Определение слова «лось»

Толковый словарь Ефремовой:

лось м.
Парнокопытное крупное жвачное животное семейства оленей с широкими лопатообразными рогами у самцов.

Толковый словарь Ушакова:

ЛОСЬ, лося, мн. лоси, лосей-лосей, ·муж. Крупное жвачное животное из семейства оленевых с ветвистыми лопатообразными рогами, живущее в лесах Восточной Европы.

Большой энциклопедический словарь:

ЛОСЬ (сохатый) — парнокопытное животное семейства оленей. Длина до 3 м, высота до 2,3 м, весит до 570 кг, иногда более. У самцов большие лопатообразные рога. Обитает в лесах Евразии и Сев. Америки. Объект промысла (мясо, кожа, рога). Опыты по одомашниванию.

Биологический энциклопедический словарь:

Сохатый (Alces alces), самый крупный вид оленевых. Голова крупная, с мясистой верх, губой. У самцов на горлесвисает покрытый волосами кожный вырост«серьга», рога граблевидные или лопатообразные. Окраска зимой кофейно-бурая, летом темнее, ноги белые. Дл. тела до 3 м, выc. в холке до 2,3 м, масса до 570 кг. Обитает в лесной зоне Евразии и Сев. Америки. В Зап. Европе истреблён в ср. века. В плейстоцене и голоцене жил на Кавказе и Камчатке, вновь проник туда в 60-х гг. 20 в. В 1-й пол. 19 в. ареал Л. резко сократился, преим. из-за промысла. Во 2-й пол. 20 в. численность Л. возросла, ареал восстанавливается. Длинные ноги позволяют Л. передвигаться в глубоком снегу, болотах. Зимой питается побегами и корой ив, осины, рябины, сосны, летом — травами. Держится поодиночке или группами по 5—8 (редко до 20) голов. Спаривается в сентябре, лосят в помёте 1—2. Рога опадают в декабре, новые вырастают к августу. Л.— ценное промысловое животное (отстрел по лицензиям). В СССР проводятся работы по одомашниванию Л.

См. рис. 8, 9 при ст. оленевые.

Биология современная энцикопедия:

(сохатый), млекопитающее сем. оленевых. Самый крупный вид семейства. Обитает в лесной зоне Евразии и Северной Америки. Дл. тела до 3 м, выс. в холке до 2,3 м, масса до 600 кг. Телосложение тяжёлое, голова крупная, с мясистой верхней губой. На горле имеется кожный вырост«серьга», сильнее развитый у самцов. Рога только у самцов, граблевидные или лопатообразные, опадают в декабре, новые отрастают к августу. Окраска зимой кофейно-бурая, летом более тёмная, ноги белые. Обитатели лесов, иногда проникают в лесотундру и лесостепь. Предпочитают сырые и заболоченные места. От кровососущих насекомых спасаются в воде, простаивая в ней часами и выставив наружу только морду. Держатся поодиночке или группами по 3—5 голов. Питаются травянистой растительностью, летом – водной и полуводной, побегами и веточками деревьев и кустарников, зимой поедают хвою, кору деревьев. Беременность длится 225—237 сут, в помёте 1—2 лосёнка. Ценное промысловое животное. В результате неконтролируемого промысла численность и область распространения его в России к нач. 20 в. сократились. Однако в результате мер по охране ареал лося почти полностью восстановлен. При высокой численности могут наносить ущерб лесу, особенно лесопосадкам.

Большая советская энциклопедия:

I
(o)
Ян [2(14).5.1860, Кельце, — 10.11.1928, Краков], польский языковед-славист, член Польской АН. Окончил Петербургский университет (1885), учился в Париже и в Германии. Профессор Ягеллонского университета в Кракове (с 1902). Исследовал проблемы исторической грамматики польского языка, палеографии и другие. Редактировал словарь старопольского языка. Издал тома 4—6 словаря польских диалектов Я. Карловича. Принадлежал к школе младограмматиков (см. Младограмматизм). Член академий наук всех славянских стран.
Соч.: Сложные слова в польском языке, СПБ, 1901; Stosunek zdania do innych typw morfologicznych, 1910; Pisownia polska wprzeszoci i obecnie, Krakw, 1917; Pocztki pimiennictwa polskiego, 2 wyd, Lww, 1922; Gramatyka polska, cz. 1—3, Lww, 1922—27; Krtka gramatyka historyczna jzyka polskiego, Lww, 1927.
Лит.: Taszycki W., Jan o, в его книге: Rozprawy i studia polonistyczne, cz. 3, Wrocaw — Krakw— Warsz., 1965, s. 338—361.
II
сохатый (Alces alces), парнокопытное млекопитающее; самый крупный вид семейства оленей. Длина тела самца до 3 м, высота в холке до 2,3 м, весят до 570 кг, самки мельче. Ноги длинные с узкими острыми копытами. Голова длинная, горбоносая, с нависающей мясистой верхней губой; уши длинные, подвижные; на горле свисает покрытый волосами кожный вырост («серьга»). Хвост короткий. У самцов имеются лопатообразные рога, направленные в стороны; самки безрогие. Шерсть грубая. На верхней стороне шеи и холки длинные волосы образуют подобие гривы. Окраска зимой темно-бурая, летом почти чёрная; ноги белые. Л. широко распространён в лесной зоне Европы (от Польши на восток) и в Азии; заходит в лесотундру, лесостепь и степь. Питается зимой побегами и корой ив, осины, рябины, сосны и других деревьев; летом поедает также травянистые растения (кипрей, пушицу, кувшинки). Длинные ноги дают Л. возможность передвигаться в снегу глубиной до 90 см. Держится поодиночке или группами по 5—8 (редко до 20) голов. Спаривается в сентябре — октябре, лосята (1—2) родятся в мае — июне. Рога спадают в декабре, новые вырастают к августу. Л. — ценное промысловое животное (используется мясо и прочная шкура, идущая на выделку кож). В связи с увеличением численности начат плановый отстрел Л. В СССР проводятся опыты по одомашниванию Л. в целях использования его в тайге в качестве транспортного животного.
Лит.: Биология и промысел лося, сб. 1—3, М., 1964—67; Млекопитающие Советского Союза, под редакцией В. Г. Гептнера и Н. П. Наумова, т. 1, М., 1961.
И. И. Соколов.

Рис. к ст. Лось.

Толковый словарь Даля:

ЛОСЬ м. сохатый; волин, волюн сиб. ошибочн. буйло; животное оленьего рода с лопастистыми рогами, Cervus alces. || Созвездие Большой Медведицы, воз, прикол, см. также лост. От лося лосята, от свиньи поросята. Лося бьют в осень, а дурака завсегда. Хотелось бы лося, да не удалося. Лосиха ж. корова лося, самка. Лосенок м. молодой лось. Лосий, лосиный, лосячий к лосю относящ., ему принадлежащ. Лосина, лосица ж. лосиная кожа, обычно в виде замши. Лосинный из лосины сделанный. Лосинник м. кошель или чресельник из лосины. Лосятина ж. лосиное мясо. Лосятник м. охотник за лосями. Лосинник, лосевик м. лосинка ж. пск. твер. бабка, козна из ноги лося. Лосеха ж. пск. твер. гладкая, здоровья баба.

Также см. лост

Толковый словарь Кузнецова:

ЛОСЬ -я; мн. род. -ей; м. Крупное жвачное млекопитающее сем. оленей, с широкими лопатообразными рогами у самцов. Крупный л. Рогатый л. Стадо лосей.
Лосиха; Лосёнок (см.). Лосиный, -ая, -ое. Л-ые рога. Л-ое мясо. Лосёвый, -ая, -ое. Л-ая шкура.

Малый академический словарь:

-я, род. мн. -ей, м.
Крупное жвачное млекопитающее сем. оленей, с широкими лопатообразными рогами у самцов.

Мифологическая энциклопедия:

Как объект религиозно-мифологической системы образ Л. появляется, видимо, начиная с неолита в северной части Старого и Нового света (палеолитические свидетельства или отсутствуют, или недостаточно надежны). Известны начальные изображения Л. или стад Л„ Л. и человека (чаще всего в ситуации охоты, иногда — поклонения человека Л.); беременной или рожающей лосихи (ангарские петроглифы); Л. (или стадо Л.) вместе с рыбами, птицами, лодками, следами охотников-лыжников и т. п. (урочище Залавруга близ Беломорска). Эти изображения, а также ритуалы (у эвенков родовые святилища — бугады представляли собой скалы, скрывающие внутри зооморфного предка — звериную мать в виде лосихи или самки дикого оленя) помогают определить прежде всего космологическую роль Л. Согласно эвенкийской традиции, дух-предок уводит человеческую душу шамана в мир зооморфных духов в нижнем царстве, являющемся шаманской родовой территорией (ср. изображение Л. на гробницах, саркофагах скифской эпохи, на Центральном Алтае); там душу приводят к священному дереву, где ее встречает мать-зверь шамана в образе лосихи (или оленихи), лежащей у корней дерева. Она проглатывает человеческую душу шамана и рождает главную шаманскую душу (харги). Вместе с медведем Л. образует у эвенков пару основных зооморфных образов космологической схемы: погоня медведя (манги), находящегося в верхнем мире, за Л. (хэглэн) порождает чередование дня и ночи; лосиха (харги), находясь в нижнем мире у корней мирового дерева, рождает для земли (средний мир) зверей и людей, души которых после смерти уводятся духом предков и хозяином нижнего мира — медведем (манги) обратно в нижний мир. В среднем мире борьба Л. (дух лукгэн) и медведя (хаттала) определяет, контролирует и регулирует систему фратриального дуализма, глубинно связанного с космологическим дуализмом. И Л., и медведь являются покровителями двух противопоставленных друг другу фратрий племени. Ритуал поединка Л. и медведя (у эвенков он происходит на племенном собрании) на фратриальном уровне (Л. нередко в разных традициях является тотемом) реализует космогонический поединок этих зооморфных образов. Связь Л. с верхним миром, в особенности с солнцем (рога Л. — лучи солнца), подтверждается мифологическим образом космического Л. Хэглэна (Хэглуна) у эвенков, отождествляемого с созвездием Большой Медведицы (в русской народной традиции это созвездие также иногда называется «Лось»). С Л. Хэглэном как образом Большой Медведицы соотнесен образ теленка Хэглэна, воплощенный в Малой Медведице. У эвенков, кетов, ряда самодийских и других народностей существует миф, который объясняет возникновение Большой Медведицы, а также Млечного пути в результате погони охотников за Л. Более архаичен эвенкийский миф о космическом Л. — Хэглэне, похищающем солнце и уносящем его в небесную тайгу, и богатыре Маине, выступающем в функции духа-охранителя, устанавливающего и охраняющего смену дня и ночи. Маин бросается в погоню за Л. на крылатых лыжах, к полуночи настигает его и возвращает людям очередной день. Сходный сюжет о гигантском Л., преследуемом охотником, известен у других народов Сибири и индейцев Северной Америки. Апачи приписывают убийство Л. их культурному герою; иногда в роли культурного героя выступает сам Л.; в легенде индейцев ото Л. дает людям огонь и посылает их в построенное для них селение. Многие племена Великих равнин Северной Америки знают мотив Л.-мужа или Л.-жены. У индейцев омаха Л. принадлежит демиургическая функция: он приказывает ветрам прогнать воды, покрывавшие в начале землю; воды отступают, а выступивший из-под них холм становится началом земли. В ряде случаев Л. выступает как персонаж демифологизированной животной сказки, нередко как образ вселенной и дух — помощник шамана, его ездовое животное. Ритуал охоты на Л., его убийство, разделка туши с соблюдением определенного порядка и правил, пиршество, «кормление» духа, обмазывание губ свежей кровью, церемония захоронения глаз и костей Л., «поднимание костей» на особый помост и т. п., как и обычай передачи убитого Л. в дар чужому роду, позволяют говорить о Л. как объекте шаманского культа. Ср. также обычай сибирских народов украшать жилище рогами Л. (или оленя) или употреблять их как талисман против злых духов, использование схемы рогов Л. в орнаменте, табуистические обозначения Л. («сохатый», от соха, «рога», в разных традициях; «длинные ноги» у марийцев, «зверь» у орочей, сроков, ульчей и т. д.). Вместе с тем образ Л. и в религиозно-мифологических представлениях, и в ритуале часто дублируется образом оленя (ср. гибридный образ шаманского духа калира у эвенков — огромный олень с рогами Л. и хвостом рыбы или образ Л.-оленя на шаманских колотушках).Лит.: Пекарский Э. К., Цветков В. П., Очерки быта приаянских тунгусов. П., 1913, (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 2. 1); их же, Приаянские тунгусы, «Живая старина», 1911, кн. 3-4, с. 335; Ионов В. М., Дух — хозяин леса у якутов. П., 1916 (Сб. Музея антропологии и этнографии, т. 4. 1). Василевич Г. М., Некоторые данные по охотничьим обрядам и представлениям у тунгусов, «Этнография», 1930, № 3; Анисимов А. Ф., Религия эвенков в историко-генетическом изучении и проблемы происхождения первобытных верований, М.-Л., 1958; его же, Космологические представления народов Севера, М.-Л., 1959; Окладников А. П., Петроглифы Ангары, М.-Л., 1966; Окладников А. П., Мартынов А. И., Сокровища томских писаниц. Наскальные рисунки эпохи неолита и бронзы, М., 1972; Funk and Wagnalls standard dictionary of folklore, mythology and legend, N. Y., 1972, p. 343. В. Н. Топоров.

Орфографический словарь Лопатина:

орф.
лось, -я, мн. -и, -ей и -ей

Грамматический словарь Зализняка:

1. лось, лоси, лося, лосей, лосю, лосям, лося, лосей, лосем, лосями, лосе, лосях 2. лось, лоси, лося, лосей, лосю, лосям, лося, лосей, лосем, лосями, лосе, лосях

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru