Определение слова «Маурер»

Большая советская энциклопедия:

I
Маурер (Maurer)
Георг (родился 11.3.1907, Трансильвания), немецкий поэт (ГДР). Сын учителя. В 1926 переехал в Германию; до 1932 в Лейпциге и Берлине изучал историю искусств, германистику и философию. Сборники стихов «Вечные голоса» (1936) и «Песнопения времени» (1948) отмечены тяготением к христианским образам и мотивам. Социалистические преобразования в ГДР определили новый этап в творчестве М., отразивший переход поэта от идеализма к материалистическому сознанию: сборники «Сорок два сонета» (1953) и «Стихии» (1955), книга критических статей «Поэт и его время» (1956). Получили общественное признание эпический цикл М. «Поэтическое путешествие» (1959) и сборники стихов «Вариации» (1965), «Образы любви» (1964), «Круги» (1970). Переводит на немецкий язык произведения румынских писателей 19—20 веков, автор сборника литературно-критического эссе «Мир лирики» (1965). Премия имени И. Бехера (1961). Национальная премия ГДР (1965).
Соч.: Dreistrophenkalender, Halle/S., 1961; Im Blick der Uralten. Ein Zykius, Lpz., 1965; в русском переводе, в сборнике: Поднимаясь к новой жизни, М., 1954; Немецкая поэзия 1954—1959, М., 1960.
Лит.: Pschel U., Dichtung und Begriff, «Neue Deutsche Literatur», 1965, № 2.
С. В. Рожновский.
II
Маурер (Maurer)
Георг Людвиг фон (2.11.1790, Эрпольцхейм, близ Дюркхейма, — 9.5.1872, Мюнхен), немецкий историк, создатель марковой, или общинной теории (См. Общинная теория). Профессор права в Мюнхенском университете (с 1826). Занимал высшие посты в судебном ведомстве в Баварии. В 1832—34 — один из регентов при греческом короле Оттоне Баварском. В феврале — ноябре 1847 был фактически главой баварского правительства (занимая посты министра иностранных дел и юстиции). Член баварского Государственного совета. Политические симпатии М. были на стороне конституционной монархии, которая должна была основываться, по мнению М., на исконных для германцев общинных принципах.
Согласно концепции М., исходным пунктом истории немецкого народа был социальный порядок, при котором господствовали коллективная собственность на землю и совместная её обработка, отсутствовало государство, а функции управления общественными делами осуществлялись Марковыми (общинными) организациями, основанными на равенстве и равноправии всех свободных людей. Со времени крушения Римской империи и передвижения германских племён совершался переход к постоянной обработке отдельными семьями выделенных в их пользование участков общинной земли, постепенно превращавшихся в собственность этих семей. При этом марковые организации сохраняли верховную собственность над всей землёй. В процессе социальной дифференциации свободных общинников развивалась вотчина, постепенно поглощавшая наделы простых свободных людей, терявших и личную свободу. Отмечая активное содействие росту вотчин со стороны королевской власти, М. в то же время усматривал в ней естественную союзницу свободных общин. Лишь со времени разрушения этого союза вотчина окончательно подчинила общину-марку, а германские короли утратили свою социальную опору.
Основоположники марксизма указывали на большое научное значение доказательства М. положения о господстве у германцев на заре исторического развития общинной организации и коллективной собственности на землю. Они отмечали и слабые стороны его метода: смешение исторических свидетельств разных эпох, недооценку роли насилия в истории и др.
Соч.: Geschichte der Markenverfassung in Deutschland, Eriangen, 1856; Geschichte der Fronhfe, der Bauernhfe und der Hofverfassung in Deutschland, Bd 1—4, Eriangen, 1862—63; в русском переводе — Введение в историю общинного, подворного, сельского и городского устройства и общественной власти, М., 1880.
Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 19, с. 320—45, 403, 417; т. 21, с. 96, 140; т. 32, с. 36—38, 41, 43; т. 35, с. 105—107, 308, 349, 379; Данилов А. И., Проблемы аграрной истории раннего средневековья в немецкой историографии конца XIX — начала XX в., [М., 1958].
А. И. Данилов.
III
Маурер (Maurer)
Йон Георге (родился 23.9.1902, Бухарест), политический и государственный деятель СРР, действительный член Академии СРР (1955), Герой Социалистического Труда СРР (1962), Герой СРР (1972). Родился в семье учителя. Окончил юридический факультет Бухарестского университета. В 1936 вступил в компартию Румынии (КПР). В 1941—1943 находился в заключении в концлагере. После освобождения Румынии от фашистских захватчиков (август 1944) заместитель министра путей сообщения и общественных работ (1945—1946), генеральный секретарь Высшего экономического совета, в 1946—47 заместитель министра национальной экономики. В 1948 избран членом ЦК КПР. В 1957—58 министр иностранных дел, в 1958—61 председатель Президиума Великого национального собрания. В 1960—65 член Политбюро ЦК Румынской рабочей партии, с июля 1965 член Исполкома и Постоянного президиума ЦК Румынской коммунистической партии. С марта 1961 председатель Совета Министров.

Й. Г. Маурер.

Музыкальная энциклопедия:

Семья музыкантов, работавших в России. Людвиг Вильгельм М. (8 II 1789, Потсдам — 13 (25) X 1878, Петербург)скрипач, композитор и дирижёр. По национальности немец. Ученик К. Хака. Играл в придв. оркестре в Берлине (1802-06), работал в Риге (1807). Концертировал в Петербурге, Москве, где до 1817 состоял капельмейстером крепостного оркестра В. А. Всеволожского. В 1818-20 гастролировал в Германии и Франции. С 1821 композитор и капельмейстер имп. т-ров в Петербурге, с 1832 также рук. оркестра Всеволожского. С 1835 возглавлял оркестр франц. т-ра в Петербурге, устраивал симф. концерты (для состава этого оркестра сделал перелож. симфоний И. Гайдна, В. А. Моцарта и др.). Одноврем. дирижировал концертами Филармонич. об-ва, Конц. об-ва, выступал как солист (в 1834 первым исполнил в России скр. концерт Бетховена), преподавал (среди его учеников — А. Н. Верстовский). В 1845-50 работал в Дрездене. В 1851-62 был инспектором петерб. имп. театр. оркестров. Разностороннюю деятельность М. высоко ценили М. И. Глинка, А. Н. Серов, В. В. Стасов, В. Ф. Одоевский, причислявший его "к лучшим капельмейстерам Европы". Был мастером водевильной музыки, муз. шутки, куплета. Орк., камерно-инстр. и скр. произв. М. мало индивидуальны по стилю, наибольший интерес представляют 8 концертов для скрипки с оркестром, а также концерт для 4 скрипок (1838). Популярностью пользовалась "Татарская песня" (сл. А. С. Пушкина).
Сочинения: опера — Алонзо, или Ревнивый любовник (1828, Петербург); балеты — Шотландцы (1836, там же), Тень (1839, там же); оперы-водевили — Два вора (1818), Карантин (совм. с А. Н. Верстовским, 1820), Суженого конём не объедешь, или Нет худа без добра (1821), Новая шалость, или Театральное сражение (совм. с А. А. Алябьевым и Верстовским, 1822), Новый Парис (совм. с Верстовским, 1822), Муж и жена (совм. с Алябьевым, Верстовским, Ф. Е. Шольцем, 1830) и др.; конц. увертюры; камерно-инстр. ансамбли — дуэты, струн. трио, Ноктюрн для 4 влч.; произв. для флейты, гобоя; песни; театр. музыка и др.
Сыновья М.: Всеволод Васильевич М. (27 III 1819, Потсдам — 22 VII (3 VIII) 1892, Петербург) — скрипач. Учился у отца. С детских лет выступал в концертах. Был участником квартета А. Ф. Львова. В 1835-85 первый скрипач оркестра франц. т-ра в Петербурге. Преподавал в Придв. певч. капелле. Александр Васильевич М. (гг. рожд. и смерти неизв.) — виолончелист. Выступал в концертах как солист, а также вместе с отцом и братом. Играл в оркестре франц. т-ра. В 1849-58 преподавал в Петерб. театр. уч-ще.
Литература: Серов А. Н., Критические статьи, т. 1, 4, СПБ, 1892, 1895; Стасов В. В., Собр. соч., т. 3, СПБ, 1894; Глинка М., Литературное наследие, т. 1-2, Л.- М., 1952-53; Одоевский В. Ф., Музыкально-литературное наследие, М., 1956; Штейнпресс Б., Страницы из жизни А. А. Алябьева, М., 1956; Wasielewsky W. J., Die Violine und ihre Meister, Lpz., 1920.
И. M. Ямпольский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru