Определение слова «мюзик-холл»

Толковый словарь Ефремовой:

мюзик-холл м.
Вид эстрадного театра, в репертуаре которого чередуются эстрадные, цирковые, балетные и музыкальные номера лёгкого жанра.

Большой энциклопедический словарь:

МЮЗИК-ХОЛЛ (англ. music-hall) — вид эстрадного театра. Первые мюзик-холлы возникли в Великобритании в сер. 19 в.

Большая советская энциклопедия:

Мюзик-холл
(англ. music-hall — концертный зал)
вид эстрадного театра. В начале 18 в. — представления в английских тавернах, где широко использовались приёмы фарса, буффонады, гротеска. Один из первых М.-х. был организован в пригороде Лондона Воксхолл. В 1890 в Лондоне был открыт М.-х. «Альгамбра», в обозрениях которого выступали эстрадные и цирковые артисты; особенным успехом пользовались эксцентрические сцены клоунов. Первоначально эти зрелища предназначались преимущественно для демократического зрителя, однако постепенно в европейские и американские М.-х. проникло увлечение самодовлеющими экстравагантными сценическими трюками, пышными зрелищами (ревю), пошлостью, эротическими сценами (обнажённые танцовщицы-гёрлс). Большое внимание М.-х. уделяли футуристы, противопоставлявшие его механистичность психологическому театру, пытаясь утвердить современность М.-х. в условиях индустриального общества. В СССР первый М.-х. был открыт в 1923 в московском саду «Аквариум». В 1926 начал работать М.-х. в помещении 2-го Госцирка (обозрения: «Как 14-я дивизия в рай шла» Демьяна Бедного, «Под куполом цирка» Ильфа, Петрова и Катаева, оба в 1934). Открылись также М.-х. в Ленинграде, Горьком, Ростове-на-Дону, Баку, Таганроге и др. (работали до середины 30-х гг.). В начале 60-х гг. созданы Московский, Ленинградский и Грузинский передвижные М.-х.
Ю. А. Дмитриев.

Большой словарь иностранных слов:

[англ. music-hall] – зал или театр, в котором исполняются музыкальные, акробатические, балетные и др. номера, а также водевили, комедии в пр.

Толковый словарь Кузнецова:

мюзик-холл
МЮЗИК-ХОЛЛ -а; м. [англ. music-hall — букв. концертный зал]
1. Театральное представление, состоящее из различных по жанру номеров эстрады, исполняемых с музыкальным эстрадным сопровождением. Любить м. Постановка в жанре мюзик-холла.
2. Театр, где исполняются такие произведения. Работать в мюзик-холле. Пойти на спектакль в м.
Мюзик-холльный, -ая, -ое. М-ые танцы. М-ая программа. М. номер.

Малый академический словарь:

мюзик-холл
-а, м.
Эстрадный театр.
[англ. music-hall]

Музыкальная энциклопедия:

(англ. music — музыка, hall — зал; музыкальный зал, концертный зал) — вид эстрадного театра. Программы М.-х. состоят из небольших номеров разных жанров, составляющих музыкально-эстрадные концерты или тематически и сюжетно цельные музыкально-эстрадные спектакли (обозрения, ревю). Возник М.-х. в Лондоне; отдалённые истоки его — любительские выступления посетителей одной из окраинных таверн, исполнявших (для развлечения) старинные народные песни. Её владелец Чарлз Мортон (1819-1904), прозванный впоследствии в Англии "отцом мюзик-холла", по-деловому оценил эту инициативу и стал вводить в практику кабачка выступления проф. артистов: сначала гл. обр. певцов, потом акробатов, фокусников и т. д. Само название "Мюзик-холл" утвердилось, однако, позднее, когда тот же Ч. Мортон в 1848 организовал первое предприятие такого рода — Canterbury Hall. Почин имел успех — М.-х. получил распространение в Англии и за рубежом. С 1880-х гг. М.-х. стали исключительно зрелищными предприятиями без прежних "ресторанных" функций. Крупнейшие английские (гл. обр. лондонские) М.-х. (периодически прерывали деятельность или же реорганизовывались в театры других жанров): Холборнский (1860-1941), Оксфордский (по названию улицы, на к-рой он помещался, 1861-1921), Эмпайр (1884-1927), Альгамбра (1854-1936), Колизей (1904-14), Метрополитен (с 1862). Среди известных артистов М.-х. — Ж. Грей, Г. Клифтон, Л. Коллинз, К. Ланнер, бр. Ганлон-Ли, М. Ллойд, Дж. Роби, сёстры Лимер, Г. Тент, Литл Тич.
Развитие М.-х. в других странах шло в основном тем же путём: от баров, салонов, кафе-шантанов, кафе-концертов, театров-кабаре, неизменных песенных программ — Tour de chant — к М.-х. как высшей форме эстрадных театров. В М.-х. разных стран сложились свои индивидуальные жанровые особенности: во Франции и в Италии преобладают вокальные, музыкально-инструментальные и телевизионные формы, в Германии — речевые и эстрадно-цирковые, в США — эстрадно-водевильные, эксцентрические с "гёрлс" (girls) в качестве одного из ведущих компонентов мюзик-холльного представления. Наиболее известные М.-х.: Казино де Пари, Фолибержер, Муленруж, Олимпик — во Франции; Салон Маргерит, Умберто, Эден — в Италии; Водевиль, Бурлеск, Радио-сити — в США; Винтергартен, Фридрихштадт-Палас — в Германии. Среди известных мастеров зарубежных мюзик-холлов: Жозефина Бейкер, Иветт Гильбер, Клео де Мерод, Боби Кларк, Жанна Мистенгет, Эдит Пиаф, Морис Шевалье.
В дореволюционной России М.-х. фактически не существовало. Начало поисков в этой области относится к 1927-28, когда были открыты первые М.-х. в Москве (1927, в помещении нынешнего т-ра Сатиры) и в Ленинграде (1928, в оперном т-ре Народного дома, позже — в здании нынешнего Ленинградского т-ра музыкальной комедии). Перед ними стояла задачасоздать М.-х., где тематически актуальные сюжетные спектакли воплощались бы с помощью всех разнообразных средств т. н. малых форм иск-ва. В конце 20-х-30-е гг. были показаны постановки: "Чудеса XXI века, или Последний извозчик Ленинграда", "С неба свалились", "Небесные ласточки", "Условно убитый", "Туда, где льды", "Букет моей бабушки", "Шестая мира", "Артисты варьете", "Как 14-я дивизия в рай шла", "Под куполом цирка" и др. Наибольший успех сопутствовал трём последним спектаклям, в к-рых зрелищная яркость (художники M. Левин, M. M. Сапегин), выразительность музыки (комп. Дм. Я. Покрасс, Л. М. Пульвер) сочетались с актуальной тематикой, своеобразием сюжета, высоким мастерством исполнителей (Г. И. Афонин, Б. С. Борисов, Ю. С. Глизер, Рина Зелёная, В. А. Лепко, M. M. Миронова, В. Г. Токарская, Н. П. Смирнов-Сокольский, Б. М. Тенин). Начало нового этапа иск-ва М.-х. связано с открытием московского Мюзик-холла во главе с Л. Б. Мировым и А. П. Конниковым. 1-я постановка этого театра — "Когда загораются звёзды", за ней последовали "МоскваВенера, далее везде..." (1961), "Тик-Так, или Московское время" (1963), "Все цвета радуги" (1965), "Сто один день в Париже" (1966), "Я — песня" (1968), "Красная стрела прибывает в Москву" (1973). В 1966 организован ленинградский Мюзик-холл (рук. И. Я. Рахлин), в к-ром пост.: "Нет тебя прекрасней" (1967), "Миллион новобрачных" (1971), "От сердца к сердцу" (1975). Возникли М.-х. Киевский, Ташкентский, Тбилисский.
Литература: Нежный И., Былое перед глазами, М., 1963, с. 227-248; Гершуни Евг., Рассказываю об эстраде,Л., 1968, с. 86-102; Черейский И., Десять лет спустя, "Театр", 1970, No12; Энтелис Л., Не так блестит, как хочется, "Советская эстрада и цирк", 1971, No 7; Луцкая Е., Праздник на целый вечер, там же, 1971, No 12; Histoire du Musik-Hall (сборник), P., 1954; Jacques-Charles, Cent ans de Music-Hall, Gen.-P., 1956; Feschotte J., Histoire du Music-Hall, P., 1965; McLean A., American Vaudeville as Ritual. University of Kentucky Press, 1965.
A. Я. Шнеер.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
мюзик-холл, -а

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

театр

Грамматический словарь Зализняка:

Мюзик-холл, мюзик-холлы, мюзик-холла, мюзик-холлов, мюзик-холлу, мюзик-холлам, мюзик-холл, мюзик-холлы, мюзик-холлом, мюзик-холлами, мюзик-холле, мюзик-холлах

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019