Определение слова «МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ»

Большой энциклопедический словарь:

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЕТТЫ — см. "Московская оперетта".

Большая советская энциклопедия:

Московский театр оперетты
Открыт в 1927. Основан на базе существовавшего с 1922 трудового коллектива артистов оперетты. Активно работая над созданием советского репертуара, театр поставил: «Женихи» Дунаевского (1927), «Холопка» Стрельникова (1932), «Свадьба в Малиновке» Б. А. Александрова (1937) и др. Во время Великой Отечественной войны 1941—45 часть труппы оставалась в Москве, другая работала в Кузбассе. Среди лучших произведений советских композиторов, поставленных театром: «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955) Дунаевского, «Трембита» (1949), «Поцелуй Чаниты» (1957), «Девичий переполох» (1950, 1971) Милютина, «Самое заветное» Соловьёва-Седова (1952), «Весна поёт» Кабалевского (1957), «Москва, Черёмушки» Шостаковича (1959), «Севастопольский вальс» Листова (1961), «Баранкин, будь человеком» Туликова (1965), «Сто чертей и одна девушка» (1963) и «Белая ночь» (1967) Хренникова, «Конкурс красоты» Долуханяна (1967), «Нет меня счастливее» Эшпая, «МоскваПарижМосква» Мурадели (оба в 1970) и др. Ставятся зарубежные классические и современные оперетты — «Летучая мышь» Штрауса (1947), «Сильва» (1955), «Фиалка Монмартра» (1969) Кальмана, «Весёлая вдова» Легара (1956), «Моя прекрасная леди» Лоу (1965). Значительную роль в становлении театра сыграли актёры Н. М. Бравин, В. С. Володин, Г. М. Ярон, В. И. Алчевский, С. М. Аникеев, Т. Я. Бах, М. И. Днепров, М. А. Качалов, Е. Я. Лебедева, Р. Ф. Лазарева, К. М. Новикова, Н. О. Рубан, А. А. Феона и др., дирижёр Г. А. Столяров, балетмейстер Г. А. Шаховская, художник Г. Л. Кигель и др. Главными режиссёрами были в 1947—53 И. М. Туманов, в 1954—64 В. А. Канделаки. В труппе театра (1974): народные артисты РСФСР О. Н. Власова, Т. И. Шмыга, заслуженные артисты РСФСР А. З. Горелик, А. Г. Котова, К. А. Кузьмина, Н. В. Куралесина, Т. Л. Санина и др. Художественный руководитель (с 1965) — народный артист РСФСР и заслуженный деятель искусств Казахской ССР Г. П. Ансимов.
Лит.: Янковский М., Советский театр оперетты, Л. — М., 1962; Ярон Г., О любимом жанре, 2 изд., М., 1963.
М. С. Клейменова.

Музыкальная энциклопедия:

Первый гос. сов. театр оперетты. Открылся 24 нояб. 1927 в Москве. Основан на базе существовавшего с 1922 трудового коллектива артистов оперетты. Труппу составили артисты: Т. Я. Бах, Е. В. Грановская, В. Р. Лейкина, К. М. Новикова, З. А. Смирнова, В. С. Володин, М. Л. Волховской, М. И. Днепров, Т. К. Дунаев и др., зав. художеств. частью — Г. М. Ярон. Театр ставил перед собой задачу насыщения оперетты новым социальным содержанием, утверждение положительного совр. героя и, гл. обр., освоение сов. тематики. Здесь были поставлены первые сов. оперетты: "Женихи" (1927), "Золотая долина" (1938) Дунаевского, "Холопка" (1932) Стрельникова, "Свадьба в Малиновке" Б. А. Александрова (1937) и др. Новое решение искали режиссёры в пост. заруб. классич. оперетт — "Роз-Мари" Фримля и Стотхарта (1928), "Летучая мышь" Штрауса (1933), "Фиалка Монмартра" (1933), "Сильва" (1941) Кальмана и др. В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 часть труппы т-ра работала в Кузбассе, часть оставалась в Москве. Были пост. "Девушка из Барселоны" Б. А. Александрова, "Табачный капитан" Щербачёва (обе в 1942) и др. В 1947-53 гл. режиссёр т-ра — И. М. Туманов. Были осуществлены спектакли "Вольный ветер" Дунаевского (1947), "Акулина" Ковнера (1949), "Трембита" (1949), "Первая любовь" (1953) Милютина, "Самое заветное" Соловьёва-Седого (1952). Для этих постановок характерно стремление к созданию актёрского ансамбля. В 1954-64 гл. режиссёр театра — В. А. Канделаки, спектакли к-рого отличали яркие актёрские работы. В разные годы в т-ре работали актёры: С. М. Вермель, Р. Ф. Лазарева, С. Петрова, E. P. Савицкая, А. Г. Цензор, С. М. Аникеев, В. И. Алчевский, Н. М. Бравин, И. И. Гедройц, М. А. Качалов, А. А. Феона, Н. О. Рубан, В. Я. Хенкин. В 50-60-е гг. поставлены спектакли: "Белая акация" Дунаевского (1955), "Поцелуй Чаниты" (1957), "Фонари-фонарики" (1958), "Цирк зажигает огни" (1960) Милютина и др. В 60-е гг. труппа т-ра пополнилась артистич. молодёжью. В 1964-75 худ. рук. т-ра — нар. арт. РСФСР Г. П. Ансимов. Лучшие спектакли т-ра 60-70-х гг. — "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Девушка с голубыми глазами" Мурадели (1966), "Конкурс красоты" Долуханяна (1967), "Белая ночь" Хренникова (1967), "Нет меня счастливее" Эшпая (1970), "Девичий переполох" Милютина (1971) — отличает глубокая разработка характеров действующих лиц, яркая жизнерадостность, театральность. Ставятся классич. и совр. произв. зарубежных композиторов: "Граф Люксембург" (1960), "Весёлая вдова" (1966) Легара, "Марица" Кальмана (1963), "Моя прекрасная леди" Лоу (1965) и др.
В труппе театра (1976): нар. арт. РСФСР О. Н. Власова, Т. И. Шмыга. засл. арт. РСФСР Г. В. Васильев, С. М. Варгузова, Н. В. Куралесина, Т. Л. Санина, Ю. Н. Богданов, А. З. Горелик, А. В. Пиневич, H. К. Каширский, актеры В. Ф. Шишкин, В. М. Богачёв и др.
Литература: Луначарский А. В., Эхо Октября в театре, "Вечерняя Москва", 1928, No 112; Янковский М., Советский театр оперетты, Л.-М., 1962; Ярон Г., О любимом жанре, М., 1963.
M. H. Белых.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru