Определение слова «Муратов»

Большая советская энциклопедия:

I
Муратов
Валентин Иванович (р. 30.7.1928, деревня Костюково Серпуховского района Московской области), советский спортсмен-гимнаст, заслуженный мастер спорта (1952), тренер, преподаватель. Член КПСС с 1958. Чемпион Олимпийских игр (4 золотые медали — отдельные виды многоборья и командное первенство в 1952 и 1956), мира (5 золотых медалей, в том числе 1 — за абсолютное первенство, в 1954 и 1958), СССР (6 золотых медалей, в том числе 2 — за абсолютное первенство, в 1953 и 1956). Награждён орденом Ленина.
II
Муратов
Игорь Леонтьевич [15(28).7. 1912, Харьков, — 29.3.1973, там же], украинский советский поэт. Член КПСС с 1940. Родился в семье служащего. Окончил филологический факультет Харьковского университета (1939). Участник Великой Отечественной войны 1941—45. Печатался с 1931. Автор сборников стихов «Комсо-график» (1933), «Костёр» (1940), «Двадцатый полк» (1941), «Идут богатыри» (1951), «Любовь и ненависть моя» (1960) и др., поэмы-памфлета «Последняя туча» (1959, рус. пер. 1960), романтические драмы «Нейтральная зона» (рус. пер. 1967) и др. М. работал и в области прозы — «Буковинская повесть» (1951; Государственная премия СССР, 1952), повести «Жила на свете вдова» (1960, рус. пер. 1964), «Окна, открытые настежь» (1962, рус. пер. 1968), «В сорочке рождённый» (1965, рус. пер. 1968) и др. В произведениях М. нашли отражение высокий духовный мир его современников, их ратные и трудовые подвиги. Награждён орденом Октябрьской Революции, 2 др. орденами, а также медалями.
Соч.: Вибранi твори, т. 1—2, К., 1972: в рус. пер. — Стихи, М., 1955: Метаморфозы. Стихи, поэмы, М., 1965; Осенние признания. Стихи, М., 1971.
Лит.: Брюгген В., Iгор Муратов, «Днiпро», 1962, № 7; Суровцев Ю., Творческая индивидуальность писателя в зеркале критики, «Дружба народов», 1968, № 5.
И. К. Галкина.
III
Муратов
Михаил Владимирович [р. 29.2(13.3).1908, Москва], советский геолог, член-корреспондент АН СССР (1962). Окончил Московский университет (1930). Заведующий кафедрой исторической и региональной геологии Московского геологоразведочного института (с 1959), старший научный сотрудник Геологического института АН СССР (с 1957), председатель Межведомственного тектонического комитета АН СССР (с 1965). Основные труды по проблемам теоретической тектоники, в частности по вопросам тектонического строения складчатых поясов мира. М. — один из составителей и редакторов тектонических и геологических карт СССР, Европы и мира. Государственная премия СССР (1951 и 1969) за работу «Тектоника и история развития Альпийской геосинклинальной области юга Европейской части СССР и сопредельных стран» (1949), за участие в составлении «Тектонической карты Евразии» в масштабе 1: 5 000 000 и монографии «Тектоника Евразии» (1966). Награждён орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Соч.: Главнейшие эпохи складчатости и мегастадии развития земной коры, «Геотектоника», 1965, № 1; Главнейшие структурные элементы материков, их взаимоотношения и возраст, в кн.: Международный геологический конгресс. 24 сессия. Доклады советских геологов. Проблема 3. Тектоника, М., 1972.
IV
Муратов
Степан Михайлович (1885—1957), русский советский актёр и режиссёр, народный артист РСФСР (1946). Член КПСС с 1944. Начал артистическую деятельность в 1907, играл в Перми, Одессе, Иркутске и др. городах, в 1917 работал в Пензе, выезжал в сёла, где создавал клубы, крестьянские театры. С 1930 М. — актёр Саратовского театра им. К. Маркса. Его творчеству особенно была близка драматургия М. Горького. Играл Сатина, Лёвшина, Павла, Егора Булычова («На дне», «Враги», инсценировка романа «Мать», «Егор Булычов и другие»); крупнейшая работароль Тетерева («Мещане»). Особенно удавались М. образы мужественных, душевно богатых людей: Годун («Разлом» Лавренёва), Гайдай («Гибель эскадры» Корнейчука), Нагульнов («Поднятая целина» по Шолохову), Чугай («Хождение по мукам» по А. Н. Толстому) и др. Государственная премия СССР (1949). Награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Лит.: Тимохин В., Степан Муратов, Саратов, 1955.

Словарь по культурологии:

Павел Павлович Муртов (1881-1950)
писатель, искусствовед, переводчик, издатель. Учился в кадетском корпусе, окончил Петербург. ин-т путей сообщения (1903). С 1906 служил помощником библиотекаря б-ки Моск. ун-та, затем хранителем (до авг. 1914) отд. изящных иск-в и классич. древностей Румянцевского музея. В 1905-06 путешествовал по Англии и Франции, выпустил брошюру “Борьба за избират. права в Англии”, 1906. С 1906 как худож. критик печатается в “Зорях”, “Перевале”, “Утре России”, “Рус. ведомостях”, “Золотом руне”, “Аполлоне”, “Старых годах” и др. Из современников М. наиболее ценил Сезанна и Серова, ученику к-рого посвятил кн. “Николай Павлович Ульянов” (1925. в соавт. с Б.А. Грифцовым). За ст. о Кватроченто, Боттичелли, Понтормо, Пиранези, Добужинском, пейзаже в рус. живописи последовала кн. “Образы Италии” (1911-12, посвящена Б. Зайцеву); это сочинение не систематизатора и гида (М. учтены лит. путешествия по Италии от Гёте, Стендаля, Гоголя до В. Ли, Б. Беренсона, Мережковского – см. Мережковский), а писателя и пассеиста, пробующего возможности некоего промежуточного жанра, совмещающего жизнеописания легендарных личностей с вкусовыми зарисовками. С одной стороны, М. — лирик (итал. прошлое явл. необходимой частью любой совр. души, учащейся ценить красоту), с др., — арбитр вкуса, полагающий, что сила классич. итал. искусства обусловлена синтезом античного и христ. начал, “природной лат. религией”, — символич. активностью, не столько порожденной христианством, сколько освобожденной им и “направленной к цели”. Итал. “любовь к миру” родила важнейший европ. творч. миф — “осязательные формы”, или бессознат. ощущение осязаемого. Одна из центр. фигур итал. искусства — Джотто, видевший “одно человеч. существо” во всех фигурах, наполнявших его фрески, а также всегда трудившийся над воплощением пластич. связей между душой и телом человека.
В февр. 1913 М. входит в комитет первой выставки рус. старины в Москве, становится одним из пионеров расчистки икон в кремлевских соборах, предлагает принципы классификации иконографич. материалов. Для М. икона преимущественновысокое искусство, в ней заключено подобие рус. античного начала, проявился высший художнич. аскетизм, т.к. иконописец обращался к людям на отвлеченном, чистейшем языке форм, линий, красок. Итогом довоен. творчества М. стало издание журн. “София” (1914, № 1-6), где рус. искусство рассматривалось в связи с судьбами европ. цивилизации. Дореволюц. работы принесли М. известность.
В 1914 М. призван в действующую армию, служит на австр. фронте, с 1915 — в Севастополе, где имеет возможность заниматься лит. работой (перевод “Флорентийских живописцев” Беренсона,1923; “Герои и героини”, 1918). Окт. переворот застал М. в Крыму, событий 1917 он не принял. С марта 1918 в Москве избирается в президиум Комитета по охране худож. и научных сокровищ России, публикуется в изданиях антибольшевистской направленности, вместе с Б. Зайцевым, А. Дживелеговым, М. Осоргиным и др. До эмиграции (1922) им написаны “Магич. рассказы” (1922), роман “Эгерия” (Берлин, 1922).
До осени 1923 М. в Германии печатался в “Воле России”, “Беседе”, “Рус. мысли” и др. В 1924 в изд-ве Гржебина вышла окончат. редакция “Образов Италии”, дополненная 3-м т. В Италии М. подготовил том о древнерус. иск-ве, книгу о Беато Анджелико, бывал в Сорренто у Горького, встречался с Вяч. Ивановым. В 1927 М. переехал в Париж; став сотрудником правоцентристской газ. “Возрождение”, занялся полит. журналистикой. В сер. 30-х гг. М. постепенно отошел от журналистики, предпринял путешествие в США и Японию. С нач. Второй мир. войны перебрался в Англию.
В полит. публицистике М. развил образ “рус. европеизма” применительно к идее империалистич. государственности. Империя — высшее достижение европ. культуры, хозяйственно-геогр., культурологич. понятие и символ. Жизненность рус. империализма — в поддержании центростремит. процессов. Это, скорее, самоощущение, органически раскрывающееся в почве, культуре и быте (“народном человеке”), чем разновидность, в т.ч. монархич., идеологии.
В эссе об искусстве (“Анти-искусство”, 1924; “Искусство и народ”, 1924; “Кинематограф”, 1925) М. исследует тему кризиса культуры. Ситуацию совр. Европы он называет “пост-Европой”, оценивает в плане конфликта между “человеком органическим” и “человеком механическим”. Корень кризиса — в утрате искусством чувства пейзажа как связующего звена между рукой художника и его интеллектом. В живописи это — отказ от натюрморта и пейзажа, воплощения европ. природолюбия как почти что религ. сознания. Одна из причин кризиса — триумф науки, к-рая форсирует силы природы, добывает энергии и скорости, делающие нереальными параметры данного в физич. ощущениях мира. Уничтожение пластич. образа мира, или “выпадение из пейзажа”, привело к торжеству в искусстве механич. форм знания (Сюрреализм, театр Мейерхольда), к-рые интересны профессионально, но не способны дать эстетич. наслаждение. Перестройка культуры на механич. лад убивает в творце “народное” (ремесленнич.) начало, притупляет эмоциональность. В “пост-Европе” заявляет о себе “анти-искусство”, к-рое средствами, чуждыми “европ.” искусству, пытается вызвать эмоции, подобные тем, что в прошлом вызывало “искусство”. Функцию “анти-искусства” чаще всего выполняет машина или спорт. Последствия индустриализма, приведшего “народного человека” к новому варварству, все же могут быть, в оценке М., преодолены. Парадоксально, что Массовая культура (в т.ч. кинематограф), к-рая в чем-то моральна и не проникнута ощущением хаоса цивилизации, способна удовлетворять стихийную эстетич. потребность народа, хотя преодоление варварства ради “досуга” и “субботства” может быть весьма длительным.
Соч.: Образы Италии. Т.1-3. М., 1993-94; Искусство и народ // Лит-ра рус. зарубежья: Антология. Т.1. Кн.1. М., 1990.
Лит.: Зайцев Б. Далекое. Вашингтон, 1965; Из истории сотрудничества П.П. Муратова с изд-вом К.Ф. Некрасова // Лица. В. 3; М.; СПб., 1993. Соловьев Ю. П.П. Муратов. Осн. идеи его публицистики 1920-х — нач. 30-х годов // Волшебная гора. М., 1996. № 4.
В.М.Толмачев.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Словарь русских фамилий:

Отчество от мужского личного имени Мурад (араб. murad — "цель, намерение"). Замена конечного звонкого д на глухой т, обязательная в русском произношении, могла произойти еще в тюркских языках, из которых это имя стало известно русским.
• Mypam — тюркское имя, в XV-XVI веках было распространено и среди русских. Происходит от арабского «мурад» — желание, цель. (Ф).

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru