Определение слова «Макам»

Большая советская энциклопедия:

Макам
(араб.; основное значениеположение, место)
Лад в профессиональной музыке арабов и иранцев. Родствен макомам в таджикской и узбекской, Мугамам в азербайджанской, мукамам в уйгурской музыке. В классическую систему входят 12 М., названия которых связаны с их музыкальной характеристикой (например, невамелодичный лад, бузург — великий лад), с местностями (ирак, исфахан, хиджаз) и т. п. Звукоряды М. — диатонические, 7-ступенные, включающие в себя интервалы большого и малого полутонов и большого и малого целых тонов. В теоретических трудах Сафи-ад-дина (13 век) классические 12 М. входят в сложную 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов Тетрахорда (4-ступенного звукоряда) с 12 видами Пентахорда (5-ступенного звукоряда). М. составляют ладовую основу широко развитых в интонационно-мелодическом и композиционном отношении одноголосных вокальных и инструментальных произведений, создаваемых профессиональными музыкантами.

Этнографический словарь:

макам
(араб.) музыкальный жанр в фольклоре народов Ближнего Востока. см. также мугам

Музыкальная энциклопедия:

(араб.; осн. значениеположение, место) — ладово-мелодич. модель в араб., иран. и турецкой музыке (родственные явления — маком, мугам, мукам, рага). М. возникли на основе нар. мелодий. Характерны для гор. муз. культуры; в крестьянской музыке не находят широкого применения. Каждый М. представляет собой комплекс попевок, подчинённых закономерностям определ. лада. Звукоряды М. — диатонические 7-ступенные, но не отвечающие европ. темперированной системе; они включают интервалы большого и малого полутонов и большого и малого целых тонов, разнящихся на пифагорову комму. Все ступени подобных звукорядов имеют свои названия; тоникой служит один звук определ. высоты, тогда как расположенные от него октавой выше и ниже рассматриваются как вполне самостоят. ступени. Один и тот же осн. тон могут иметь разные М. Встречаются и разл. М. с одинаковым звукорядом; они отличаются комплексом мелодич. попевок. Каждому М. придаётся определ. этическое и даже космологич. значение. О М. говорится во мн. ср.-век. трактатах, в т. ч. Ибн Сины, Сафи-ад-дина. Последний впервые указывает 12 классич. М., входящих в сложную 84-ладовую систему, основанную на соединении 7 видов тетрахорда с 12 видами пентахорда.
М. служат основой для импровизации муз. произв. как малой, так и крупной формы. Малые формы строятся на материале одного М., в крупных формах используются переходы от одного М. к другому — своего рода модуляции. При этом соответственно меняется не только лад, но и тип мелодич. попевок. Характерным для крупных форм является последование двух разделов — свободного по метру и лишённого текста таксимa (Taqsim) и выдержанного в определ. размере башравa (Basrav). Таксимы бывают инструментальные (сольные и с бурдоном) и вокальные, исполняемые обычно в виде вокализа, а также с участием инструментов. В башраве группа удар. инструментов постоянно повторяет определ. ритмич. формулу, на фоне которой развёртывается мелодия. Число применяемых М. различно в разных музыкальных культурах.
Литература: Idelsohn Z., Die Maqam der arabischen Musik, "SIMG", 1913/14, Jahrg. 15; Oransay G., Chronologisches Verzeichnis tьrkischer Makamnamen, "Ankarer Beitrдge zur Musikforschung", 1965, Bd 2; его же, Die melodische Linie und der Begriff Makam der traditionellen tьrkischen Kunstmusik von 15. bis 19. Jahrgang, там же, 1966, Bd 3, No 7; Elsner J., Der Begriff des maqam in Дgypten in neuerer Zeit, Lpz., 1973.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
макам, -а (жанр иранской и турецкой музыки)

Словарь синонимов русского языка:

сущ.

жанр

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru