Определение слова «Лопатин»

Большая биографическая энциклопедия:

Врач 1887 г.
{Венгеров}

Лопатин
подполковник, автор книжки "Памятка либавца", историк Либавск. полка (СПб.) 1903 г.
{Венгеров}

Большая советская энциклопедия:

I
Лопатин
Алексей Васильевич [2(15).2.1915, село Дюково Ивановской области, — 2.7.1941], начальник 13-й пограничной заставы Владимир-Волынского отряда (с 1940), Герой Советского Союза (27.12.1958), лейтенант. В начале Великой Отечественной войны 1941—45 личный состав пограничной заставы под командованием Л., обороняя государственную границу СССР, в течение 11 суток сдерживал в десятки раз превосходящие силы немецко-фашистских войск. 29 июня Л. вывел из окружения женщин и детей, а сам с бойцами возвратился на заставу. В неравном бою герои-пограничники во главе с Л. 2 июля пали смертью храбрых. В 1958 пограничной заставе присвоено имя Л., который зачислен навечно в списки личного состава части.
II
Лопатин
Герман Александрович [13(25).1.1845, Нижний Новгород, ныне Горький, — 26.12.1918, Петроград], русский революционер, член Генерального совета 1-го Интернационала, первый переводчик «Капитала» К. Маркса в России. Из дворян. Окончил Петербургский университет (1866). В диссертации (1867) «О самопроизвольном зарождении» (см. «Исторический архив», 1960, № 3) отстаивал материалистические взгляды. В 1867 ездил в Италию с намерением сражаться в рядах Дж. Гарибальди. Вернувшись в Россию, задумал создать «Рублёвое общество» для изучения экономики страны, быта народа, его способности восприятия идей социализма, но в январе 1868 был арестован. Отбывая ссылку в Ставрополе, изучал труды К. Маркса. В начале 1870 бежал в Петербург, организовал побег из ссылки П. Л. Лаврова и вслед за ним уехал за границу. В Париже вступил в 1-й Интернационал, занялся переводом «Капитала» и летом 1870 выехал в Англию. К. Маркс высоко ценил выдающиеся способности Л., ставшего его другом. В сентябре 1870 Л. введён в состав Генерального совета Интернационала. Зимой 1870 выехал в Сибирь для освобождения Н. Г. Чернышевского из ссылки. В 1871 арестован в Иркутске. Летом 1873 Л. бежал за границу, но ежегодно приезжал на Родину. В 1879 с наступлением новой революционной ситуации вернулся в Россию, был арестован, вновь бежал (1883). Под влиянием Маркса и Энгельса Л. пришёл к убеждению, что Россия стояла не перед социалистическими, а перед буржуазно-демократическими преобразованиями. В 1884 предпринял попытку воссоздать разгромленную царизмом «Народную волю», превратить её в широкую народную организацию. Однако в октябре 1884 был арестован, по «процессу 21-го» (1887) навечно заточен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден во время революции 1905—07. Здоровье Л. было сильно подорвано, и он отошёл от политической деятельности.
Л. известен как литератор, автор печатавшихся в революционных изданиях очерков, писем-памфлетов на русский царизм. В 1877 в Женеве был издан сборник «Из-за решётки», включавший произведения Вольной русской поэзии (См. Вольная русская поэзия) и открывавшийся предисловием Л. Для стихов Л., написанных в Шлиссельбургской крепости, характерны мотивы гражданственности. Художественный дар Л. признавали И. С. Тургенев, Г. И. Успенский, Л. Н. Толстой, М. Горький.
Соч.: Г. А. Лопатин (1845—1918). Автобиография. Показания и письма. Статьи и стихотворения. Библиография, П., 1922; [Стихи], в сборнике: Поэты-демократы 1870—1880-х гг., Л., 1968.
Лит.: К. Маркс, Ф. Энгельс и революционная Россия, М., 1967; Русские современ ники о К. Марксе и Ф. Энгельсе, М., 1969: Лавров П. Л., Г. А. Лопатин, П., 1919; Рапопорт Ю. М., Из истории связей русских революционеров с основоположниками научного социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В., Русский друг Маркса Г. А. Лопатин, М., 1962.
В. Ф. Антонов, Г. М. Миронов.

Г. А. Лопатин.
III
Лопатин
Иннокентий Александрович [21.1(2.2).1839, Красноярск, — 15.11.1909, там же], русский геолог и географ. Окончил Корпус горных инженеров в Петербурге (1860). Изучал результаты землетрясения на Байкале (устье Селенги), руководил работой Витимской экспедиции (1865), прошёл маршрутами по рекам Чулым, Подкаменная Тунгуска и Ангара, а также Уссурийскому краю и Сахалину. Л. доказал промышленное значение угольных месторождений Южного Сахалина. Именем Л. названа вершина на Сахалине. Дневники Витимской и Туруханской экспедиций опубликованы в Записках Русского географического общества (1867, 1872).
Лит.: Клеопов И. Л., И. А. Лопатин. Очерк жизни и научной деятельности. Неопубликованные дневники, письма. Иркутск, 1964.
IV
Лопатин
Лев Михайлович (1.6.1855, Москва, — 21.3.1920, там же), русский философ-идеалист. Окончил Московский университет (1879), где был затем профессором; редактор журнала «Вопросы философии и психологии», председатель Московского психологического общества (с 1899). Друг В. С. Соловьева (См. Соловьёв). Истолковывал учение о Монадах Г. Лейбница и Г. Лотце в духе Персонализма, который имеет у Л. этическую окрашенность, поскольку наиболее яркое выражение творческой природы духа он видит в моральном сознании, в возможности «нравственных переворотов» личности. Был одним из крупнейших представителей русской идеалистической психологии; обосновывал концепцию свободы воли (См. Свобода воли).
Соч.: История древней философии [М., 1901]; Психология, М., [1902]; Философские характеристики и речи, М., 1911; Положительные задачи философии, 2 издание, часть 1—2, М., 1911; Лекции по истории новой философии, часть 1, М., 1914.
Лит.: Огнев А. И., Л. М. Лопатин, П., 1922; История философии в СССР, том 4, М., 1971.
V
Лопатин
посёлок городского типа в Радеховском районе Львовской области УССР, в 20 км от железнодорожной станции Радехов (на линии Львов — Луцк). Спирто-крахмальный комбинат. Добыча торфа.

Советская историческая энциклопедия:

Герман Александрович (13.I.1845 — 26.XII.1918) — рус. революционер, член Ген. совета 1-го Интернационала, первый переводчик "Капитала" в России. Род. в Н. Новгороде в семье чиновника. Окончил Петерб. ун-т (1866). В диссертации "О самопроизвольном зарождении" (см. "Ист. архив", 1960, No 3) отстаивал материалистич. взгляды. В 1867 ездил в Италию с намерением сражаться на стороне Гарибальди. Л. пытался создать общество (т. н. рублевое) для изучения экономики страны, быта народа, его способности восприятия идей социализма, но этому помешал его арест в янв. 1868. Отбывая ссылку в Ставрополе, изучал труды К. Маркса. В нач. 1870 бежал в Петербург, организовал побег из ссылки П. Л. Лаврова и вслед за ним скрылся за границей. В Париже вступил в 1-й Интернационал и приступил к переводу "Капитала", в связи с чем летом 1870 выехал в Англию, чтобы иметь постоянные консультации автора. К. Маркс оценил выдающиеся способности Л., к-рый становится его близким другом. В сент. 1870 Л. вошел в состав Ген. совета Интернационала, где оказывал Марксу помощь в борьбе с бакунизмом. Зимой 1870-71 сделал неудачную попытку освободить Н. Г. Чернышевского из сибирской ссылки, был арестован. Передал права переводчика Н. Ф. Даниельсону, к-рый завершил первый перевод "Капитала", опубл. в 1872. Летом 1873 Л. удалось бежать за границу. В 1879 с наступлением новой революц. ситуации вернулся на родину, но сразу был арестован, вновь бежал (1883). Под влиянием Маркса и Энгельса укрепилось его материалистич. понимание действительности, Л. понял, что Россия его времени стояла не перед социалистической, а перед бурж.-демократич. революцией. В 1884 предпринял попытку воссоздать разгромленную царизмом "Народную волю", превратить ее в широкую нар. орг-цию, к-рая смогла бы осуществить демократич. преобразования в стране. Однако в окт. 1884 вновь был арестован, по "процессу 21-го" (1887) навечно заточен в Шлиссельбургскую крепость. Освобожден во время революции 1905. Здоровье Л. было сильно подорвано, и он отошел от политич. деятельности.
=====
Соч.: Г. А. Лопатин (1845-1918). Автобиография. Показания и письма. Статьи и стихотворения. Библиография, П., 1922.
=====
Лит.: Переписка К. Маркса и Ф. Энгельса с рус. политич. деятелями, (М.), 1951; Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 20, с. 405; Лавров П. Л., Заметка о Г. А. Лопатине, в сб.: Процесс 21-го, Женева, 1888; Попов И. И., Г. А. Лопатин, М., 1930; Саморуков Н., Обществ.-политич. деятельность Г. А. Лопатина, "ВИ", 1951, No 3; Рапопорт Ю. М., Из истории связей рус. революционеров с основоположниками науч. социализма (К. Маркс и Г. Лопатин), М., 1960; Антонов В., Рус. друг Маркса Г. А. Лопатин, М., 1962; Научитель М. В., Г. Лопатин в Сибири, Иркутск, 1963.
=====
В. Ф. Антонов. Москва.

Новейший философский словарь:

ЛОПАТИН Лев Михайлович (1855-1920) — русский философ и психолог. Друг детства B.C. Соловьева. В 1875-1879 учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Там же в 1885 стал приват-доцентом, а в 1892 — профессором. Параллельно преподавал философию на Высших женских курсах и в гимназиях. Совместно с Гротом реформировал Московское психологическое общество (с 1899 — его бессменный председатель до закрытия общества в 1918), был соредактором Грота (с 1894), В.П. Преображенского и С.Н. Трубецкого (с 1896) в основаном в 1889 году журнале «Вопросы философии и психологии», с 1905 — единственный его редактор, вплоть до закрытия журнала в 1918. Сам Л. после революции вынужден был уйти из университета. Умер от истощения. Основные работы: «Вопрос о свободе воли» (1889); «Положительные задачи философии», первый том которой (»Область умозрительных вопросов», 1886) составила его магистерская, а второй (»Закон причинной связи как основа умозрительного знния действительности», 1891) — докторская диссертации; «Вопрос о реальном единстве сознания» (1899); «Критика эмпиристических начал нравственности» (1890); «Николай Яковлевич Грот» (1900); «История древней философии» (1901); «Психология» (1902); «Метод самонаблюдения в психологии» (1902); «Научное мировоззрение и философия» (1903); «Князь Сергей Николаевич Трубецкой» (1906); «Настоящее и будущее философии» (1910); Философские характеристики и речи» (1911); «Спиритуализм как моническая система философии» (1912); «Лекции по истории новой философии» (Вып. 1, 1914); «Неотложные задачи современной мысли» (1917); «Странное завершение забытого спора» (1917) и др. В творчестве Л. можно обаружить влияние идей Соловьева, Лейбница, Лот-це, Шопенгауэра, сам же он по праву считается одним их основоположников персоналистской традиции в русской философии. Сам Л. определял свою философию как «систему конкретного спиритуализма», или «монический спиритуализм». Осознание состояния современной философии как кризисного, в силу ее догматизации, нерефлексивности, утраты способности к постановке и решению подлинных онтологических проблем, ее замыкания в геоцентризме (когда все цели и смыслы усматриваются в земном существовании), привело Л. к убеждению о неизбежности (необходимости и возможности) метафизики как основанного на чистом разуме учения о существующем. Необходимо знание действительных вещей в их началах и конечном назначении, которое может дать только умозрительная философия. Передача функций последней науке и ввергла саму философию в кризис, а науку гипостазировала до уровня абсолютного знания, игнорирующего и не способного справиться с онтологической проблематикой, внося в нее дуалистические представления. Исходный же пункт подлинно философской онтологии — признание внутренней однородности мира и единства его происхождения, а ее основная задачапоказать, как из единого возможно «живое многообразие сущего» (вечное единое раскрывается в вечном многом). «Философия утверждает реальность безусловного; но она утверждает также и реальность конечого мира. Отказавшись от какой-нибудь из этих истин, она одинаково уничтожает действительность...». Адекватным этой задаче может быть лишь «признание истинно сущего за дух», т.е. спиритуалистический монизм. Без признания такой субстанциальной основы мир раскладывается на кратковременные миры, не связанные друг с другом (все, что происходит во времени, (психическая жизнь), носит характер «непрерывного исчезновения»). «Вся действительность — и в нас, и вне нас — в своем внутреннем существе духовна, во всех явлениях кругом нас реализуются духовные, идеальные силы...». Духовность действительности просто закрыта формами чувственного восприятия, настоящая реальность открывается во внутреннем «Я». «Я» остается идентичным самому себе, ибо оно относится к сверхвременной субстанции, не исчезающей, а переходящей из одного явления мира в другое (т.е. имеет «трансцендентные основы»), и являет собой первичную непроизводную данность познающего духа. Таким образом мир есть совокупность сверхвременных активных монад (единств субстанции и творческой силы (воли), придающей всему определенность и сознательность), абсолютной причиной которых является Бог. Признание реальности, деятельности и сознательности нашего «Я» требует признания существования и «чужого сознания», а в конечном итоге, внутренней духовности всего мира, имманентности его субъективной жизни. В действительно едином мире «основное для нас должно быть основным и во всех других формах творения». Тезис о замкнутости монад на самих себя Лейбница и положение об их взаимодействии в персонализме Козлова Л. переинтерпретирует в духе А.И. Введенского в идею сознания «чужой одушевленности», взаимного отражения состояний в различных сознаниях. Поскольку же всякая духовная жизнь «насквозь качественна», мы можем адекватно понимать лишь те явления, которые были испытаны нами. В силу этого человек в большинстве случаев созерцает не объективную действительность, а лишь ее подобие. Мы можем понимать друг друга лишь постольку, поскольку нас объединяет общее субстанциальное начало — дух, присутствующий во всех формах жизни, и телеологические действо-вания в творческом самоопределении, оформляющие в совокупности и реальность в целом. Вся соотнесенность и иерархизированность духовных субстанций (монад) содержит в себе имманентную устремленность к идеалу как «внутреннему оправданию бытия», выступающему по отношению к нему как абсолютная норма — гарант нравственного миропорядка и основа свободных нравственных исканий личности. Л. снимает антитезу имманентного и трансцендентного, утверждая тезис о том, что все реально ровно настолько, насколько оно духовно. Подлинное действование, следовательно, не может быть механистичным, т.е. порождающим «моральную невменяемость индивида», другим источником которой является абсолютный произвол. Человек ответственен, что требует творческих осмысленных проявлений душевной жизни. Отсюда учение Л. о первичной «творческой причинности» (деятельность всегда предполагает деятеля, последняя основа бытия — духовные сущности, так как остальное нам непосредственно не дано). Сознанию индивида не противостоит ничего внешнего, он вынужден лишь соотноситься с не тождественными ему такими же изначально свободными духовными субстанциями. Поэтому ориентация естествознания на познание объектов есть квази-деятель-ность, так как исследователь всегда имеет дело лишь со своим объективированным и отчужденным от творческой деятельности самоопределения сознанием. Цель познания — другие духовные субстанции и собственное взаимоотношение с ними. В силу своей сложности последнее никогда до конца не постижимо. Мы, следовательно, можем стремиться к истине, асимптотически приближаться к ней на основе собственного морального усовершенствования. Отсюда интерес Л. к методу интроспекции. По Л., наш внутренний опыт, данный в интроспекции, есть точка, в которой подлинная действительность раскрывается для нашего прямого усмотрения. «Творческое стремление» (волевой импульс) «темен», иррационален, но он направлен не против законов разума и осуществляется не вне их, а сообразно с ними. Задача философии как раз и заключается в рациональном развертывании этого мистического предугадывания истины. Истинное знание может быть только рациональным, но вера всегда опосредует отношения опыта и знания, всегда присутствует во всех умственных актах. Абсолютное знание (истина) всегда есть понятие религиозное, и человек, вдохновленный идеей познания, находится на пути к Богу. Свободная творческая деятельность предшествует в бытии всякой необходимости. Тезис свободы воли обосновывается в этике Л. через тезис о нравственной разумности мировой жизни, субстанциональное обоснование природы человеческого духа. Эстетически окрашенное духовное творчество, «задаваемое» моральной установкой, устремленностью к нравственному идеалу, предопределяет смысл человеческого бытия — выполнение того, что нельзя выполнить, достижение того, чего нельзя достичь. Когда же мы попадаем в очередной тупик на пути познания и действования, из него есть только один выход: «принципиальное сомнение, которое уже спасло философию в эпоху Декарта».

Новая философская энциклопедия:

ЛОПАТИН Лев Михайлович [1(13) июня 1855, Москва – 8(21) марта 1920, там же] – русский философ и психолог. Окончил историко-филологический факультет Московского университета (1879). Магистр (1886) и доктор (1891) философии. Профессор Московского университета по кафедре философии (с 1892). С 1896 один из редакторов, в 1905–18 единственный редактор журнала «Вопросы философии и психологии». Председатель Московского психологического общества (1899–1918).
Философское учение Лопатина«система конкретного спиритуализма». Поскольку «мировое целое» может быть объяснено только средствами метафизики, необходимы (вопреки эмпиризму и материализму) трансцендентные непосредственному сознанию и индивидуальному опыту допущения: о реальности нашего собственного «я», реальности чужого одушевления, независимого от нас физического мира, о внутренней связи во всем существующем, независимой от нашей мысли и субъективного сознания, о присутствии в природе универсальных законов. Такие допущения позволяют достичь познания истинного бытия, утвердиться в нравственном характере миропорядка и сформулировать представления о нравственности и смысле человеческой жизни. Их логическое обоснование дает рациональная онтология, исходящая из показаний чистого опыта и безотчетной веры. Познание истинного бытия опирается на непосредственные переживания нашего внутреннего «я», ибо дух человека выражает в себе внутреннюю реальность остального мира. Универсальные признаки субъекта и мира – единство и самоопределение, т.е. свобода и творческий характер всех процессов. Абсолютное начало миратворческий разум, производящий свободные субстанции (силы); каждая из них – «деятельная основа собственных проявлений», имманентное своим явлениям сверхвременное бытие.
Сочинения:
1. Положительные задачи философии, ч. 1–2. М., 1886–91;
2. Философские характеристики и речи. М., 1911; 1995;
3. Аксиомы философии. М., 1996.
Литература:
1. Рубинштейн М.М. Очерк конкретного спиритуализма Л.М.Лопатина. – «Логос», 1911–12, кн. 2–3;
2. Огнев А.И. Лев Михайлович Лопатин. Пг., 1922.
И.В.Борисова

Словарь русских фамилий:

Все образованы от некрестильного имени ил прозвища Лопата. Такие имена по инструментам известны давно (ТопорТопоров и т.п.) Или от лопатка как часть тела, есть же Ребров. Лопатинский — украинская фамилия с той же основой. Лапатин, вероятно, переделанный Лопатин или под влиянием нарицательного лапа.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

Лев Михайлович — философ спиритуалистического направления, преимущественно психолог, один из лучших философских писателей в России, род. в Москве в 1855 г., окончил московский университет, в котором теперь состоит профессором. Вице-председатель Моск. психологического общества и один из редакторов журнала общества "Вопросы философии и психологии". Главный труд Л.: "Положительные задачи философии" (М., 1886-1891). Ему же принадлежит ряд статей по этике и психологии в редактируемом им журнале. Во всех своих работах Лопатин энергично настаивает на необходимости умозрительного начала во всяком цельном миросозерцании. Эмпирический принцип, раскрытый до конца, не опирающийся на умозрение, приводит к неизбежному отрицанию знания и скептицизму. Нельзя искать основ для выработки миросозерцания и в одной только вере, так как, отказываясь от умозрения в принципе, она постоянно исходит из него в действительности. Умозрительная философия есть знание действительных вещей в их началах и конечном назначении. Для возможности метафизических построений вопрос о законе причинности должен иметь решающее значение. Этот закон, именно в том коренном значении, которое он имеет для всякой непосредственной деятельности разума, т. е. как требование производящей, или творческой, причинности, получает действительное удовлетворение только в спиритуалистическом миросозерцании. Обзор умозрительных понятий о действительности приводит, таким образом, Л. к системе конкретного спиритуализма или к психологической метафизике. Предполагая для явлений духа субстанцию, свойства которой существенно отличны от того, что непосредственно дано в этих явлениях, т. е. субстанцию трансцендентную, мы создаем понятие бесплодное и противоречивое. Если же, отбросив всякую субстанцию, мы начинаем смотреть на душевную жизнь как на чистую последовательность абсолютных состояний (точка зрения "феноменизма"), мы получаем такое представление о душе, которое глубоко расходится с ее самыми основными признаками и распадается в неисцелимых внутренних противоречиях. Выход отсюда один: субстанция души не трансцендентна, а имманентна своим явлениям, т. е. она открывает или проявляет себя и свою природу в наших душевных состояниях. Явления духа должны быть не только показателями, но и прямой реализацией его существа. Исходя из понятия о душе как производящей причине, Л. пытается защищать принцип свободы воли на психологической почве (умеренный индетерминизм). В вопросе о сущности мирового порядка Л. примыкает к Лейбницевой монадологии. — Все работы Л. тщательно продуманы и отличаются обстоятельностью аргументации при простом и одушевленном изложении.
Я. Колубовский.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru