Определение слова «ме»

Толковый словарь Ушакова:

МЕ, в выражении: ни бе ни ме, см. бэ.

Толковый словарь Кузнецова:

МЕ межд. Употр. для обозначения крика козы или овцы.
Ни бе ни ме (ни кукареку) (см. Бе).

Малый академический словарь:


- ни бе ни ме (ни кукареку)

Мифологическая энциклопедия:

(шумер., этимология неясна, значение, возможно, близко глаголу «быть», тогда слово надо переводить как «сущности», «сути»)
в шумерской мифологии могущественные божественные таинственные силы, управляющие миром, всеми божественными и земными институтами. Считалось, что силами М. могли обладать города и храмы, они могли покидать их обладателя, воплощаться в предметном виде, сохраняя при этом свои незримые свойства, что позволило высказать предположение о тотемном генезисе этого понятия (немецкий исследователь К. Оберхубер). Один из главных мифов, дающих ключ к пониманию значения М., — миф о похищении богиней Инанной у бога мудрости Энки божественных сил М., хранившихся в Абзу. Инанна, желая облагодетельствовать свой город Урук, на пиру похищает М. у захмелевшего Энки. В мифе дается перечень М., которые, по этому мифу, представляют своеобразный каталог культуры древней цивилизации, — олицетворяют жреческие и царские функции (одновременно и знаки власти), моральные установления и антиподы их, сексуальные понятия, искусства и. ремесла и т. д.С обретением божественных сил М., вероятно, были связаны какие-то обряды надевания одежд, украшений, явно имевшие магическое значение (в мифе о нисхождении Инанны в преисподнюю она снимает в каждых из семи ворот преисподней свои одежды и украшения, что лишает ее магической силы и делает беспомощной). М. — обязательный атрибут богов, причем каждый бог обладает им в разной мере; например, ан и Энлиль — боги, которые чаще всего наделяли этой силой других богов. Но сохранились косвенные свидетельства об архаичном боге Энмешарре — «господине всех ме», который «передал Ану и Энлилю свое господство». Существовали М. подземного мира — установления, которые нельзя было изменить и которым должны были подчиняться все обитатели подземного мира.С М. в какой-то мере связано (и, возможно, развилось из него) аккадское представление о таблицах судеб. Таблицы судеб определяли движение мира и мировых событий, обладание ими обеспечивало мировое господство или подтверждало его (в аккадской космогонической поэме «Энума элиш» ими первоначально владела Тиамат, затем Кингу и, наконец, Мар-дук). Известен аккадский миф о похищении таблиц судеб у Энлиля птицей Анзу (Анзуд), которые затем отнимает у нее Нинурта (Нингирсу). Но полной идентичности понятий М. и таблицы судеб не было.Лит.: Castellino G., II concetto sumerico di me nella sua accezione concreta, •Studia biblica et orientalia.. 1959, N 3, p. 25- 32; Landsberger В., Die Eigenbegrlfflich-keit der babylonischen Welt, Darmstadt, 1974;Oberhuber K., Der numlnose Begriff ME im Sumerischen, Insbruck, 1963; Flugge G., Der Mythos «Inanna und Enki» unter besonderer Beracksichtigung der Liste der me. Mnch., 1973. В. К. Афанасьева.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
ме, межд.; ни бе ни ме

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru