Определение слова «НАДЕЖДИН»

Большая биографическая энциклопедия:

Псевд. Юлиана Наум. Лавриновича.
{Венгеров}

Надеждин
псевд. Ник. Ник. Окулова.
{Венгеров}

Надеждин
псевд. Надежды Алексеевн. Шлегель.
{Венгеров}

Надеждин
авт. брош. "К окружной конской выставке в г. Симбирске 1912 г." (Симбирск, 1912).
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

Надеждин
Николай Иванович [5(17).10.1804, с. Нижний Белоомут, ныне посёлок Белоомут Луховицкого района Московской области, — 11(23).1.1856, Петербург], русский критик, журналист, историк и этнограф. Родился в семье дьякона. Окончил Московскую духовную академию (1824). В 1831—1835 профессор Московского университета по кафедре теории изящных искусств и археологии. С 1831 издавал журнал «Телескоп» с приложением газеты «Молва», в которых сотрудничал В. Г. Белинский. В 1836 «Телескоп» был закрыт за опубликование «Философического письма» П. Я. Чаадаева, Н. сослан в Усть-Сысольск, затем в Вологду (1836—1838), где начались его историко-этнографические исследования. В 1843—56 редактировал «Журнал Министерства внутренних дел». Под воздействием философии Ф. Шеллинга разрабатывал идеи диалектики. Рассматривая искусство как одно из проявлений мирового духа, прослеживал движение поэзии от объективно-классической формы античности через субъективно-романтические формы средневековья к так называемой синтетической поэзии нового времени, главными признаками которой считал естественность, простоту, выражение «существенности». Н. положительно оценил «Бориса Годунова» А. С. Пушкина, произведения Н. В. Гоголя, О. Бальзака, но в то же время считал недостаточно глубокими такие произведения Пушкина, как «Евгений Онегин», «Граф Нулин». По словам Н. Г. Чернышевского, Н. «... первый прочно ввел в нашу мыслительность глубокий философский взгляд» (Полное собрание сочинений, т. 3, 1947, с. 163). Н. сыграл значительную роль в формировании эстетических принципов реализма, выступив как предшественник В. Г. Белинского. Н. активно работал в Отделении этнографии Русского географического общества (с 1848 председатель отделения). Был одним из пионеров исторической географии в России («Опыт исторической географии русского мира». «Библиотека для чтения», 1837, № 6, ч. 2). Исторические взгляды Н. нашли отражение в статье «Европеизм и народность в отношении к русской словесности» («Телескоп», 1836, ч. 31), «Об исторических трудах в России» («Библиотека для чтения», 1837, № 1), в которых были весьма сильны мотивы официальной народности. В мировоззрении Н. противоречиво сочетались монархизм и отрицательное отношение к революции с идеями демократизации общества.
Соч.: Литературная критика. Эстетика. [Вступ. ст. Ю. Манна], М., 1972.
Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода русской литературы, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Пыпин А. Н., История русской этнографии, т. 1, СПБ, 1890; Козмин Н. К., Н. И. Надеждин, СПБ, 1912; Манн Ю., Н. И. Надеждинпредшественник Белинского, «Вопросы литературы», 1962, № 6.

Н. И. Надеждин.

Советская историческая энциклопедия:

Николай Иванович (5.X.1804 — 11.I.1856) — рус. критик, журналист, ученый. Род. в семье дьякона. Окончил Моск. духовную академию (1824). В 1831-35 — проф. Моск. ун-та по кафедре теории изящных искусств и археологии. С 1831 издавал журн. "Телескоп" с приложением газ. "Молва", в к-рых сотрудничал В. Г. Белинский. В 1836 "Телескоп" был закрыт за опубликование "Философического письма" П. Я. Чаадаева. Н. сослан в Усть-Сысольск, затем Вологду (1836-38), где начались его ист.-географич. и ист.-этнографич. исследования. Н. как ученый-теоретик этнографии активно работал в Отделении этнографии Рус. географич. об-ва (с 1848 — пред. Отделения). Программное выступление Н. в об-ве "Об этнографич. изучении народности русской" опубл. в "Записках РГО" (кн. 2, 1847). Н. был одним из пионеров ист. географии в России ("Опыт ист. географии рус. мира", "Библиотека для чтения", СПБ, 1837, No 6, ч. 2). Ист. взгляды Н. нашли отражение в ст. "Европеизм и народность в отношении к рус. словесности" ("Телескоп", 1836, ч. 31), "Об ист. трудах в России" ("Библиотека для чтения", 1837, No 1). Мировоззрение Н. отличалось большой противоречивостью, сочетанием монархизма и отрицат. отношения к революции с идеями демократизации общества. Н.-критик способствовал формированию реализма в рус. лит-ре. Автобиография Н. опубл. в "Рус. вестнике" (1856, т. 2, No 3). Нек-рые произв. — в Приложении к 1-му т. Полного собр. соч. В. Г. Белинского (СПБ, 1900).
=====
Лит.: Чернышевский Н. Г., Очерки гоголевского периода рус. лит-ры, Полн. собр. соч., т. 3, М., 1947; Рыпин А. Н., История рус. этнографии, т. 1, СПБ, 1890; Козмин Н. К., Н. И. Надеждин, СПБ, 1912; Очерки истории ист. науки в СССР, т. 1, М., 1955; Манн Ю., Н. И. Надеждинпредшественник Белинского, "Вопр. лит-ры", 1962, No 6.

Новая философская энциклопедия:

НАДЕЖДИН Николай Иванович [5(17) октября 1804, с. Нижний Белоомут Рязанской губ. – 11(23) января 1856 Петербург]русский литературный критик, философ, историк, этнограф. Окончил Рязанскую семинарию (1820) и Московскую духовную академию (1824), где написал магистерскую диссертацию «Исследование ценности и выявление недостатков системы Вольфа». Защитив докторскую диссертацию «О происхождении, природе и судьбах поэзии, называемой романтической», стал профессором по кафедре теории изящных искусств Московского университета (1831–36). Одновременно был редактором журнала «Телескоп», где в 1836 опубликовал первое «Философическое письмо» Чаадаева, за что был сослан в Усть-Сысольск и Вологду. После возвращения из ссылки в 1838 жил в Одессе и Петербурге, занимаясь научной деятельностью.
Свою философско-эстетическую деятельность Надеждин начал с серии статей о Платоне в журнале «Вестник Европы» (1830, № 5, 11, 13, 14). В дальнейшем увлекся идеями раннего Шеллинга, под влиянием которого сформировались его натурфилософские представления, названные им «теософизмом». Взгляды Надеждина на развитие общества исходят из идеи материальности и духовности самой природы человека. Материальность связывает человека с внешней природой, вовлекает в деятельность в физическом мире, а духовность является «свободным самоуслаждением духа своей внутренней полнотой». Историческими этапами развития культуры считал первобытную нерасчлененность, одностороннюю духовность средневековья, постепенный синтез двух начал (с 16 в.) и, наконец, окончательный синтез (19 в.). Философию истории понимал как науку об общих законах развития человечества, о специфике исторических форм, в основе развития которых лежит Божественное провидение. Большую роль в истории философии отводил принципу исторического и логического, а также принципу единства анализа и синтеза («Телескоп», 1836, № 8, с. 615–18, 628–29; № 11, с. 429). Логику считал важнейшей частью философии, в основании которой лежат законы бытия, отраженные в сознании человека.
Сочинения:
1. Литературная критика. Эстетика. М., 1972;
2. О современном направлении изящных искусств;
3. Лекции по археологии;
4. Лекции по теории изящных искусств. – В кн.: Русские эстетические трактаты первой трети 19 в. М., 1974.
Литература:
1. Козмин Н.К. Николай Иванович Надеждин. Жизнь и научно-литературная деятельность, 1804–1836. СПб., 1912;
2. Каменский З.А. Н.И.Надеждин. М., 1984.
Г.А.Ваганова

Словарь русских фамилий:

Отчество от древнерусского нецерковного мужского личного имени Надежда, т.е. «надежда, будущая опора», не зависимого от канонического женского имени Надежда, распространившегося в России очень поздно (это калька из греческого имени Elpis, которое в свою очередь калькировано из латинского Spes с тем же значением «надежда») . (Н). В «Ономастиконе» Веселовского Надежа Михайлович Игнатьев, первая половина XVI в.; Надежа Богданович Владыкин [см. Владыка], 1578 г., Коломна . В русском языке надежа — человек, которому можно доверять, надежный. Фамилия Надеждинский могла появиться в стенах семинарии. В книге Унбегауна Русские фамилии отмечено, что существовала традиция давать фамилии семинаристам от полных имен и не только мужских -Варваринский, Екатерининский и т.п.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru