Определение слова «МЭН-ЦЗЫ»

Большой энциклопедический словарь:

МЭН-ЦЗЫ (ок. 372-289 до н. э.) — древнекитайский философ, последователь Конфуция. Взгляды Мэн-цзы изложены в книге "Мэн-цзы". Сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых.

Большая биографическая энциклопедия:

Мэн-цзы
(около 372 — 289 до н. э.), древнекитайский философ, последователь Конфуция. В книге «Мэн-цзы» сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых.

Большая советская энциклопедия:

Мэн-цзы
Мэн Кэ (около 372 — 289 до н. э.), древнекитайский философ, один из самых активных последователей Конфуция (См. Конфуций). Родился в области Цзоу царства Лу (на территории современной провинции Шаньдун). Учился у учеников Конфуция. Стремясь ослабить борьбу между широкими слоями общества и наследственной аристократией, М.-ц., как идеолог, отражавший её интересы, создал теорию так называемого гуманного управления народом, призывал к восстановлению системы «цзин тянь» (системы так называемых колодезных — равновеликих полей; в основе её лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян), критиковал основные положения школы легистов (Фацзя). Развивая положение Конфуция о превосходстве «благородных мужей» (цзюнь цзы) над «простолюдинами» (сяожень), М.-ц. сформулировал тезис о незыблемости деления людей на правящих и управляемых, ставший с этого времени важнейшим принципом конфуцианской теории. М.-ц. излагал свои взгляды в беседах с правителями царств и учениками. М.-ц. посетил царства Ци, Тэн, Сун, Лян и др. В Ци он занимал некоторое время должность советника. Умер в царстве Лу. Высказывания и беседы М.-ц. были записаны его учениками Гунсунь Чоу, Вань Чжанем и др. Основной текст одноимённого памятника «Мэн-цзы» датируется не позднее 3 в. до н. э.
Источн.: Мэн-цзы, в кн.: Чжуцзы цзичэн (Собрание произведений древних мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, пер. с китайского, СПБ, 1904; «Мэн-цзы», в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972 (перевод Л. И. Думана); Legge J., The works of Mencius, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895; Wilhelm R., Mong Dsi (Mong Ko), Jena, 1916; The book of Mencius, L., 1942.
Лит.: Буров В. Г. и Титаренко М. Л., Философия древнего Китая, в кн.: Древнекитайская философия, т. 1, М., 1972; Быков Ф. С., Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае, М., 1966; Yan Cho-Ying, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.
Л. С. Переломов.

Советская историческая энциклопедия:

(ок. 372-289 до н. э.) — др.-кит. мыслитель, последователь Конфуция в области политики и этики. Уроженец царства Цзоу. Жил в столицах гос-в Ци и Лян. М.-ц. считал, что путь к образцовому управлению народом лежит через самоусовершенствование личности. Развивая идеалистич. тезис конфуцианства о том, что правитель управляет народом по воле неба, М.-ц. признавал возможность свержения его, если народ не приемлет правителя (что означает, по М.-ц., утрату правителем повеления неба). Однако свергнуть правителя должен не народ, а знать. Призывая к гуманному управлению, М.-ц. советовал правителям соблюдать умеренность в расходах и улучшать благосостояние народа, умирающего от голода и болезней. Он доказывал, что добрый правитель завоюет симпатии народа всей Поднебесной (т. е. всех гос-в тогдашнего Китая), что без войны ему удастся объединить ее под своей властью. М.-ц. оправдывал клас. гнет, считая, что деление общества на людей умств. труда и людей физич. труда и то, что первые управляют вторыми и живут за их счет, а вторые находятся в подчинении у первых и кормят их, — отвечает принципам разделения труда и является "всеобщим законом справедливости". М.-ц. выдвинул, исходя из общинных традиций, утопич. для его времени систему "колодезных" (или "квадратных") полей (цзин тянь), в основе к-рой лежала идея равномерного распределения земли среди крестьян, пропагандировал "умеренную налоговую политику" (умеренным обложением М.-ц. считал десятину).
=====
М.-ц. занял особое место в истории конфуцианства, он пошел дальше своего учителя, в особенности в своих социологич. взглядах. Нек-рые стороны его политич. мировоззрения носили прогрессивный, демократич. характер. Они оказали большое влияние на последующее развитие обществ. мысли Др. Китая. Демократич. стороны мировоззрения М.-ц. нек-рыми исследователями противопоставляются концеп- циям др.-кит. школы законников (фацзя), представлявшей интересы деспотии (см. В. А. Рубин, рец. на кн. Б. Уотсон, Ранняя кит. лит-ра, "НАиА", 1965, No 6).
=====
Взгляды М.-ц. изложены в трактате, носящем его имя, где записаны беседы М.-ц. с современниками и учениками. Аутентичность этого памятника в наст. время общепризнана.
=====
Источн.: Мэн-цзы чжэнъи (М.-ц. с комментариями), в кн.: Чжуцзы цзичен (Избр. произв. др.-кит. мыслителей), т. 1-2, Пекин, 1962; Попов П. С., Китайский философ Мэн-цзы, СПБ, 1904: The works of Mencius tr. by J. Legge, в кн.: The Chinese classics, v. 2, Oxf., 1895.
=====
Лит.: Васильев Л. С., Проблема цзин тянь, в сб.: Китай. Япония. К 70-летию академика Н. И. Конрада, М., 1961; Fung Ju-Lan, A history of Chinese philosophy, v. 1, Princepton, 1952; Juan Chaucer, La philosophie morale et politique de Mencius, P., 1927.
=====
Л. И. Думан. Москва.

Новая философская энциклопедия:

МЭН-ЦЗЫ (Мэн Кэ, Мэн Цзы-юй) [около 372 до н.э., царство Цзоу (ныне провинция Шаньдун) –289 до н.э.] – философ, политик, педагог, второй после Конфуция идеолог раннего конфуцианства [КОНФУЦИАНСТВО](получил титул «Второго совершенномудрого» – «Я шэн»).
Происходил из рода крупного сановника царства Лу. Получил хорошее образование у учеников внука Конфуция Цзы Сы. Много странствовал в надежде добиться понимания у правителей царств и осуществить свои взгляды на практике. Проповедовал свое учение в Академии «Цзися». Политическая карьера Мэн-цзы оказалась неудачной: ему удалось лишь однажды занять пост советника (319–301 до н.э.). Вернувшись на родину, занялся педагогической деятельностью. Беседы Мэн-цзы с учениками легли в основу составленного ими памятника «Мэн-цзы».
Взгляды Мэн-цзы составили впоследствии основу конфуцианской концепции политического управления обществом, в которую он ввел экономические и философские компоненты. Центральным моментом его учения являлась идея «человеколюбивого правления» («жэнь чжэн»), имевшая три аспекта. Во-первых, разделение всех жителей Поднебесной на «управляющих» «благородных мужей» («цзюнь-цзы») и «управляемых» простолюдинов («шу минь»). «Те, кто напрягают свой ум, управляют людьми. Те, кто напрягают свои мускулы, управляются (другими). Управляемые содержат тех, кто ими управляет... Такова общая для всех справедливость в Поднебесной» («Мэн-цзы»). Во-вторых, необходимость заботы о народе со стороны правителей, обусловленной тем, что «народ является главным (в Поднебесной), за ним следуют духи Земли и злаков, а государь уступает им всем по значимости». «Человеколюбивое правление» включало в себя «размежевание полей»наделение земледельцев равными наделами и обеспечение их «постоянным занятием и имуществом» как условие воспитания у народа «добрых чувств»; внедрение системы «колодезных полей», согласно которой крестьяне обязаны были сначала обрабатывать «общее поле» («поле князя»), а затем – собственные наделы и платить с них налога. В-третьих, учреждение системы образования народа, целью которой было призрение немощных и нравственное воспитание подданных.
Концепция Мэн-цзы о врожденной «доброй природе» человека стала основой этической системы конфуцианства. Согласно этой концепции, человеку изначально присущи «четыре добродетели» (см. Сы дэ [СЫ ДЭ]):человеколюбие, чувство долга, благопристойность и мудрость. Человек наделен также врожденным «знанием блага» (см. Лян чжи [ЛЯН ЧЖИ])и врожденными «благими способностями», которые позволяют ему «познать Небо и его веления», добиться слияния воедино Неба и человека, «охватить сердцем-разумом всю тьму вещей». Мэн-цзы считал Небо (см. Тянь [ТЯНЬ])– верховное одухотворенное начало всего сущего – обладателем нравственного совершенства, или «искренностью», «истинностью» (см. Чэн [ЧЭН]). «Искренность – путь Неба, размышления об искренности – путь человека» («Мэн-цзы»). Т.о., понятие нравственности приобретало онтологический смысл.
Мэн-цзы впервые в конфуцианской философии поставил вопрос о соотношении чувственного и рационального начал. Первенство он отдавал «сердцу» (синь, в данном случае – орган мышления, «разум»), считая функцию органов чувств второстепенной, «зависящей от вещей». Лишь «сердце-разум» способно познать принцип вещей, в то время как органы чувств «отражают» вещи. Энергетическое начало в человеке – ци-пневму – Мэн-цзы рассматривал как второстепенное по отношению к «воле»: «Воля руководит ци, а ци наполняет тело».
«Мэн-цзы» впоследствии вошло в состав конфуцианского «Четверокнижия».
Сочинения:
1. Мэн-цзы чжэн и («Мэн-цзы» в правильном толковании). – В кн.: Чжу цзы цзи чэн, т. 1. Шанхай, 1935;
2. «Мэн-цзы». – В кн.: Древнекитайская философия, т. 1. М., 1972;
3. The Book of Mencius. – В кн.: A Source Book in Chinese Philosophy, transl. and compiled by Wing-tsit Chan. Princeton, 1973.
Литература:
1. Быков Ф.С. Зарождение политической и философской мысли в Китае. М., 1966.
В.Ф.Феоктистов

Краткий религиозный словарь:

Трактат древне-китайского философа Мэн-цзы, представителя конфуцианства. Является заключительным трактатом Тринадцатикнижия, являющегося конфуцианским каноном. Трактат составлен, видимо, после смерти Мэн-цзы его учениками и основан на его высказываниях, фактов его жизни и жизни политических деятелей. Трактат состоит из семи глав, каждая из которых разделена на две части

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

(Meng-tseu, Mencius) — под этим именем известен в китайской литературе автор последнего из четырех сочинений, входящих в состав конфуцианского Четверокнижия. Скудость и тенденциозность биографических сведений о нем дали некоторым ученым повод, не без основания, считать это имя псевдонимом. Предполагается, что М.-цзы, или М.-кэ (М. — фамилия, Кэ — имя), род. в уделе Лу, недалеко от места рождения Конфуция, в 371 г. до Р. Хр., и умер в 288 г.; часть своей жизни он, подобно Конфуцию, провел в странствованиях из удела в удел. По китайскому обычаю того времени, именем (или псевдонимом) автора названо и само сочинение, разделенное на 7 глав и представляющее ряд бесед М. с различными лицами по разнообразным вопросам. В этом соч. М., поставляемый теперь в качестве конфуцианского святого мужа непосредственно после Конфуция, является ревностным пропагатором практического осуществления в государстве конфуцианской доктрины. Некоторые беседы М. носят характер прямых и очень резких обличений; любимые его темы — управление и народное благосостояние. Сочинение М. неоднократно переводилось на европейские языки, напр. St. Julien, Pauthier и Legge. Изложение системы М. дали Fabe и отчасти Biot.
А. О. И.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru