Определение слова «Лангер»

Словарь по культурологии:

Сьюзен Лнгер (Langer) (1895-1985)
философ, эстетик, культуролог. Родилась, выросла и получила высшее образование в США, где в дальнейшем долгие годы преподавала курсы философии, логики и эстетики в ун-те Делавара, Колумбии, а также в колледже Коннектикута.
Филос. взгляды Л. сформировались под влиянием неокантианства (см. Неокантианство) и аналитич. философии. Поэтому в эпоху господства разных форм прагматизма, в первую очередь, Дьюи, на амер. континенте она представляла и развивала европ. философско-культурологич. традицию.
Творч. путь Л. во многом следует логике формирования взглядов ее учителя — Кассирера: подобно ему, она от проблем теории познания, математики и символич. логики (предисловие к ее первой книге написал глава аналитиков и соавтор Б. Рассела А. Уайтхед) двигалась в сторону философии культуры, взяв за основу широкую трактовку Символа и Символизма. Но в отличие от влиятельнейшего в Америке неокантианца, к-рый шел от математич. функционалистского априоризма к пониманию человека как “символич. животного” с одной из порожденных им символич. форм — языком, Л. от языковой проблематики в русле аналитики логич. позитивизма переходила к философии культуры на основе символич. истолкования всех без исключения проявлений человеч. духа (mind). Отсюда ее попытки охватить единой логикой “презентивного символизма” всю совокупность наук о духе, не забывая и о маргинальных областях знания, какими оставались психоаналитич. представления и разнообр. подходы к раскрытию существа мифа, мистики, религ. сознания и проч. “Первая стадия семантич. понимания, — рассуждает Л. в итоговой статье о Кассирере “De profundis”, — кажется всего лишь смыслом обозначения (significance), заставляющим рассматривать неспецифич. концептуальное содержание скорее как качество, чем как значение (meaning), субъективный аспект — строго эмоц. чувство по отношению к экспрессивной форме, протосимволу. Это чувство лучше всего обозначать как трепет, благоговение, а качество — как целостность. В этом начало религии, мифотворчества, магич. мышления и ритуальных практик — фундамент первых символич. сущностей и действий, вызов, концентрация и поддержка концепций, далеких от ранга какого бы то ни было мышления — возможно и всякого вербального мышления, т.е. до речи — самая ранняя фаза интеллекта, предтеча и источник речи”. “Нисхождение” к примитивным способам мышления и речи в конкр. метафорич. границах, действительно, кажется, часто обращается в более старый способ символизма, способ мифол. воображения, к-рый включает персонифицированное представление об объектах, силах, причинах, опасностях. Явления, на к-рых строится психоанализ, по мнению Л., суть продукты социального подавления, к-рого не может быть на докультурной стадии человеч. существования. Злые мысли и желания, к-рые подавляются, могут продолжать свою тайную жизнь только в об-ве; и хотя они вечны и неустранимы, они подвержены развитию с ростом языка и соответствующих сил формулирования, познавания и памяти, так что бессознат. психич. функции — подавление, в первую очередь, но также и “механизмы” конденсации, смещения и пр. — меняют нечто в ходе эволюции. Даже восприятие оказывается иным в зависимости от той или иной эпохи. Возврат к более ранним условиям жизни есть, следовательно, всего лишь внешняя видимость, порожденная подобием отдаленных характеристик совр. патологич. условий, считаемых (действительно или мнимо) нормальными. Размышления Кассирера дают ему возможность проникнуть в фазы чувствования, построения понятия, воображения, интуиции означаемого, и в конечном итоге в сознат. построение понятий и их выражения в словах. Задача Л. — проследить, как человеч. ум растет из человеч. начал к артикулированной мысли — источнику науки, справедливости, социального контроля и — на нашей совр. стадии — к целостной феноменологии познания. Эти подходы и дают основание считать Л. одной из гл. продолжательниц традиции европ. философии культуры в 20 столетии.
Ученики Л. составляют мощный отряд амер. культурологов и эстетиков, оказывающих и ныне существ. влияние на понимание культуры в Европе и Америке. Труды Л. до сих пор систематически переиздаются и уже приобрели, по сути, статус филос. и культурологич. классики. Значимость идей Л. в совр. мире растет по мере того, как формируется совр. теория и философия культуры и осознается важность нескольких фундаментальных фактов, на к-рые Л. впервые (еще до Лакана) обратила внимание: структурированность неосознаваемых протосимволич. интуитивных форм чувствования языковыми структурами, а также растущая роль искусства в развитии науки, техники и в практике повседневной жизни, подчас проявляющаяся в стирании грани между искусством и реальностью. Она — автор общеизвестного совр. терминологич. клише “виртульное пространство” (virtual space).
Соч.: The Practice of Philosophy. N.Y., 1930; Philosophy in a New Key. A Study in Symbolism of Reason, Rite and Art. Camb. (Mass.), 1957; Feeling and Form. N.Y., 1953; An Introduction to Symbolic Logic. N.Y., 1953; Problems of Art. N.Y., 1957; Philosophical Sketches: A Study of the Human Mind in Relation to Feeling, Explored through Art, Language and Symbol. N.Y., 1964; Mind: An Essay on Human Feeling. Bait., V. 1-2. 1967-68.
Лит.: Lachmann R. Der philosophische Weg Susanne K. Langers (1895-1985); Lachmann R. Susanne K. Langer. Primar- und Secundarbibliographie // Studia culturologica. Vol. 2. Sofia, 1993.
Ю.А. Муравьев.Культурология ХХ век. Энциклопедия. М.1996

Музыкальная энциклопедия:

Семья рус. музыкантов. Леопольд Фёдорович Л. (1802-8 (20) II 1885, Москва) — композитор, органист и педагог. Муз. образование получил в Вене; ученик Плахи и И. Гуммеля. С нач. 1820-х гг. жил в Москве. В 1830-х гг. сблизился с семьёй Бакуниных, участвовал в устраивавшихся здесь муз. вечерах, на к-рых присутствовали В. П. Боткин и В. Г. Белинский. В 1840-х и нач. 1850-х гг. работал органистом в церкви. Талантливый педагог, Л. в течение 20 лет преподавал фп. игру в Александровском ин-те, в 1869-79 — в Моск. консерватории. Среди его соч. наибольший интерес представляют фп. соната c-moll (сер. 1830-х гг.), написанная в стиле ранних нем. романтиков и "Характеристические этюды для фортепиано" (1860-е гг.). Автор сентиментальных романсов, а также фантазий на популярные мотивы. Л. сделал много переложений симф. и камерных инстр. произв. классиков (гл. обр. Л. Бетховена) для 2 фп.
Эдуард Леопольдович (Леонтьевич) Л. (21 IV (3 V) 1835, Москва — 23 IV (6 V) 1905, там же) — педагог, пианист и композитор. Сын Л. Ф. Лангера. Занимался музыкой у отца, в 1851-53 — в Лейпцигской консерватории по классам фп. у И. Мошелеса и Э. Ф. Венцеля, теории композиции у М. Гауптмана и Ю. Рица. Возвратившись в Москву, занимался пед. деятельностью. С 1860 (по приглашению Н. Г. Рубинштейна) преподавал в Муз. классах при Моск. отделении РМО, в 1866-1905 — в Моск. консерватории; вёл классы фп. и элементарной теории, был первым педагогом С. И. Танеева, оказал заметное влияние на его формирование — пианистическое и общемузыкальное. Концертировал как пианист. Был первым исполнителем произв. Р. Шумана в Москве (фп. концерт и др.). Среди соч. Л. наибольшую известность приобрели многочисл. переложения (для 2, 4 и 8 рук) оперных и симф. произв. рус. композиторов, в т.ч. П. И. Чайковского, М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, А. С. Аренского, Н. Г. Рубинштейна и др. Ему принадлежат струн. квартет, фп. трио и две сонаты для скрипки и фп. П. И. Чайковский, высоко ценивший Л., посв. ему "Каприччиозо" для фп. ор. 19, No 5.
Литература: Э. Л. Лангер, Некролог, "РМГ", 1905, К" 19-20.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:

I
(Langer) — три немецких художника: 1) Иоганн-Петер фон-Л. (1756-1824), исторический живописец и гравер, ученик Краге, в Дюссельдорфе, был профессором (1784) и директором (1789) тамошней академии художеств, начальником картинной галереи (1801) и, наконец, с 1806 г., директором мюнхенской академии. Ярый приверженец господствовавшего в его время псевдоклассицизма и враг пробуждавшихся в немецком искусстве романтических стремлений, он, тем не менее, пользовался большим авторитетом и имел значительное влияние на молодых художников. В его картинах композиция — холодная, академическая, экспрессия лишена правды, но колорит приятен и довольно силен. Им исполнено 56 гравюр крепкой водкой, частью собственного сочинения, частью с картин итальянских и других мастеров. 2) Роберт фон-Л. (1783-1846), исторический живописец, рисовальщик и гравер, сын и ученик предыдущего, довершивший свое образование в Италии. Получив в 1806 г. место профессора в мюнхенской академии художеств, он устроил при ней музей антиков, был сделан в 1827 г. директором королевского кабинета оригинальных рисунков, в 1841 г. — директором центрального управления королевских музеев и, в этом звании, много способствовал своими трудами основанию и организации мюнхенской старой пинакотеки. Произведения его кисти при всей технической ловкости исполнения слащавы до приторности. Таковы напр. "Снятие со креста", в церкви Богоматери, в Мюнхене, "Св. Франциск Ассизский", в церкви францисканцев, там же, "Виргилий и Данте при входе в ад", в штуттгардтской галерее, и пр. 3) Карл-Герман-Теодор Л. один из значительнейших немецких граверов новейшего времени, род. в 1819 г. в Лейпциге, учился у Стейнла в мюнхенской академии художеств, а потом у Тетера, в Дрездене, где и трудился до старости. Его гравюры, исполненные то манерой под карандаш, то штрихами, отличаются добросовестной передачей оригиналов. Главные в их числе — потолочные фрески комнаты Елиодора в Ватикане, с Рафаеля, "Иаков и Рахиль", с дрезденской картины Джорджоне, "Св. Семейство", с Мантеньи, "Св. Родригез", с Мурильо, "Христос", с Дюрера, 10 листов фресок сиеннской библиотеки (Libreria) и воспроизведения многих картонов и стенных картин Шнорра, Швинда и Германа. В последнее время он гравировал преимущественно ландшафты.
А. С — в.
II
(Карл-Герман-Теодор, дополнение к статье)
(Langer) — немецкий гравер: ум. в 1895 г.

Смотреть другие определения →


© «СловоТолк.Ру» — толковые и энциклопедические словари, 2007-2020

Top.Mail.Ru
Top.Mail.Ru