Определение слова «МОРОЗОВА»

Большой энциклопедический словарь:

МОРОЗОВА (Соковнина) Феодосия Прокопиевна (1632-75) — боярыня, старообрядка ("раскольница"). Состояла в переписке с Аввакумом, оказывала помощь его семье. Вопреки угрозам и пыткам осталась верной расколу. Арестована в 1671, умерла в заточении в Боровске. Ей посвящена картина В. И. Сурикова.

Большая советская энциклопедия:

Морозова
Феодосия Прокофьевна [1632, Москва, — 2(12).11.1675, Боровск], деятельница русского Раскола, сподвижница протопопа Аввакума, боярыня. Дочь окольничего П. Ф. Соковнина, родственника М. И. Милославской, жены царя Алексея Михайловича (См. Алексей Михайлович). В 1649 выдана замуж за боярина Г. И. Морозова, брата Б. И. Морозова. Овдовела в 1662. Около 1670 тайно постриглась в монахини под именем Феодоры. За принадлежность к старой вере, «противление» царю и патриарху арестована в ночь на 16 ноября 1671; огромное состояние М. было конфисковано. Зимой 1673 вместе с сестрой — княгиней Е. П. Урусовой и женой стрелецкого полковника М. Г. Даниловой подвергнута пыткам. Позднее М. вместе с «союзницами» была отправлена в Боровск, где её уморили голодом в земляной тюрьме. На смерть М. один из руководителей старообрядчества протопоп Аввакум написал прочувствованное «О трёх исповедницах слово плачевное». В конце 70-х гг. 17 в. о жизни М. была написана «Повесть», автор которой — аноним, тайно посетивший М. в боровском заключении. М. посвящены рисунки и картины В. И. Сурикова, В. Г. Перова, А. Д. Литовченко, К. В. Лебедева и других художников.
Лит.: Тихонравов Н. С., Боярыня Морозова. Эпизод из истории русского раскола, «Русский вестник», 1865, т. 59, № 9; Забелин И. Е., Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетии, 3 изд., М., 1901; Мазунин А. И., Повесть о боярыне Морозовой (памятник русской литературы XVII в.), Л., 1965 (автореферат дисс.).
А. И. Мазунин.

Советская историческая энциклопедия:

(урожденная Соковнина), Феодосия Прокопиевна (ум. 2.XI.1675) — боярыня, жена Г. И. Морозова, брата Б. И. Морозова. М. стала ярой сторонницей Аввакума и старообрядцев. Перестроив домашний уклад своей жизни по монастырскому образу, она наполнила дом нищими и монахами, сделала его убежищем для всех гонимых за "старую веру". Возвратившись в 1664 из ссылки, Аввакум жил у М. После вторичной ссылки Аввакума переписывалась с ним. Конфликт с официальной церковью знатной и приближенной ко двору боярыни привлекал к себе внимание широких кругов общества, что обеспокоило высшее духовенство и царя. После того как на нее не подействовали уговоры, она подверглась преследованиям. В 1666 у М. были отобраны вотчины, но благодаря заступничеству царицы были возвращены ей. В кон. 1671 М. и ее сестра — кн. Е. П. Урусова, тоже сторонница раскола, были арестованы. Упорства М. не сломили ни уговоры патриарха и др. архиереев, ни жестокие пытки, ни окончат. конфискация всех ее огромных богатств. В 1673 М., вместе с Е. П. Урусовой и М. Г. Даниловой, была перевезена в Боровский монастырь и посажена в земляную тюрьму, где и умерла, не изменив своим убеждениям.
=====
Лит.: Тихонравов Н., Боярыня Морозова, "Рус. вестник", 1865, (т. 59), No 9.
=====
В. С. Шульгин. Москва.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru