Определение слова «марат»

Большая советская энциклопедия:

Марат
(Marat)
Жан Поль (24.5.1743, Будри, Швейцария, — 13.7.1793, Париж), деятель Великой французской революции, учёный, публицист. Поселился во Франции шестнадцати лет, до 1765 изучал естественные и философские науки в Бордо, Париже. Испытал идейное воздействие просветителей, главным образом — Ж. Ж. Руссо и Ш. Л. Монтескье. В 1765 переехал в Великобританию, где занимался естественными науками и медициной, имел врачебную практику. В 1769 вышла книга М. «Об одной глазной болезни», затем были опубликованы другие его работы по медицине и физике. В 1775 Эдинбургский университет присудил М. учёную степень доктора медицины. В том же году в Амстердаме появилась научно-философская работа М. «О человеке...», встреченная отрицательно Вольтером и Д. Дидро за её антиматериалистическую направленность. В 1774 было издано анонимно (на английском языке) первое политическое сочинение М. «Цепи рабства», трактующее вопросы борьбы с феодально-абсолютистским строем, доказывающее неизбежность революции и ставящее конкретные вопросы революционной борьбы. Эти передовые идеи развиты М. в изданном в 1780 в Невшателе политико-юридическом произведении «План уголовного законодательства». С 1776 М. жил в Париже, где снискал известность врачебной практикой, а также научными исследованиями по физике.
С началом революции М. оставил научные занятия, посвятив себя служению восставшему народу. В брошюрах 1789 «Дар отечеству» и «Дополнения» он развивал мысль о необходимости объединения всех общественных прогрессивных сил для борьбы против абсолютизма. С сентября 1789 издавал газету «Друг народа», получившую популярность как боевой орган революционной демократии. На страницах газеты последовательно отстаивал задачи развития революции, срывая маски с тех, кто под прикрытием лживых и лицемерных фраз стремился затормозить её дальнейший ход. М. предсказывал измену революции со стороны Ж. Неккера, О. Мирабо, затем М. Ж. Лафайета и вёл против них непримиримую борьбу в ту пору, когда они ещё были в зените славы. С такой же решительностью позднее он обличал двоедушие и половинчатость политики жирондистов (См. Жирондисты), приведшие их, в конце концов, на позиции, враждебные революции. Преследования властей, травля со стороны политических противников вынудили М. в январе 1790 уехать в Великобританию; вернувшись в мае того же года, скрывался, издавал газету в подполье (в декабре 1791 — апреле 1792 он снова находился в Великобритании).
Уделяя преимущественное внимание политическим вопросам, М. разрабатывал также и социальные проблемы революции, твёрдо и последовательно защищая интересы народа и его беднейших слоев. Этим он завоевал огромную популярность в массах. В 1792 был избран в Конвент. Стремясь к консолидации всех революционных сил для победы над интервентами, М. переименовал газету «Друг народа» в «Газету Французской республики» («Journal de la Rpublique franaise»), провозгласив в ней новый курсзабвение партийных разногласий и объединение всех сил во имя спасения республики. Однако жирондисты не приняли его предложения. В апреле 1793 М. (вопреки праву неприкосновенности его как депутата), согласно постановлению Конвента, которого добились жирондисты, был арестован и предан суду Революционного трибунала; однако был оправдан и с триумфом возвращен народом в Конвент. М. и М. Робеспьер, возглавлявшие якобинцев (См. Якобинцы), руководили подготовкой народного восстания 31 мая — 2 июня 1793, свергнувшего власть Жиронды. Тяжёлая болезнь помешала М. активно участвовать в деятельности Конвента после установления якобинской диктатуры (См. Якобинская диктатура). Однако больной М. продолжал выпускать свою газету. Был убит Ш. Корде. Похороны М. превратились в грандиозную политическую манифестацию.
Соч.: Les pamphlets. P., 1911; в русском переводе — Избранные произведения, т. 1—3, М., 1956; Письма 1776—1793, М., 1923.
Лит.: Фридлянд Ц., Ж. П. Марат и гражданская война XVIII в., 2 изд., М., 1959; Манфред А. З., Марат, М., 1962; Chevremont F., J. P. Marat, v. 1—2, P., 1880; Massin J., Marat, P., 1960.
А. З. Манфред.

Ж. П. Марат. Портрет работы Ж. Боз. Музей Карнавале. Париж.

Энциклопедия литературных героев:

МАРАТ (нем. Marat) — герой пьесы немецкого драматурга П.Вайса «Марат/Сад» (1964; полное название«Преследование и убийство Жана-Поля Марата, представленное артиотческой труппой психиатрической лечебницы в Шарантоне под руководством господина де Сада»). Прототип героя — Жан-Поль Марат (1743-1793), деятель французской революции. Он учился во Франции и Англии, с 1776 года в Париже снискал себе известность врачебной практикой и, по легенде, начал посылать во Французскую академию чертежи вечного двигателя, которые ему возвращали назад. В 1789 году примкнул к революционному движению и стал издавать газету «Друг народа». Марат расправился и с теми учеными, которые возвращали ему его чертежи, и со многими другими, которых считал противниками революции. В своей деятельности он опирался на неуправляемую, стихийную волю масс и сознательно подогревал в народе жестокие бунтарские настроения. Был сторонником казней и террора. В 1793 году вместе с Робеспьером организовал восстание, свергнувшее жиронду, но не успел принять участие в якобинской диктатуре, потому что заболел. Все его тело покрылось зудящими лишаями, и он вынужден был почти все время проводить в ванне, где и писал свои труды. 13 июля 1793 года, накануне 4-й годовщины взятия Бастилии, был убит Шарлоттой Корде ударом кинжала в сердце.
Эта история легла в основу пьесы Вайса, воспользовавшегося фактами биографии сразу двух исторических личностей — революционера Марата и писателя де Сада. Вайс использует прием «театра в театре», привнося в свое произведение дух площадного представления. Художественная стилистика драмы складывается из элементов «театра абсурда», «театра жестокости», «документального театра». «Марат/Сад» шокирует и формой, и содержанием, и языком, весьма непристойным. Образ М. противоречив. Критикам он представлялся заключенным в больницу-тюрьму борцом за свободу. Его революционные монологи рассматривались как героические призывы к неповиновению и действию. Но М. и де Сад становятся своего рода двойниками: маркиз создал теорию насилия, М. применил ее на практике. В пьесе М. и его единомышленник Жак Ру — неисправимые «хроники»: первый, жалкое создание, лечится в ванне от лишаев и, преисполненный сознанием собственного величия, строчит параноические трактаты об отмщении; второй выкрикивает слова из этих трактатов, будучи одетым в смирительную рубашку. М. не похож ни на мученика, ни на героя. Его образ оттеняет трагическая фигура Шарлотты Корде, которую в представлении изображает сонная, уморенная лекарствами женщина. Именно ей автор дает заключительную реплику: «Я видела в каждом его манифесте призывы к ненависти и мести, а не к согласию и к добру».
Пьеса имела сенсационный успех в постановке, осуществленной П.Бруком.
Лит.: Haiduk Manfred. Der Dramatiker Peter Weiss. Berlin, 1969.
М.Ю.Сорвина

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
Марат, муж. имя (Маратович, Маратовна)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

имя

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru