другие методы.
2) Период, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.

Большая советская энциклопедия:

I
Навигация (лат. navigatio, от navigo — плыву на судне)
1) мореплавание, судоходство. 2) Период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. 3) Основной раздел судовождения, в котором разрабатываются теоретические обоснования и практические приёмы вождения судов. (О вопросах воздушной Н. см. в ст. Навигация воздушная.)
Начало морской Н. восходит к глубокой древности. Простейшие приёмы вождения судов были известны не только древним египтянам и финикийцам, но и народам, стоявшим на более низкой ступени развития. Основы современной Н. были заложены применением магнитной стрелки для определения курса судна (См. Курс судна), относимым к 11 в., составлением карт в прямой равноугольной цилиндрической проекции (Г. Меркатор, 1569), изобретением в 19 в. механического лага. В конце 19 — начале 20 вв. успехи в развитии физики послужили основой создания электронавигационных приборов и радиотехнических средств судовождения. В России первое учебное пособие по Н. было составлено в 1703 Л. Ф. Магницким — преподавателем Школы математических и навигацких наук, основанной Петром I в 1701. Большой вклад в разработку вопросов Н. внесли русские мореплаватели и учёные: С. И. Мордвинов, Л. Эйлер, М. В. Ломоносов и др. Кругосветные плавания и научные экспедиции, совершенные русскими моряками, способствовали дальнейшему развитию науки судовождения. Создаются учебники, в которых методы Н. получают трактовку, близкую к современной. В 1806 выходит учебник П. Я. Гамалеи «Теория и практика кораблевождения», выдержавший несколько изданий и служивший в 1-й половине 19 в. основным пособием по Н. Новый этап в развитии Н. и штурманского дела открыло изобретение радио А. С. Поповым. Большая заслуга в создании и развитии отечественной школы Н. принадлежит советским учёным: Н. Н. Матусевичу, Н. А. Сакеллари, А. П. Ющенко, К. С. Ухову и др.
Задачи современной Н.: выбор безопасного и наиболее выгодного пути судна, определение направления движения и пройденного судном расстояния в море при помощи навигационных инструментов и приборов (в том числе определение поправок показаний этих приборов); изучение и выбор наиболее удобных для судовождения картографических проекций и решение на них аналитическими и графическими способами навигационных задач; учёт влияния внешних факторов, вызывающих отклонение судна от выбранного пути; определение места судна по наземным ориентирам и навигационным искусственным спутникам и оценка точности этих определений. Ряд навигационных задач решается с использованием методов геодезии, картографии, гидрографии, океанологии и метеорологии.
Плавание судна между заданными пунктами требует расчёта и нанесения его пути на Морские навигационные карты, а также определения курса, обеспечивающего перемещение судна по намеченному пути с учётом воздействия внешних возмущающих факторов — ветра и течения. В качестве основной единицы измерения расстояний в море принята морская Миля, а направлений — градус.
Кратчайшим расстоянием между двумя данными точками на поверхности Земли, принятой за шар, является меньшая из дуг большой окружности, проходящей через эти точки (см. Ортодромия). Кроме случая следования судна по меридиану или экватору, ортодромия пересекает меридианы под разными углами. Поэтому судно, следующее по такой кривой, должно всё время изменять свой курс. Практически удобнее следовать по курсу, составляющему постоянный угол с меридианами и изображаемому на карте в проекции Меркатора прямой линией — локсодромией (См. Локсодромия). Однако на больших расстояниях различие в длине ортодромии и локсодромии достигает значительной величины. Поэтому в таких случаях рассчитывают ортодромию и намечают на ней промежуточные точки, между которыми совершают плавание по локсодромии.
Графическое изображение пути судна на морской карте называется прокладкой. Во время плавания судоводитель ведёт непрерывный учёт положения судна по направлению его движения и пройденному расстоянию на основе показаний Компаса судового и лага, а также данных о течении и дрейфе судна (См. Дрейф судна). Метод учёта положения судна по элементам его движения называется счислением, а место судна на карте, полученное этим методом, — счислимым местом судна. Однако как бы тщательно ни велось счисление, оно всегда расходится с действительным местом судна из-за ошибок в принятых поправках показаний компаса и лага, неточностей учёта элементов течения и дрейфа, а также отклонений судна от курса под влиянием др. факторов. Поэтому во время плавания для исключения ошибок постоянно корректируют счисление посредством периодических определений места судна (обсерваций (См. Обсервация)) по наземным ориентирам (т. е. навигационными способами) или небесным светилам, применяя способы мореходной астрономии (См. Мореходная астрономия). Навигационные способы основаны на измерении расстояний и направлений (или их комбинаций) до объектов, координаты которых известны, или углов между ними. Каждое измерение даёт одну линию положения. Пересечение 2 линий положения определяет обсервованное место судна. При 3 и более линиях можно не только определить место судна, но и найти вероятные значения ошибок наблюдений. Ориентирами для навигационных определений вблизи берега служат нанесённые на карту естественные приметные места или искусственные сооружения (преимущественно средства навигационного оборудования — Маяки, знаки, створы и др.), наблюдаемые визуально или при помощи Радиолокатора, сигналы круговых или створных Радиомаяков, звуковые сигналы, а также отличительные глубины. На значительных расстояниях от берега используются импульсные, импульсно-фазовые и фазовые радионавигационные системы (См. Радионавигационная система) или секторные радиомаяки.
Повышение интенсивности движения на морских путях, увеличение размеров и скорости хода морских судов требуют совершенствования технических средств и методов Н. Одним из путей увеличения точности счисления является использование эффекта Доплера (см. Доплера эффект) в гидроакустических лагах, позволяющее измерять скорость судна относительно грунта. На подходах к портам и при плавании по стеснённым Фарватерам необходимая точность проводки судов обеспечивается применением прецизионных радионавигационных систем ближнего действия или береговыми радиолокационным станциями. Для Н. в открытом море разрабатываются глобальные радионавигационные системы, позволяющие определять место судна в любой точке. Весьма перспективна для этой цели система навигационных искусственных спутников Земли (См. Искусственные Спутники Земли).
Развитие техники судовождения позволяет автоматизировать получение и обработку навигационной информации и выдавать данные непосредственно на систему управления для решения задачи стабилизации судна на заданной траектории. Перспективным направлением является развитие и применение на транспортных судах автономных систем инерциальной навигации (См. Инерциальная навигация).
Лит.: Ухов К. С., Навигация, Л., 1954; Щеголев Е. Я., Радиотехнические средства морского судовождения, Л., 1956; Якушенков А. А., Судовождение и связь, в кн.: Проблемы развития морского флота, Л., 1970; Ющенко А. П., Лесков М. М., Навигация, 2 изд., М., 1972.
Б. П. Хабур.
II
Навигация
у животных, то же, что Бионавигация.

Большой словарь иностранных слов:

Навигации, мн. нет, ж. [латин. navigatio]. 1. Судоходство, мореплавание (мор.). Мелкие реки недоступны для навигации. 2. Период времени, когда возможно судоходство. Открытие навигации. Навигация на Волге длится до 9 месяцев. 3. Искусство и наука вести судно (мор.). Школа навигации. 4. То же, что аэронавигация (авиац.).

Толковый словарь Кузнецова:

навигация
НАВИГАЦИЯ -и; ж. [лат. navigatio от navigo — плыву на судне]
1. Судоходство, мореплавание. Из-за обмеления реки н. невозможна.
2. Такое время в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство. Открытие навигации. Суда в порту ждали начала навигации.
3. Наука о способах выбора пути и методах вождения судов, летательных и космических аппаратов. Практическая н. Учебник по навигации. Воздушная н. Космическая н.
Навигационный, -ая, -ое. Н. период. Н-ые условия. Н. атлас. Н-ое оборудование. Н-ые приборы.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
навигация, -и

Толковый словарь Ожегова:

НАВИГАЦИЯ, и, ж.
1. Наука о вождении судов и летательных аппаратов. Школа навигации. Воздушная н. Межпланетная (космическая) н.
2. Время, в течение к-рого возможно судоходство, а также само судоходство. Начало, конец навигации. Н. открыта.
| прил. навигационный, ая, ое. Навигационные приборы. Н. период. Навигационные сигналы.

Техника. Современная энциклопедия:

навигация
1) раздел науки судовождения, предметом изучения которого являются теоретические основы и практические методы безопасного вождения судов наивыгоднейшими путями при любых гидрометеорологических условиях и в любое время суток с использованием современных мореходных инструментов, приборов и радиотехнических средств. Навигация изучает: географические координаты, морские единицы измерения, системы деления горизонта, методы определения дальности видимости горизонта и предметов и т. п.; способы определения направления движения, магнитные курсы и пеленги (углы между магнитным меридианом и линией курса судна или линией пеленга), компасные направления, компасные курсы и пеленги, исправление курса и пр.; мореходные приборы и инструменты, приборы для определения скорости движения и пройденного пути (лаги), приборы для измерения глубины (лоты) и др.; картографические проекции и задачи, решаемые на морских картах, счисление пути судна с учётом его циркуляции и дрейфа (смещения), действия морских течений; способы определения места судна визуальными методами; радиотехнические гидроакустические и другие средства судовождения, радиомаяки кругового и направленного действия, приборы спутниковой навигации и т. д.; навигационные средства обеспечения безопасности при плавании судов в особых условиях (туман, узкости, льды).
2) Мореплавание, судоходство.
3) Календарное время судоходства в конкретном районе, обусловленное климатическими особенностями и техническими возможностями обеспечения судоходства.

Этимологический словарь Макса Фасмера:

навигация
начиная с Ф. Прокоповича (Смирнов 202). Через польск. nawigacja из лат. nvigti "мореплавание".

Грамматический словарь Зализняка:

Навигация, навигации, навигации, навигаций, навигации, навигациям, навигацию, навигации, навигацией, навигациею, навигациями, навигации, навигациях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru