Определение слова «МЮЙЮЗДЮУ ЭНЕ»

Мифологическая энциклопедия:

Мюйуздюу байбиче (кирг., «рогатая мать»), в мифологии киргизов прародительница племени бугу («олень»). Существует миф о том, как два охотника в горах среди стада оленей увидели двух детей с оленьими рогами: девочку (М. э.) и мальчика. Мальчика они убили (за что М. э. проклятием лишила их потомства), а М. э. предводитель племени выдал замуж за своего внука. (По другой версии, охотники в горах собирались убить оленя, но их остановила красивая девушка — М. э., объяснившая, что олень — ее единственный брат. Охотники пощадили оленя, и в благодарность М. э. вышла замуж за их брата.) От сына М. э. пошло племя бугу. В одном из мифов М. э. — дочь кайыпа, божественного покровителя диких жвачных животных. М. э. славилась мудростью и способностью творить чудеса: например, ее служанка родила сына оттого, что выпила воду, в которой М. э. мыла голову; М. э. благословила ее потомство. М. э. запрещала мужу смотреть на нее, когда она мыла голову. Однажды он нарушил запрет и увидел ее внутренности (ср. ЮВХА). После этого М. э. умерла, а ее тело ночью исчезло (иногда охотники встречают ее в горах). В другом варианте М. э. просила мужа не входить в юрту без предупреждения. Когда же он заглянул туда тайком, то увидел самку оленя, а войдя, обнаружил, что юрта пуста (аналогичный сюжет встречается в мифах западносибирских татар о пицене). М. э. не вернулась, но через некоторое время в юрте оказалась колыбель с ее сыном. По данным Ч. Ч. Валиханова, М. э. считалась покровительницей озера Иссык-куль; ей приносили жертвы. Шаманы призывали М. э. (ак марал) как духа-покровителя.Лит.: Валиханов Ч. Ч., Записки о киргизах, Собр. соч., т. 1, А..А., 1961, с. 339, 585. 586; Абрамзон С. М., Киргизы и их этногене-тические и историко-культурные связи. Л., 1971, с. 281-84; Ваялиева Т.Д., Доисламские верования и их пережитки у киргизов, фр., 1972, с. 12-15. В. Б.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2019