Определение слова «НАНАК»

Большой энциклопедический словарь:

НАНАК (1469-1539) — индийский поэт, основатель сикхизма. Создал общину сикхов, первый ее гуру. Стихи Нанака включены в священную книгу сикхов "Адигрантх".

Большая биографическая энциклопедия:

Нанак
(1469—1539), индийский поэт, основатель сикхизма (индуистской секты, превратившейся в самостоятельную религию). Создал общину сикхов, первый её гуру. Стихи Нанака включены в священную книгу сикхов «Адигрантх».

Большая советская энциклопедия:

Нанак
(15.4.1469, Талванди, округ Шекхупура, Пенджаб, — 22.9.1539, Картарпур)
индийский поэт, проповедник, идеолог сикхизма. Писал на пенджабском языке. Родился в семье торговца. Учение Н. развивало идеи Бхакти. Проповедовал религиозное единение, социальное и кастовое равенство, духовное самосовершенствование, отказ от обрядности существующих религий, активное участие учеников-сикхов (См. Сикхи) в мирской жизни. В созданной им общине соблюдалось беспрекословное повиновение власти учителя (гуру). Членами общины сикхов были и выходцы из высших каст, и неприкасаемые, и мусульмане; в основном это были представители торгово-ремесленных слоев и отчасти крестьян-джатов (См. Джаты), антифеодальную идеологию которых объективно отражало учение Н. В стихах использовал инд. и перс. стихотворные размеры. 974 произведения Н. включены в священную книгу сикхов Адигрантх. Основное сочинение Н. — «Моление», «Гимн надежде», «Двенадцать месяцев».
Соч. в англ. пер.: Selections from the Sacred writings of the Sikhs, L., 1960.
Лит.: Рейснер И. М., Народные движения в Индии в XVII—XVIII вв., М., 1958; Серебряков И., Пенджабская литература, М., 1963; Гуру Нанак. К 500-летию со дня рождения поэта и гуманиста Индии, М., 1972; Маханкави гуру Нанак, Патиала, 1956.

Словарь по индуизму, джайнизму и сикхизму:

Гуру (15 апр. 1— 7 сент. 1539) — основатель сикхизма, первый сикхский гуру. Н. был по происхождению индуистом кхатрийской касты беди (см. КХАТРИИ). Н. создал свое учение на основе идей бхактов и суфизма, с к-рым был знаком через бхактов и натхов в том виде, в каком он бытовал в Пенджабе. Н. провозгласил равенство всех людей независимо от религии, касты, пола, как созданий единого бога, как бы его ни именовали в разных религиях. Н. отрицал аскетическое служение богу, проповедуя благочестивую мирскую жизнь. При Н. в Картарпуре сложилась община его учеников — сикхов. Сочинения Н. и его живая мысль дошли до нашего времени в книге "Ади Грантх", свящ. для сикхов, где представлено 976 его гимнов. Учение Н. было дополнено и развито его преемниками. Но неоспорим тот факт, что идея всеобщего равенства людей, строгий монотеизм, настрой на благочестивую деятельную жизнь и взаимопомощь в об-ве единомышленников, отрицание идолопоклонничества были провозглашены в сикхизме именно Н. Учение Н. нашло горячий отклик в сердцах и душах индийцев, воспитанных в жесткой, часто бесчеловечной иерархичности кастовой системы, с одной стороны, и противопоставления индуистов и мусульман — с другой. Сикхская община существует уже полтысячелетия. Н. в конце жизни назвал преемником своего ученика Лахину, будущего гуру Лнгада.
Е. Успенская

Советская историческая энциклопедия:

(1469-1539 или 1538) — основатель секты сикхов (Индия). Происходил из мелких торговцев Пенджаба. Последователь Кабира, Н. выступал против кастовой системы, призывал к религ. единению индусов и мусульман. Н. даже учредил обычай совместной еды из общего котла, что уравнивало "неприкасаемых" и членов высших каст. В отличие от Кабира, для Н. характерен отказ от аскетизма, призыв заниматься мирскими делами и в миру отстаивать свои идеи; огромную роль Н. придавал гуру, единому наставнику, к-рому должны повиноваться все последователи Н. — сикхи (т. е. "ученики"). Учение Н. отражало идеологию гл. обр. торгово-ремесл. слоев города; характерно, что и самого бога Н. называл "мудрым купцом".
=====
Лит.: Рейснер И. M., Народные движения в Индии в XVII-XVIII вв., М., 1961; Macauliffe M. A., The Sikh religion, its gurus, sacred writings and authors, v. 1, Oxf., 1909.
=====
К. А. Антонова. Москва.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Основатель индусской секты сикхов (см.); родился в 1469 г. близ Лагора. В молодости вел бродячую жизнь, во время которой, вероятно, и сблизился с учениками Кабира (см.). Ни ислам, ни индуизм не удовлетворили его, и в 1490 г. он выступил проповедником новой религии, основанной на монотеизме и нравственной чистоте. Как и Кабир, Н. учил, что нет "ни индусов, ни мусульман; он отвергал как веды, шастры и пураны, так и Коран, но сохранил большую часть samskara, т. е. домашних религиозных церемоний, уничтоженных лишь гораздо позже. Точно так же он не мог отказаться вполне от кастового устройства, которое допускал, как гражданский институт. В общем, Нанак обнаруживает большее влияние брахманизма, чем ислама. Влиянию последнего можно приписать не столько единобожие сикхов, сколько их воинствующий фанатизм и догмат священной войны, первично совершенно чуждый индусам. См. Сикхи.
С. Б—ч.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru