Определение слова «МОСС»

Новейший философский словарь:

МОСС (Mauss) Марсель (1872-1950) — французский социолог и антрополог. Получил философское образование в Бордосском университете. Изучал историю религии, индологию и сравнительную индоевропейскую лингвистику в Высшей школе практических исследований, где возглавил кафедру истории религий «нецивилизованных народов» (1901). Был одним из инициаторов создания Института этнологии при Парижском университете (1925). Профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Участвовал в издании журнала французской социологической школы. После смерти Дюркгейма стал главным редактором II серии журнала (1925-1927) и возглавил группировавшуюся вокруг журнала социологическую школу. В 1924 стал первым президентом Французского института социологии. Научная деятельность М. неразрывно связана с социологической школой Дюркгейма, племянником, учеником и сотрудником которого он был. Сторонник реформистского социологизма, активно занимался политической деятельностью. Большое внимание уделял социологии «первобытных» обществ, совпадающей с его точки зрения, с этнологией. Главная работа М., ставшая классической, — «Очерк о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925) — основана на анализе конкретного этнографического материала (Океания, Австралия, Северная Америка), а также некоторых древних индоевропейских религиозно-правовых систем. На формирование подхода М. к исследованию «дара» повлияли идеи Дюркгейма, Зиммеля, работы Веблена, Боаса, Малиновского. М. рассматривает дар как тотальный социальный факт, пронизывающий все сферы архаических обществ. Дар — элемент тотальных экономических поставок, элемент обмена, постоянно происходящего между сегментированными частями первобытных обществ. В этих обществах обмен происходит не между индивидами, а между группами или между вождями, олицетворяющими группы. Существующая система даров, внешне бескорыстная, имеет скрытый утилитарный характер, более того, она социально нормирована. Правила дарить, принимать и возмещать дары регулируются магическими и религиозными представлениями. Существование систем дарения М. обнаруживает и в более цивилизованных обществах: в правовых законах и религиозных текстах Древнего Рима, Индии, Китая. С т.зр. М., дарение как вид обмена, обязательного для поддержания состояния равновесия (экономического баланса) любого общества, не исчезло и в современном мире. М. обосновывает необходимость изучения «целостного» человека, одновременного рассмотрения социальных, психологических и биологических факторов, что проявляется в его исследованиях социальной обусловленности выражения чувств, физического воздействия социального внушения, традиционных передач техник тела. Механизмы взаимопроникновения и взаимовлияния индивидуального и социального присутствуют в трактовке М. символов как характерной черты социальных фактов. Символы выражают как присутствие группы, так и инстинктивные реакции ее членов, прямые потребности каждого и всех, их взаимные отношения. Идея М. о целостных социальных фактах оказала определенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Благодаря преподавательской деятельности М. было сформировано первое поколение французских полевых этнологов.

Новая философская энциклопедия:

МОСС (Mauss) Марсель (10 мая 1872, Эпиналь – 10 февраля 1950, Париж) – французский социолог и этнограф. Племянник Э.Дюркгейма [ДЮРКГЕЙМ], его ученик. Получил философское образование. Преподавал историю первобытных религий в Практической школе высших исследований. С 1931 – профессор социологии в Коллеж де Франс. Содействовал созданию Института этнологии, принимал самое деятельное участие в подготовке работы Дюркгейма «Самоубийство», а также в издании журнала «Arm sociologique» (1898).
Мосс полагал, что наука об обществе должна носить позитивный характер как в своих методах, так и в результатах. Изучение человеческих обществ включает в себя морфологию, исследующую структурированные человеческие группы; социальную физиологию, направленную на познание социальных представлений и движений; и, наконец, общую социологию, имеющую своим объектом общественные явления в различных аспектах рациональной и межнациональной жизни. Вместе с тем Мосс преодолевает радикальный антипсихологизм Дюркгейма и делает акцент на системно-структурном рассмотрении социальных объектов. Социология, с его точки зрения, должна прояснить социально значимые феномены.
Главным предметом исследования Мосса являются первобытные общества. Он широко пользовался сравнительным методом, который ориентировал на изучение общих типов поведения, позволял выявить их собственную специфику, «архаичные», «первобытные» формы. Мосс радикальным образом порывает с эволюционизмом и приближается к позиции, которая позднее была развита в структурной антропологии. Центральное место в творчестве Мосса занимает его работа «Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах» (1925). На обширном этнографическом материале он показывает, что явление обмена неотделимо от прочих аспектов социальной жизни. В самом предельном своем значении основу обмена составляют не столько материальные блага, сколько символическое содержание, знаки могущества, общности, принадлежности к определенной касте и пр. Так, в «potlatch» индейцев северного побережья Тихого океана и в «kula» меланезийцев можно увидеть обширные системы взаимных обменов, которые носят тотальный характер, являясь одновременно экономическими, религиозными, политическими, юридическими, матримониальными и т.д.
Из понятия тотального социального факта вытекает идея о том, что между различными социальными явлениями устанавливаются отношения взаимных компенсаций и превращений. Так, по Моссу, принцип безличностной сверхъестественной силы «mana» со всеми своими разновидностями у различных народов позволяет понять символизм таких ритуалов, как жертвоприношение и молитва, а большинство религиозных обрядов интерпретировать как символические системы. Для того чтобы понять какой-либо социальный факт, нужно выявить его отношение к другим социальным феноменам в общем и особом контексте. Взгляды Мосса оказали влияние на развитие структурной антропологии К.Леви-Строса.
Сочинения:
1. Oeuvres, t. 1–3. P., 1968–1969;
2. Sociologie et antropologie. P., 1968.
Литература:
1.  Cazeneuve J. Sociologie de M.Mauss. P., 1968;
2. Merlau-Ponty M. De Mauss a Levy-Strauss. – В кн.: Eloge de la philosophie et d’autres essais. P., 1965.
M.M.Федорова

Социологический словарь:

Мосс (Maiiss) Марсель (10.05. 1872, Эпиналь 10.02.1950, Париж) — французский социолог и социальный антрополог, заведовал кафедрой истории религий нецивилизованных народов Высшей школы практических исследований (с 1900), профессор социологии в Коллеж де Франс (с 1931). Образование получил в Бордоском университете. Мосс был племянником, учеником и сотрудником Дюркгейма и принимал активное участие в дюркгеймоаской социальной школе. После смерти основателя школы он руководил ею в качестве главного редактора II серии журнала "L`.Annce sociologiqne" (1925 1927).
В политическом плане Мосс был сторонником реформистского социализма. Будучи в целом последователем Дюркгейма, Мосс тем не менее отказался от антипсихологизма своего учителя, стремясь в своих исследованиях к синтезу социологического и психологического подходов в изучении человека. Он подчеркивал важность исследования "целостного человека" в единстве его социальных, психических и биологических свойств.
В отличие от Дюркгейма, Мосс не был склонен к разработке универсальных теорий, сосредоточившись главным образом на структурно-функциональном и сравнительно-историческом исследованиях конкретных фактов в рамках конкретных социальных систем. Главная работа Мосса, ставшая классической,- "Опыт о даре. Форма и основание обмена в архаических обществах" (1925), в которой он на огромном историко-культурном материале обосновывает ключевое значение даров как универсальной формы обмена до развития товарно-денежных отношений. Дары, по Моссу, формально добровольны, реально обязательны; давать, брать и возвращать дар — что обязанности, нарушение которых влечет за собой социальные санкции. В этом произведении Мосс выдвинул идею "целостных социальных фактов": ориентацию на комплексное исследование фактов и выявление наиболее фундаментальных из них, пронизывающих все стороны социальной жизни и выступающих одновременно как экономические, юридические, религ. и т. д.
Большое научное значение имели и др. исследования Мосса, в частности "О некоторых первобытных формах классификации" (1903, в соавторстве с Дюркгеймом), "Опыт о сезонных вариациях в эскимосских обществах" (1906, при участии А. Беша), "Об одной категории человеческого духа: понятие личности, понятие "я" (1938) и др. В области общей социологической теории идеи Мосса, особенно идея "целостных социальных фактов", оказали олределенное воздействие на труды Гурвича и Леви-Стросса. Работы Мосса и его преподавательская деятельность повлияли на развитие раиличных отраслей социального знания, и частности этнологии, фольклористики, исторической психологии, индологии и др.
Соч.: 1) Manuel d`ethnographie. P., 1947. 2) Sociologie et anthropologie. P., 1950. 3) Oeuvres. Т. 1--3. P., 1968-1969.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru